БУНЮЭЛЬ Луис это:

БУНЮЭЛЬ Луис
БУНЮЭЛЬ Луис
БУНЮЭ́ЛЬ (Буньюэль) (Bunuel) Луис (22 февраля 1900, Каланда, пров. Нижний Арагон, Испания — 29 июля 1983, Мехико, Мексика), испанский кинорежиссер, сценарист, международно признанный лидер «авторского» направления в мировом киноискусстве.
Родился в многодетной семье состоятельного землевладельца. Воспитывался в иезуитском колледже в Сарагосе, где в пору отрочества испытал первые сомнения в истинности религиозного вероучения. Эти сомнения сменились решительным выбором в пользу атеизма в пору духовного формирования в студенческой резиденции университета в Мадриде (1917—24), где в нелегких поисках будущей профессии юноша сблизился с литераторами «поколения 1898 года» (Ф. Гарсиа Лоркой (см. ГАРСИА ЛОРКА Федерико), Р. Альберти (см. АЛЬБЕРТИ Рафаэль), Х. Гильеном (см. ГИЛЬЕН Хорхе) и др.). Существенным фактором в определении творческого лица будущего режиссера стал парижский период его жизни в середине 1920-х гг., где он познакомился с эстетической и общественной программой группы художников-сюрреалистов (А. Бретон (см. БРЕТОН Андре), С. Дали (см. ДАЛИ Сальвадор), М. Эрнст (см. ЭРНСТ Макс), И. Танги (см. ТАНГИ Ив)), лозунгом которых был скандальный разрыв с буржуазными условностями в нравственности и искусстве. Прокламируемая сюрреалистами «эстетика шока» нашла яркое выражение в совместном дебюте Бунюэля и Дали в немом кинематографе — в ставшей с годами хрестоматийной ленте «Андалузский пес» (1928), построенной по методу автоматического письма. Еще больший скандал вызвала премьера их следующего фильма «Золотой век» (1930), отмеченного предельным натурализмом зрительного ряда и «кощунственными» ассоциациями с творчеством маркиза де Сада, вызвавшими общественное замешательство. Фильм был запрещен к публичному показу на протяжении 50 лет. Аналогичная участь постигла снятый Бунюэлем уже в Испании документальный фильм «Лас Урдес. Земля без хлеба» (1932) об удручающей нищете этого крестьянского края. В годы Гражданской войны Бунюэль, решительно ставший на сторону республиканцев, активно пропагандирует национальную культуру за рубежом, участвует в создании антифашистских и антифранкистских лент (в частности, «Испанской земли», 1937, Й. Ивенса), работает во Франции, а с 1938 по 1946 — в США.
В 1946 Бунюэль возобновляет режиссерскую деятельность в Мексике; в 1949 принимает мексиканское гражданство. К началу 1960-х гг. он создает около 20 фильмов, работая по преимуществу в рамках канонических коммерческих жанров — мелодрамы, комедии, детектива, порою привнося в них гротескно-сатирическую тональность («Лестница на небо», 1952, приз Международного кинофестиваля в Канне (см. КАННСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ)) или, напротив, обостренно-трагедийную («Он», 1953). О беспощадности жесткого реализма раннего Бунюэля напоминает рисующий страшную участь подростков-беспризорников в Мехико фильм «Забытые» (1950, приз за режиссуру Международного кинофестиваля в Канне, 1951), о демократических симпатиях режиссера — создаваемые с участием Франции фильмы «Это называется зарей» (1955), «Смерть в этом саду» (1956), «Лихорадка приходит в Эль-Пао» (1959). Однако подлинная мощь бунюэлевского дарования раскрывается лишь в лентах, сочетающих беспощадную критику социальных основ современного буржуазного мироустройства с нелицеприятным видением евангельских заветов, например, в фильмах «Назарин» (1958, по роману Б. П. Гальдоса; специальная премия Международного кинофестиваля в Канне) и «Виридиана» (1961, «Золотая пальмовая ветвь» Международного кинофестиваля в Канне); последний, после долголетней разлуки снятый на родине автора, был тут же запрещен по обвинению в оскорблении религиозных ценностей. Отмеченные жесткой экспрессивностью образного решения и виртуозностью актерского исполнения, оба фильма свидетельствовали о несостоятельности попыток социальной утопии в перегороженном кастовыми и классовыми барьерами мире.
В 1960-е гг. библейская тема еще дважды звучит в кинематографе Бунюэля — в фильмах-притчах «Симеон-столпник» (1965, специальный приз Международного кинофестиваля в Венеции (см. ВЕНЕЦИАНСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ)) и «Млечный путь» (1970). Однако фокус гротескно-сатирического видения режиссера все больше смещается в сторону этико-психологических аспектов современного ему общества, пронизанного своекорыстием, лицемерием и расчетом. Разные, но в равной мере неутешительные варианты деградации личности в этом обществе предстают в «Дневнике горничной» (1964, по роману О. Мирбо), «Дневной красавице» (1967, по роману Ж. Кесселя, Гран При Международного кинофестиваля в Венеции) и «Тристане» (1970, по роману Б. П. Галдоса). А лелеемый со времен «Андалузского пса» и «Золотого века» сюрреалистический вызов унылой действительности вносит ноту озорного абсурда в симметрически выверенную фабулу «Ангела-истребителя» (1962, премия Международного кинофестиваля в Канне) и последних выдающихся картин Бунюэля «Скромное обаяние буржуазии» (1972, премия «Оскар (см. ОСКАР (в кино))», 1973), «Призрак свободы» (1974) и «Этот смутный объект желания» (1977, по роману П. Луиса).
Последние годы жизни мастер, удостоенный призов за вклад в мировое киноискусство на кинофестивалях в Сан-Себастьяне (1977), Москве (1979), Венеции (1982), провел в Мексике. На склоне лет, окончательно потеряв слух, а затем и зрение, он рассказал о своей жизни в книге мемуаров «Мой последний вздох» (1982).

