БЕСЫ это:

БЕСЫ
БЕСЫ
БЕ́СЫ, в древнеславянской мифологии злые духи; слово общеславянское, восходит к индоевропейскому bhoi-dho-s — «вызывающий страх». Следы древнего значения сохранились в архаичных фольклорных текстах, особенно заговорах. В христианской традиции «бес» при переводах заменило «демон». В христианских представлениях бесы — слуги и шпионы дьявола (см. ДЬЯВОЛ), они — воины его нечистого войска, противостоят Св. Троице и небесному воинству во главе с архистратигом Михаилом (см. МИХАИЛ Архангел) . Они — враги человеческого рода, насылают болезни (особенно душевные — беснования), сеют рознь и зависть между членами семьи, начальником и подчиненными, учеником и учителем. Бесы, как и Дьявол, когда-то были слугами Божьими — ангелами, но вследствие ложного выбора склонились ко злу. Как напоминание об изначально ангельской природе у них остались крылья (в западной традиции это крылья нетопыря).
Отпадение бесов от Бога в Новом Завете упоминается, в частности, в Послании к иудеям Апостола Павла (6), Апокалипсисе (см. АПОКАЛИПСИС) (12, 9) и др. В Евангелии от Матфея (8) Иисус вселяет бесов в стадо свиней.
Помимо внешнего отдаленного сходства с ангелами, бесы сохранили власть над пространством и стихиями. Они могут проникать в человеческие мысли, внушать людям неправедные желания, подстрекать ко злу. Но им недоступно проникнуть в истинно праведную душу. Бесы искушают всех людей, но по распространенным и на христианском Западе и Востоке представлениям, они особое внимание уделяют искушению монахов, а среди них — пустынников и аскетов. Исходя их этих представлений, отшельники на заре зарождения монашества селились в местах, которые молва считала местом скопления нечистой силы с намерением сразиться с бесами в самом их «гнезде». Особенно популярны предания об искушении основателя монашества — Антония Великого (см. АНТОНИЙ Великий) .
Как и ангелы, бесы появляются и исчезают по своему желанию. Они носят различные личины, причем могут принять и образ ангела и даже самого Иисуса Христа (легенда об ученике Франциска Ассизского (см. ФРАНЦИСК АССИЗСКИЙ)). Близость бесов узнается по ощущению смутной тоски, тошноты, по беспричинному судорожному смеху. В средневековой Европе особенно популярны легенды о явлениях бесов, искушающих людей плотским совокуплением (инкубы-«мужчины» и суккубы-«женщины»). Бесы могут являться в обличьи черного пса («Фауст» И. В. Гете (см. ГЕТЕ Иоганн Вольфганг)) и черного кота. Их часто изображают как иноверцев или иноземцев (в русской традиции как эфиопов — «черных муринов» или ляхов, т. е. поляков, позднее — немцев: мотив, отраженный у Гоголя в «Ночи перед Рождеством»). На исходе Средневековья в Европе бесов чаще всего представляют в виде самых необычных фантазийных созданий. Чаще всего их изображают похожими на фавнов (см. ФАВН (бог)) и сатиров (см. САТИРЫ): с небольшими рожками, копытцами, хвостом.
По русским представлениям, бесы чаще всего невидимы. Их дано видеть иногда лишь твердым, праведным людям (например, видение идущего к Иоанну Кронштадскому (см. ИОАНН Кронштадтский) монаха, который видит «собор бесов», кричащих, что «нам теперь дана власть» — явная народная реакция на революционное брожение).
В европейском изобразительном искусстве бесов часто изображают в популярнейшем сюжете «Искушение Святого Антония» (Босх (см. БОСХ Иероним), Нитхард (см. НИТХАРДТ Матис), Лукас Кранах Старший (см. КРАНАХ Лукас Старший), Веронезе (см. ВЕРОНЕЗЕ Паоло) и др.), в сценах адских мучений и Страшного суда (см. СТРАШНЫЙ СУД) .
В европейской литературе связь с ортодоксальной традицией сохраняют образы бесов-мучителей у Данте в «Божественной комедии». Многочисленные средневековые легенды о бесовских искушениях разработаны (с ощутимым пародийным оттенком) в «Рукописи, найденной в Сарагосе» Я. Потоцкого. Принципиальная трактовка Достоевским Черта в «Братьях Карамазовых» как воплощения зла, таящегося в темных глубинах человеческой души, почти цитатно повторена Т. Манном в «Докторе Фаустусе». Изображение революционеров-террористов как бесовской силы в другом романе Достоевского, «Бесы», в большей степени восходит к народным представлениям о бесах как о возмутителях спокойствия. Пестрая свита Воланда в «Мастере и Маргарите» Булгакова восходит к средневековой низовой сатире.

