- БЕЙКЕР Чет
- БЕЙКЕР ЧетБЕ́ЙКЕР ЧЕТ (Baker Chet) (полное имя Чесни Генри Бейкер, Chesney Henry Вaker) (23 декабря 1929, Йель, шт. Оклахома — 13 мая 1988, Амстердам), американский джазовый (см. ДЖАЗ) музыкант (труба, фортепиано, вокал), руководитель ансамбля.
Родился в Оклахоме. В возрасте 11 лет приехал с семьей в Калифорнию. В школе обучался игре на трубе, затем начал выступать в духовых и танцевальных оркестрах. Службу в армии проходил в 3ападном Берлине как трубач военного оркестра (1946—1948), после демобилизации продолжил музыкальное образование в одном из колледжей Лос-Анджелеса, где изучал теорию музыки и гармонию. В 1949 вновь получил приглашение в военный сан-францисский оркестр, с которым выступал до 1952. В этот же период познакомился с бибопом. (см. БИБОП) В 1952 в Голливуде стал выступать как солист в квартете довольно известного музыканта Дж. Маллигана. В дальнейшем, начиная с 1953, выступал преимущественно с собственным комбо. Бейкер, обладая неплохим голосом, записал несколько пластинок как певец.
В 1955—1956 совершил несколько европейских турне. Аккомпанировал французской певице Катерине Валенте во время ее гастролей в Баден-Бадене. В 1959—1960 находился в Италии, здесь из-за пристрастия к наркотикам перенес психическое заболевание, прошел курс лечения.
В 1964 вернулся в США, принимал участие в различных джазовых фестивалях. Наряду с американскими партнерами в разное время с Бейкером играли музыканты из Франции, Бельгии, Голландии, ФРГ, Дании.
В плеяде трубачей, выдвинувшихся в начальный период развития модерн-джаза (см. МОДЕРН-ДЖАЗ), занимает одно из ведущих мест (наряду с Майлсом Дэвисом (см. ДЭВИС Майлз), «Диззи» Гиллеспи (см. ГИЛЛЕСПИ Диззи)). Примечательно, что исполнительская манера Бейкера формировалась под непосредственным влиянием идей Дэвиса и его экспериментов с кул-джазом (см. КУЛ-ДЖАЗ). Но манера игры Бейкера более лирична, даже «женственна» (по определению критиков) и вместе с тем спокойна, уравновешенна, лишена драматизма и философичности, свойственных Дэвису. Преобладают точная и чистая интонация, закругленные мелодические фразы, медленные темпы, средний регистр, изысканность и усложненность гармонического мышления сочетаются со склонностью к применению разнообразных полифонических приемов. Звучание трубы приобретает тембровую окраску, напоминающую корнет, иногда валторну, саксофон и деревянные духовые. Опыты Бейкера, основанные на синтезе различных стилевых элементов модерн-джаза, свинга (см. СВИНГ) и современной академической камерной музыки, создали предпосылки для последующего расцвета кул-джаза.
Энциклопедический словарь. 2009.