БОСХ Иероним это:

БОСХ Иероним
БОСХ Иероним
БОСХ (Bosch; собственно ван Акен, van Aeken) Иероним (Хиеронимус) (около 1450, Схертогенбос, Брабант (Нидерланды) — 9 августа 1516, там же), нидерландский художник, один из крупнейших мастеров Северного Возрождения (см. СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ) .
Босх принадлежал к роду потомственных художников; один из его предков был родом из Ахена («ван Акен» по-голландски); сам он выбрал в качестве псевдонима усеченное имя родного города. Был членом Братства Богоматери, объединявшего элиту местного общества. Из сравнительно небольшого числа сохранившихся произведений Босха лишь 7 подписаны и ни одно не датировано художником. Стилистически его творчество принято разделять на ранний (1475—80), средний (1480—1510) и поздний (с 1510) периоды.
Чаще всего это небольшие картинки нравоучительно-дидактического содержания («Извлечение камня глупости», Прадо, Мадрид; «Корабль дураков», Лувр, Париж); в те же годы была создана и расписная столешница с аллегориями Семи смертных грехов (Прадо). Жанрово-аллегорические сценки, полные грубоватого юмора, написаны в детализованной, «эмалевой» живописной манере старых нидерландцев. Доминирует чувство мучительной тревоги за абсурдное состояние человечества, погрязшего во всяческой скверне. Правда быта, едкая сатира сочетаются с замысловатой, темной символикой, и лишь в пейзажных далях (как это бывает у Босха почти всегда) сохраняется присущий Яну ван Эйку (см. ЭЙК) восторг перед божественной гармонией мироздания.
Главные шедевры Босха, обеспечившие ему посмертную славу — большие алтарные триптихи, самым ранним из которых считается «Воз сена» (Прадо, Мадрид). Многолюдное действо центральной части алтаря разыгрывается между Раем на левой и Адом на правой створках, — наглядными началом и концом земного пути беспутной человеческой массы. Сюжет главной сцены обыгрывает пословицу «мир — воз сена, каждый тащит с него, сколько может». Греховной сутолоке явно противостоят таинственные поэтические детали (например, изящная чета любовников, музицирующих на самом верху пресловутого воза) и прежде всего чувственная красота колорита, обретающего все большую легкость.
В триптихе с Искушением Святого Антония (Национальный музей старого искусства, Лиссабон) все видимое пространство обращается в земной ад, мерцающий зловещими сполохами, полный мерзких, фантастических, но в то же время натуралистически убедительных тварей. Живописные лессировки (см. ЛЕССИРОВКА) одновременно удивительно изысканны, а самое главное — сквозь весь морок проступает воля к самопознанию, обуздывающему разбушевавшуюся природную стихию. Тот же гуманистический мотив звучит в цикле одночастных картин о святых подвижниках («Св. Иероним в покаянии», Музей изобразительных искусств, Гент; и другие), где пейзаж, та же стихия на наших глазах «умиряется» от переднего плана к далям, словно демонстрируя плоды напряженной нравственной борьбы.
Так или иначе исход этой борьбы в целом предстает интригующе-неопределенным. В известнейшем и самом большом триптихе («Сад наслаждений», Прадо) действо, традиционно для Босха, разыгрывается между Раем слева и Адом справа — в центре же представлен поразительный «адо-рай», где прекрасное нагое человечество оказывается высшим грациозным плодом и в то же время пассивной жертвой растительно-животной природы, окружающей людей ловушками в виде гигантских ягод, насекомых, оживающих скал и прочих «сюрреалистических» деталей. Характерное для Босха обилие алхимико-астрологической символики достигает здесь апогея (исследователи не раз высказывали гипотезы о принадлежности мастера к какой-то тайной еретической секте). Напротив, в позднейшем из больших триптихов, с Эпифанией (Богоявлением) или Поклонением волхвов (там же), царит почти безмятежный покой; земная суета, представленная мелкими сценками, зримо растворяется в полях картины за сакральным событием переднего плана.
Чувство «покоя после битвы» предопределяет позднее «Искушение Святого Антония» (Прадо) — углубленный во внутреннее созерцание святой не обращает тут никакого внимание на мелкую нечисть.
Напротив, сцены Венчания Христа терновым венцом (Национальная галерея, Лондон) и Несения креста (Музей изобразительных искусств, Гент) полны напряженного драматизма; во второй картине зловещая толпа, окружающая Страстотерпца, парадоксально соединяет в своем облике хищное уродство с волнующе-тревожной (благодаря трепетному мерцанию цветовых бликов) красотой.
Философская насыщенность образов, созданных Босхом, ставят их на один уровень с произведениями Леонардо да Винчи (см. ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ) и А. Дюрера (см. ДЮРЕР Альбрехт). Подготовив своими бытовыми и пейзажными наблюдениями реализм голландской живописи 17 в., он в то же время оказался дальним предтечей модернистско-авангардной поэтики абсурда.

