БРАНКУЗИ Константин

БРАНКУЗИ Константин
БРАНКУЗИ Константин
БРАНКУ́ЗИ (Брынкуши) (Brancusi) Константин (1876—1957), румынский скульптор-абстракционист (см. АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО) . В 1902 переехал из Румынии в Мюнхен, затем, в 1904 — в Париж. Создавал по несколько вариантов одного сюжета, объединяя их в группы («Поцелуй», 1910—21; «Рыба», 1924—30). На творчестве Бранкузи отразился интерес к примитивной скульптуре африканских народов.
* * *
БРАНКУ́ЗИ (Брынкуши) (Brancusi) Константин (19 февраля 1876, Хобица, Румыния — 16 марта 1957, Париж), румынский скульптор.
Пешком в Париж
Родился в румынской деревеньке у подножия Карпат в многодетной семье. В 12 лет ушел из дома, работал разносчиком, официантом, отдавая свободное время занятиям искусством и ремеслами (сам смастерил скрипку). Окончил школу искусств и ремесел в г. Крайова, а затем изучал скульптуру в Государственном институте изящных искусств в Бухаресте. В 1904 пешком добрался до Парижа, где жил на случайные заработки и продолжал профессиональное образование: посещал занятия в Государственном институте искусств, участвовал в выставках молодых художников, в течение двух месяцев работал в мастерской великого Огюста Родена (см. РОДЕН Огюст) (1907). На ранней стадии творчества создавал реалистические портреты (камень, гипс), однако вскоре увлекся стилем модерн (см. МОДЕРН), декоративизмом формы, передачей светотеневой вибрации.
Вперед к архаике
В 1907 в искусстве Бранкузи произошел перелом: от техники ваяния по моделям он перешел к непосредственной работе в материале (камень и дерево), а от реалистического портретирования — к отвлеченным темам и геометризированным формам. Скульптура «Мольба» (1907), где лапидарность силуэта сочетается с конструктивностью композиции, — дань Родену и одновременно отказ от его наставлений. Скульптура «Поцелуй» (1907) явилась, по признанию Бранкузи, его «путем в Дамаск»: став своеобразным логотипом творчества мастера, она обозначила разрыв как с академической традицией, так и с искусством рубежа веков: целующаяся пара в виде малорасчлененного блока известняка с прорисью на нем волос и глаз заложила основы авангардного языка в европейской скульптуре. Интерес к геометрически упрощенной, восходящей к архаике форме и емкая образность, проявившиеся в этом произведении, стали характерными чертами искусства Бранкузи.
Гармония формы и мотива
С конца 1910-х годов время для скульптора словно застыло. Он восприимчив к художественным веяниям 1910-х годов — расчленению композиции, интересу к неолиту и африканской скульптуре, к народному примитиву. Вместе с тем, не отдаляясь от современников и участвуя в бурной парижской жизни (на выставке Салона Независимых в 1920 в Париже изображенная в виде фаллоса (см. ФАЛЛОС) «Принцесса Х» вызвала общественный скандал), Бранкузи выработал самобытный язык, внепрограммный и внестилевой, хранящий дух древнего мастерства, и совершил прорыв в понимании скульптуры. Отвлеченный облик его произведений основан как на органике природы (округлые формы, лапидарный силуэт), так и на принципах классической тектоники (золотое сечение (см. ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ)). Мифопоэтическая насыщенность образа вырастает из логики формы и опирается на глубинную суть материала.
На протяжении всего творческого пути Бранкузи работал над несколькими циклами и создавал реплики одной и той же композиции в разных материалах (дерево, мрамор, бронза), меняя лишь детали, масштаб и постаменты. Среди излюбленных тем Бранкузи — абстрактные женские портреты («Мадемуазель Погани», «Спящая Муза»), эротика («Поцелуй», «Принцесса Х»), персонажи сказок и античной мифологии («Леда», «Прометей», «Жар-птица», «Ведьма»), библейские сюжеты («Адам и Ева»), животный мир («Птица», «Рыба», «Тюлень», «Черепаха», «Петух»). Один из шедевров мастера — «Бесконечная колонна» — выявляет его приверженность утопическому идеализму авангарда (см. АВАНГАРДИЗМ).
Всю жизнь проживший в Париже, Бранкузи всегда оставался верен естественной красоте народного румынского промысла — резьбе по дереву, отношению к скульптуре как вещи, одухотворяя ее утилитаризм. На своей родине в Румынии мастер воздвиг ансамбль в г. Тыргу-Жиу (1937), в монументальной форме обобщивший весь его творческий путь.
Творчество Бранкузи вошло в сокровищницу художественного опыта 20 века. Затворник по натуре, скульптор не имел учеников или прямых последователей, однако его самобытность и смелые искания во многом определили облик современной скульптуры. Произведения мастера хранятся во всех ведущих музеях мира, особенно много их в Париже и в США.

Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "БРАНКУЗИ Константин" в других словарях:

  • Бранкузи, Константин — Константин Бранкузи …   Википедия

  • БРАНКУЗИ Константин — (БРЫНКУШИ), (Brancusi, Constantin) (1876 1957), румынский скульптор, родился в селе Хобица в Румынии в 1876. После обучения в художественных школах в Крайове и Бухаресте уехал в Париж и в 1904 поступил в Школу изящных искусств, которую вскоре… …   Энциклопедия Кольера

  • Бранкузи — Бранкузи, Константин Константин Бранкузи Эдвард Стайхен. Фотопортрет Константина Бранкузи, 1920 И …   Википедия

  • БРАНКУЗИ (Brancusi) Константин — (1876 1957) румынский скульптор абстракционист. В 1902 переехал из Румынии в Мюнхен, затем, в 1904 в Париж. Создавал по несколько вариантов одного сюжета, объединяя их в группы ( Поцелуй , 1910 21; Рыба , 1924 30). На творчестве Бранкузи… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Константин Брынкуши — Эдвард Стайхен. Мастерская Бранкузи, 1920 Эдвард Стайхен. Фотопортрет Константена Бранкузи, 1920 Константин Брынкуши (Бранкузи, рум. Brâncuşi/Brîncuşi (Брынкушь), фр. Brancusi, 21 февраля …   Википедия

  • Константин Брынкушь — Эдвард Стайхен. Мастерская Бранкузи, 1920 Эдвард Стайхен. Фотопортрет Константена Бранкузи, 1920 Константин Брынкуши (Бранкузи, рум. Brâncuşi/Brîncuşi (Брынкушь), фр. Brancusi, 21 февраля …   Википедия

  • Брынкуши Константин — (Brîncuşi), франц. Бранкузи (Brancusi) (1876 1957), румынский скульптор. Один из родоначальников абстракционизма в европейской скульптуре. Портреты, пластически обобщённые символические образы (серия «Птица в пространстве», с 1910).… …   Энциклопедический словарь

  • Брынкуши, Константин — Эдвард Стайхен. Мастерская Бранкузи, 1920 Эдвард Стайхен. Фотопортрет Константена Бранкузи, 1920 Константин Брынкуши (Бранкузи, рум. Brâncuşi/Brîncuşi (Брынкушь), фр. Brancusi, 21 февраля …   Википедия

  • Брынкушь, Константин — Эдвард Стайхен. Мастерская Бранкузи, 1920 Эдвард Стайхен. Фотопортрет Константена Бранкузи, 1920 Константин Брынкуши (Бранкузи, рум. Brâncuşi/Brîncuşi (Брынкушь), фр. Brancusi, 21 февраля …   Википедия

  • Брынкуши Константин — Эдвард Стайхен. Мастерская Бранкузи, 1920 Эдвард Стайхен. Фотопортрет Константена Бранкузи, 1920 Константин Брынкуши (Бранкузи, рум. Brâncuşi/Brîncuşi (Брынкушь), фр. Brancusi, 21 февраля …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»