- БУГАТТИ
- БУГАТТИБУГА́ТТИ (Bugatti) — французская фирма по производству гоночных, спортивных и эксклюзивных автомобилей. Головной офис и производство компании были расположены в городе Мольсеме в Эльзасе (до 1918 назывался Мольсхайм и принадлежал Германии). С 1998 марка Bugatti принадлежит концерну «Фольксваген (см. ФОЛЬКСВАГЕН)» (Volkswagen).
Относительно небольшая компания оставила яркий след в истории автомобилестроения, этим она обязана личности ее основателя и владельца. Этторе Бугатти (см. БУГАТТИ Этторе), итальянец по происхождению, открыл свое дело в 1909. Накануне войны 1914 он выпустил неброский, но во многом новаторский гоночный автомобиль «Бугатти 13». Эта модель стала базовой для всех модификаций «Бугатти», вплоть до модели «59». Во время Первой мировой войны Бугатти был вынужден приостановить выпуск автомобилей, который удалось наладить только в 1921. 1920-е и 1930-е принесли марке мировую известность благодаря многочисленным победам в спортивных гоночных состязаниях таких автомобилей, как Type 35, Type 36, Type 39 и т.д. Помимо спортивных расширялась гамма легковых автомобилей. Особое внимание уделялось эксклюзивным дорогим моделям с отделкой салона из натуральной кожи, красного дерева и использованием особого стекла (Type 43, Type 44). Громкую славу приобрел Type 41, изготовленный в количестве всего 6 экземпляров, за свои параметры и роскошь получивший название Royale и ставший самым дорогим автомобилем за всю историю марки. Произведением искусства были его колеса, спицы которых собирались из рояльных струн.
На «Бугатти» не сильно сказался всеобщий экономический кризис 1930-х годов: у покупателей таких дорогих автомобилей деньги были всегда. Но настоящим несчастьем для компании и ее основателя стала смерть его старшего сына Жана, много сделавшего для разработки дизайна кузовов компании. Вторая мировая война резко сократила спрос на автомобили класса «люкс», что привело компанию к фактическому банкротству. Во время немецкой оккупации Бугатти продолжал строить легковые автомобили и создавать проекты послевоенных машин. Однако этим планам не суждено было воплотиться: смерть Этторе Бугатти положила конец надеждам на возрождение компании. Слабые попытки наследников перекроить его модели не имели успеха, и компания тихо умирала.
В 1963 предприятия отошли к компании «Испано-Сюиза» (Hispano-Suisa), начавшей на них производство авиационного оборудования. В 1968 контроль над «Испано-Сюиза» и «Бугатти» получила французская Snecma, позже объединившаяся с компанией Messier. В 1977 это объединение получило название Messier- Hispano-Bugatti. В 1987 итальянский предприниматель Романо Артиоли приобрел торговую марку Bugatti и основал компанию Bugatti Automobili SpA. Через два года, в 1989, был представлен Bugatti EB110-GT, созданный при участии итальянских инженера и дизайнера Паоло Станцани (Paolo Stanzani) и Марчелло Гандини (Marcello Gandini). Автомобиль выпускался небольшими партиями по индивидуальным заказам. В октябре 1993 руководство компании предприняло попытку создания небольшого концерна по выпуску спортивных автомобилей высшего класса, выкупив у «Дженерал Моторс (см. ДЖЕНЕРАЛ МОТОРС)» (General Motors) контрольный пакет акций британской компании «Лотус (см. ЛОТУС (автомобили))» (Lotus). Однако эта попытка не имела успеха, и в 1995 итальянский концерн «Бенеттон» (Benetton) в свою очередь выкупил «Лотус» (Lotus) у Bugatti Automobili SpA. В сентябре этого же года компания, понесшая убытки в размере 130 млн. долларов, объявила о своем банкротстве.
Очередным владельцем торговой марки Bugatti в 1998 стал автомобильный концерн «Фольксваген» (Volkswagen). В этом же году инженеры компании приступили к разработке первого за последние 50 лет автомобиля марки Bugatti. Им стал Bugatti Veyron с рекордной мощностью двигателя — свыше 1000 л.с. и максимальной скоростью более 400 км/час, серийный образец которого был представлен на автомобильной выставке в Токио в октябре 2005 года. Он назван в честь французского гонщика Пьера Вейрона, победившего за рулем Bugatti в гонках на выносливость «24 часа Ле-Мана» в 1939 году.
Энциклопедический словарь. 2009.