Энциклопедический словарь. 2009.

Смотреть что такое "БЕСЫ" в других словарях:

  • Бесы — «Бесы» (1830)  стихотворение Александр Сергеевича Пушкина. «Бесы» (1872)  роман Федора Михайловича Достоевского. Бесы (Biessi, Βίεσσοι)  имя славянского народа, жившего во время Птолемея в теперешней Галиции, у подножия… …   Википедия

  • БЕСЫ — (общеславянское слово; старослав. ед. ,ч. Бъсъ, укр. бic, болг. бяс, бес, сербо хорв. вйjес, словен. бês, чеш. bus, польск. bies и т. д.; исконно родственно литов. baisus, «страшный» и в конечном счёте восходит к индоевроп. bhoi dho s,… …   Энциклопедия мифологии

  • БЕСЫ — в древнеславянской мифологии злые духи; в христианских представлениях то же, что черти …   Большой Энциклопедический словарь

  • БЕСЫ — «БЕСЫ (Николай Ставрогин)», Россия, Время (кинокомпания «Мосфильм), 1992, цв., 153 мин. Драма. По мотивам одноименного романа Ф.Достоевского. Действие психологической драмы происходит в конце века. На мутной волне российской революционной… …   Энциклопедия кино

  • Бесы — демоны, нечистые духи, нечистая сила противники Бога и Божия дела в мире, «враги невидимые» Церкви и всего человеческого рода, слуги, воины и соглядатаи сатаны. По учению Церкви, Б. страшная реальность; верующий человек имеет право находить… …   Энциклопедия культурологии

  • бесы — злые духи, причиняющие страдания людям А. Характерные черты бесов 1. Их особенность выступают как лжебоги: Втор 32:17; Пс 105:37; 1Кор 10:20; Откр 9:20 также называются нечистыми духами: Мк 5:12,13; 1Тим 4:1 2. Их признаки одержимость: Мк… …   Библия: Тематический словарь

  • Бесы — (общеслав. слово: старослав. ед. ч. бѣсъ, укр. біс, болг. бяс и т. д., восходящее к индоевроп. bho dho s вызывающий страх, ужас , того же корня, что и слово бояться ) в др. слав. религ. мифологич. представлениях злые духи. Из языческой… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • Бесы — Biessi, Βίεσσοι имя славянского народа, жившего во время Птолемея в теперешней Галиции, у подножия Карпат. О них писал Шафарик ( Славянские Древности , I) …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Бесы — (др. – слав., христ.)  – от «страшный» – злые духи, противники Бога и ангелов, слуги, помощники, воины и соглядатаи дьявола, враги «рода человеческого». Наводят болезни и порчу, толкают людей на дурные поступки, расстраивают браки, портят… …   Мифологический словарь

  • Бесы —    см. Демоны …   Словарь богословских терминов

Книги

  • Бесы, Ф. М. Достоевский. "Бесы" - одно из наиболее сложных в идейно-философском отношении произведений Ф. М. Достоевского. Упрощенно воспринятый современниками как политический памфлет, долгие годы фактически… Подробнее  Купить за 430 руб
  • Бесы, Ф. М. Достоевский. "Бесы" - одно из наиболее сложных в идейно-философском отношении произведений Ф.М.Достоевского. Упрощенно воспринятый современниками как политический памфлет, долгие годы фактически… Подробнее  Купить за 430 руб
  • Бесы, Федор Достоевский. БЕСЫ - безусловно, роман-предостережение и роман-проро­чество, в котором великий писатель и мыслитель указывает на грядущие социальные катастрофы. История подтвердила правоту писателя, и… Подробнее  Купить за 306 руб
Другие книги по запросу «БЕСЫ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»