БАХ Иоганн Себастьян это:

БАХ Иоганн Себастьян
БАХ Иоганн Себастьян
БАХ (Bach) Иоганн Себастьян [31 (21) марта 1685, Эйзенах — 28 июля 1750, Лейпциг] немецкий композитор, органист, клавесинист. Философская глубина содержания и высокий этический смысл произведений Баха поставили его творчество в ряд шедевров мировой культуры. Обобщил достижения музыкального искусства переходного периода от барокко (см. БАРОККО)к классицизму (см. КЛАССИЦИЗМ). Непревзойденный мастер полифонии (см. ПОЛИФОНИЯ) . «Хорошо темперированный клавир» (1722—1744), Месса си-минор (ок. 1747—1749), «Страсти по Иоанну» (1724), «Страсти по Матфею» (1727 или 1729), св. 200 духовных и светских кантат, инструментальные концерты, многочисленные сочинения для органа.
Род, семья, детские и отроческие годы

Бах принадлежал к разветвленному немецкому роду, подавляющее большинство представителей которого на протяжении трех столетий были профессиональными музыкантами, служившими в разных городах Германии. Начальное музыкальное образование получил под руководством отца (игра на скрипке и клавесине). После смерти отца (1695, мать умерла ранее) был взят в семью старшего брата Иоганна Кристофа, служившего церковным органистом при Санкт-Михаэлис-кирхе в Ордруфе. В 1700—1703 учился в школе церковных певчих в Люнебурге. Во время учебы посетил Гамбург, Целле и Любек для знакомства с творчеством знаменитых музыкантов своего времени, новой французской музыкой. К этим же годам относятся и первые композиторские опыты Баха — произведения для органа и клавира (см. КЛАВИР).
Годы странствий (1703—08)
После окончания учебы Бах был занят поиском работы, обеспечивающей хлебом насущным и оставляющей время для творчества. С 1703 по 1708 он служит в Веймаре, Арнштадте, Мюльхаузене. В 1707 женится на своей кузине Марии Барбаре Бах. Его творческие интересы были сосредоточены тогда главным образом на музыке для органа и клавира. Известнейшее сочинение той поры — «Каприччо на отъезд возлюбленного брата» (1704).
Веймарский период (1708—17)
Получив в 1708 место придворного музыканта у герцога Веймарского, Бах обосновывается в Веймаре, где проводит 9 лет. Эти годы стали временем интенсивного творчества, в котором основное место принадлежало сочинениям для органа, в их числе многочисленные хоральные прелюдии, органная токката (см. ТОККАТА) и фуга (см. ФУГА) ре-минор, пассакалья (см. ПАССАКАЛЬЯ) до-минор. Композитор писал музыку для клавира, духовные кантаты (см. КАНТАТА) (более 20). Используя традиционные формы, например, протестантский хорал (см. ПРОТЕСТАНТСКИЙ ХОРАЛ) , он доводил их до высочайшего совершенства.
В Веймаре у Баха родились сыновья, будущие известные композиторы Вильгельм Фридеман и Карл Филипп Эммануил (см. Бах (см. БАХ (музыканты)), семья немецких музыкантов из Тюрингии).
Служба в Кетене (1717—23)
В 1717 Бах принял приглашение на службу герцога Анхальт-Кетенского Леопольда. Жизнь в Кетене поначалу была счастливейшим временем в жизни композитора: князь, просвещенный для своего времени человек и неплохой музыкант, ценил Баха и не мешал его творчеству, приглашал его в свои поездки. В Кетене были написаны три сонаты и три партиты (см. ПАРТИТА) для скрипки соло, шесть сюит для виолончели соло, Английские и Французские сюиты для клавира, шесть Бранденбургских концертов для оркестра. Особый интерес представляет сборник «Хорошо темперированный клавир» — 24 прелюдии (см. ПРЕЛЮДИЯ) и фуги, написанные во всех тональностях и на практике доказывающие преимущества темперированного (см. ТЕМПЕРАЦИЯ) музыкального строя, вокруг утверждения которого шли горячие споры. Впоследствии Бах создал второй том «Хорошо темперированного клавира», также состоящего из 24 прелюдий и фуг во всех тональностях.
Но безоблачный период жизни Баха оборвался в 1720: умирает его жена, оставляя четырех малолетних детей.
В 1721 Бах женится второй раз на Анне Магдалене Вилькен. В 1723 состоялось исполнение его «Страстей по Иоанну» в церкви св. Фомы в Лейпциге, и вскоре Бах получил должность кантора (см. КАНТОР (в церковной музыке)) этой церкви с одновременным исполнением обязанностей учителя школы при церкви (латынь и пение).
В Лейпциге (1723—50)
Бах становится «музыкальным директором» всех церквей города, следя за личным составом музыкантов и певцов, наблюдая за их обучением, назначая необходимые к исполнению произведения и выполняя многое другое. Не умея хитрить и манкировать и не будучи в состоянии исполнять все добросовестно, композитор неоднократно попадал в конфликтные ситуации, омрачавшие его жизнь и отвлекавшие от творчества. Художник достиг к тому времени вершин мастерства и создавал великолепные образцы в разных жанрах. В первую очередь, это духовная музыка: кантаты (сохранилось около двухсот), «Магнификат» (1723), мессы (см. МЕССА) (в том числе бессмертная «Высокая месса» си-минор, 1733), «Страсти по Матфею» (1729), десятки светских кантат (среди них — комические «Кофейная» и «Крестьянская»), произведения для органа, оркестра, клавесина (среди последних необходимо выделить цикл «Ария с 30 вариациями», так называемые «Гольдберг-вариации», 1742). В 1747 Бах создал цикл пьес «Музыкальные приношения», посвященный прусскому королю Фридриху II (см. ФРИДРИХ II Великий). Последней работой стало произведение под названием «Искусство фуги» (1749—1750) — 14 фуг и 4 канона на одну тему.
Судьба творческого наследия
В конце 1740-х годов здоровье Баха ухудшилось, особенно беспокоила резкая потеря зрения. Две неудачные операции по удалению катаракты привели к полной слепоте. Дней за десять до смерти Бах неожиданно прозрел, но затем с ним случился удар, сведший его в могилу.
Торжественные похороны вызвали огромное стечение народа из разных мест. Композитора похоронили вблизи церкви св. Фомы, в которой он прослужил 27 лет. Однако позже по территории кладбища проложили дорогу, могила затерялась. Лишь в 1894 останки Баха случайно были найдены во время строительных работ, тогда и состоялось перезахоронение.
Сложной оказалась и судьба его наследия. При жизни Бах пользовался известностью. Однако после смерти композитора имя и музыка его стали предаваться забвению. Подлинный интерес к его творчеству возник лишь в 1820-е годы, начало чему положило исполнение в 1829 году в Берлине «Страстей по Матфею» (организованное Ф. Мендельсоном-Бартольди (см. МЕНДЕЛЬСОН Феликс)). В 1850 было создано «Баховское общество», стремившееся выявить и опубликовать все рукописи композитора (за полвека было издано 46 томов).
Бах — крупнейшая фигура мировой музыкальной культуры. Его творчество представляет собой одну из вершин философской мысли в музыке. Свободно скрещивая черты не только разных жанров, но и национальных школ, Бах создал бессмертные шедевры, стоящие над временем. Будучи последним (наряду с Г. Ф. Генделем (см. ГЕНДЕЛЬ Георг Фридрих)) великим композитором эпохи барокко, Бах вместе с тем пролагал пути музыке нового времени.
Среди продолжателей исканий Баха — его сыновья. Всего у него было 20 детей, только девять из них пережили отца. Четверо сыновей стали композиторами. Кроме упомянутых выше — Иоганн Кристиан (1735—1782), Иоганн Кристоф (1732—1795).