Энциклопедический словарь. 2009.

Смотреть что такое "БУНЮЭЛЬ Луис" в других словарях:

  • Бунюэль, Луис — Луис Бунюэль Luis Buñuel …   Википедия

  • Бунюэль Луис — Луис Буньюэль Luis Buñuel Луис Буньюэль Имя при рождении: Луис Буньюэль Портолес Дата рождения: 22 февраля 1900 …   Википедия

  • БУНЮЭЛЬ Луис — БУНЮЭЛЬ (Bunuel) Луис (22 февраля 1900 29 июля 1983), испанский кинорежиссер, сценарист, международно признанный лидер «авторского» направления в мировом киноискусстве. Родился в деревне Каланда (провинция Нижний Арагон) в центральной Испании в… …   Энциклопедия кино

  • БУНЮЭЛЬ Луис — (Bunuel, Luis) (1900 1983), один из крупнейших режиссеров в истории мирового кино. Родился 22 февраля 1900 в городе Каланда (Испания). В 1917 поступил в Мадридский университет. Его кинематографическая карьера началась в 1920 е годы. В 1925… …   Энциклопедия Кольера

  • Луис Бунюэль — Испанский кинорежиссер, сценарист, один из крупнейших мастеров в истории мирового кино Луис Бунюэль (Luis Bunuel) родился 22 февраля 1900 года в испанской провинции Нижний Арагон (Теруэль) в деревне Каланда в многодетной семье состоятельного… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • Луис Бунюэль — Луис Буньюэль Luis Buñuel Луис Буньюэль Имя при рождении: Луис Буньюэль Портолес Дата рождения: 22 февраля 1900 …   Википедия

  • Бунюэль — Луис Буньюэль Luis Buñuel Луис Буньюэль Имя при рождении: Луис Буньюэль Портолес Дата рождения: 22 февраля 1900 …   Википедия

  • Луис Бунюэль — (1900 1983 гг.) кинорежиссер Слава богу, я все еще атеист. (Источник: «Афоризмы. Золотой фонд мудрости.» Еремишин О. М.: Просвещение; 2006.) …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Луис Бонюэль — Луис Буньюэль Luis Buñuel Луис Буньюэль Имя при рождении: Луис Буньюэль Портолес Дата рождения: 22 февраля 1900 …   Википедия

  • Луис Буньюэль — Luis Buñuel Луис Буньюэль Имя при рождении: Луис Буньюэль Портолес Дата рождения: 22 февраля 1900 …   Википедия

Книги

  • Мой последний вздох, Л. Бунюэль. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Луис Бунюэль (1900-1983) — один из крупнейших мастеров мирового кино. В основе сборника — книга… Подробнее  Купить за 1500 руб
  • Бунюэль о Бунюэле, Луис Бунюэль. Издание 1989 года. Луис Бунюэль (1900-1983) - один из крупнейших мастеров мирового кино. В основе сборника - книга Л.Бунюэля "Мой последний вздох" - воспоминания режиссера о встречах с такими… Подробнее  Купить за 1038 руб
  • Луис Бунюэль, . Сборник посвящен творчеству выдающегося испанского кинорежиссера Л.Бунюэля, создателя многих фильмов, вошедших в историю мирового кино, таких, как "Андалусский пес", "Золотой век", "Земля без… Подробнее  Купить за 280 руб
Другие книги по запросу «БУНЮЭЛЬ Луис» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»