- БИРИ Уоллес
- БИРИ УоллесБИ́РИ Уоллес (Beery, Wallace) (1 апреля 1885, Канзас-Сити — 15 апреля 1949, Лос-Анджелес), американский актер.
Выходец из небогатой семьи, сын полицейского сержанта, Уоллес в шестнадцать лет убежал из дома и присоединился к труппе бродячих актеров. Позднее он работал в цирке: сначала ухаживал за слонами, затем стал дрессировщиком. В 1904 Бири попал в Нью-Йорк, где начал исполнять небольшие роли в мюзиклах (см. МЮЗИКЛ).
В кино Бири появился в 1913, имея достаточный актерский опыт. Незаурядный темперамент и крепкое телосложение позволили актеру добиться успеха в незамысловатых комедийных лентах. С 1915 он уже выступал в качестве ассистента режиссера, а с 1916 как самостоятельный режиссер, продюсер и сценарист своих фильмов. Довольно известным голливудским актером стал и его старший брат — Ной Бири. С годами определяется амплуа Уоллеса Бири — волевые, энергичные злодеи, соперники положительных героев. В частной жизни репутация медведя и увальня не помешала Уоллесу стать мужем кинодивы Глории Свенсон (см. СВЕНСОН Глория). Их брак длился с 1916 по 1918.
В 1920-х Бири много и успешно снимался в кино. Его общепризнанной удачей стала роль Ричарда Львиное Сердце в фильме «Робин Гуд» (1922), где актер воплотил сильный характер, ум и варварский нрав средневекового монарха. Бири занимали в своих лентах видные мастера кино Б. Китон (см. КИТОН Бастер) («Три эпохи», 1923), Т. Браунинг («Белый тигр», 1923), Д. Крюзе («Победить или умереть», 1924). Неординарными стали в исполнении актера роли Дана Лаури в «Пламени жизни» (1923, в советском прокате «Подземный гул»), Джаспера в «Морском ястребе» (1924), капитана подводной лодки в «Стальном капитане» (1926). В это же время сложился комедийный дуэт Бири и актера Р. Хаттона. Их герои (бродяги, авантюристы, пьяницы) с успехом смешили публику в ряде лент студии «Парамаунт»: «Приключения» (1925), «Противный Гарго» (1925), «Рыцари полуночи» (1925), «Мы теперь на флоте» (1926), «За кулисами фронта» (1926).
С появлением звукового кино, творчество Бири получило новый толчок к развитию. Своеобразно интонированная речь актера, владение приемами звуковой аффектации позволили ему создавать более выразительные образы. В 1930 за роль в фильме «Большой дом» актер был номинирован на премию «Оскар (см. ОСКАР (в кино))», а в 1931 получил ее за фильм «Чемпион». Бири сам написал сценарий для этой картины, которую поставил Кинг Видор (см. ВИДОР Кинг). Здесь актер сыграл роль стареющего боксера, решившего вновь выйти на ринг, чтобы добиться уважения своего маленького сына. Общее признание получили роли актера комедиях «Мин и Билл», «Анни с парома» (1933), «Обед в восемь» (1933). В 1934 Бири сыграл главную роль в фильме «Вива, Вилья!». Образ Панчо Вильи актер трактует в рамках своего традиционного амплуа: анархическая активность и энергия героя превалируют над рассудком и духовностью.
Во второй половине 1930-х и в 1940-х гг. Бири продолжал сниматься в кино, в год — по одной-две картины. В большинстве своем это были среднего уровня приключенческие ленты, вестерны и мелодрамы, не оставившие заметного следа в истории кинематографа. Тем не менее, вклад Уоллеса Бири в становление американского кинематографа неоспорим.
Энциклопедический словарь. 2009.