Энциклопедический словарь. 2009.

Смотреть что такое "БОСХ Иероним" в других словарях:

  • Босх, Иероним — Иероним Босх Портрет Босха. Кар …   Википедия

  • Босх Иероним — Иероним Босх Портрет Босха. Карандаш, сангина 41×28 см. Муниципальная библиотека. Аррас. Имя при рождении: Jeroen Anthonissen van Aken Дата рождения: 1450 Место ро …   Википедия

  • Босх — Босх, Иероним Иероним Босх Портрет Босха. Карандаш, сангина 41×28 см. Муниципальная библиотека. Аррас. Имя при рождении …   Википедия

  • Иероним Босх — Портрет Босха. Карандаш, сангина 41×28 см. Муниципальная библиотека. Аррас. Имя при рождении: Jeroen Anthonissen van Aken Дата рождения: 1450 Место ро …   Википедия

  • Босх И. — Иероним Босх Портрет Босха. Карандаш, сангина 41×28 см. Муниципальная библиотека. Аррас. Имя при рождении: Jeroen Anthonissen van Aken Дата рождения: 1450 Место ро …   Википедия

  • Босх Хиеронимус — Иероним Босх Портрет Босха. Карандаш, сангина 41×28 см. Муниципальная библиотека. Аррас. Имя при рождении: Jeroen Anthonissen van Aken Дата рождения: 1450 Место ро …   Википедия

  • Босх — Иероним (Хиеронимус) (Bosch, Hieronimus), наст. имя Иероним ван Акен (Hieronimus van Acken) Ок. 1450, Хертогенбос 1516, Хертогенбос. Нидерландский живописец. Полагают, что предки его были выходцами из немецкого города Ахена (отсюда ван Акен ).… …   Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

  • Иероним — (Ἱερωνύμος) греческое Род: муж. Этимологическое значение: «священноименный» Отчество: Иеронимович Иеронимовна Другие формы: Еремей, Жером И …   Википедия

  • Босх Хиеронимус —         Бос (Bosch; собственно Хиеронимус ван Акен, Hieronymus van Aeken) (р. около 1450 1460 ум. 1516), нидерландский живописец. Представитель раннего нидерландского Возрождения. Сочетал изощрённую средневековую фантастику с фольклорно… …   Художественная энциклопедия

  • БОСХ — Поклонение волхвов. 1510 г. (Прадо. Мадрид) Поклонение волхвов. 1510 г. (Прадо. Мадрид) [голл. Bosch] Иероним (ок. 1450, Хертогенбос, 1516, там же), нидерланд. художник. Первые уроки живописи получил в мастерской отца, худож. Антониса ван Акена,… …   Православная энциклопедия

Книги

  • Босх, Иероним, Jesse Russell. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Внимание! Книга представляет собой набор материалов из Википедии и/или других online-источников.High… Подробнее  Купить за 1147 руб
  • Иероним Босх, . Иероним Босх – великий голландский художник эпохи Возрождения. Он и по сей день остается самой загадочной личностью в истории средневековой живописи. Всем работамБосха присущи образы и… Подробнее  Купить за 135 руб
  • Т. 34. Босх Иероним, Гордеева М.. Иероним Босх принадлежит к числу блистательных художников эпохи Северного Возрождения. Его считают самым загадочным живописцем в истории мирового искусства. На протяжении многих веков интерес… Подробнее  Купить за 110 руб
Другие книги по запросу «БОСХ Иероним» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»