Энциклопедический словарь. 2009.

Смотреть что такое "БАХ Иоганн Себастьян" в других словарях:

  • Бах, Иоганн Себастьян — Иоганн Себастьян Бах Johann Sebastian Bach Портрет Баха (1746) Ос …   Википедия

  • Бах Иоганн Себастьян — Бах (Bach) Иоганн Себастьян (21.3.1685, Эйзенах, ‒ 28.7.1750, Лейпциг), немецкий композитор и органист. Принадлежал к многочисленному роду Бахов из Тюрингии, давшему на протяжении 17‒18 вв. несколько поколений музыкантов. Б. пользовался славой… …   Большая советская энциклопедия

  • БАХ Иоганн Себастьян — ( 21 III 1685, Эйзенах 28 VII 1750, Лейпциг) Бах не новый, не старый, он нечто гораздо большее он вечный... Р. Шуман 1520 годом помечен корень ветвистого генеалогического дерева старинного бюргерского рода Бахов. В Германии слова Бах и музыкант в …   Музыкальный словарь

  • Бах, Иоганн Себастьян — И.С. Бах. Портрет работы И.Э. Ренча. Ок. 1715. Ангермузеум. Эрфурт. БАХ (Bach) Иоганн Себастьян (1685 1750), немецкий композитор, органист, клавесинист. Философская глубина содержания и высокий этический смысл произведений Баха поставили их в ряд …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Бах Иоганн Себастьян — (Bach) величайший композитор церковной музыки и органист, сын Иоганна Амврос. Баха (род. 1645 г., ум. 1695 г.), придворного музыканта в Эйзенахе, род. 21 марта 1685 г. там же. По смерти отца (мать его умерла еще ранее) Б., которому не было и… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Бах Иоганн Себастьян — …   Википедия

  • Иоганн Себастьян Бах — Johann Sebastian Bach Портрет Баха (1748) Дата рождения 21 марта 1685(16850321) Место рождения Эйзенах …   Википедия

  • Бах, Иоганн Кристоф — Иоганн Кристоф Бах Основная информация …   Википедия

  • БАХ (Bach) Иоганн Себастьян — (1685 1750) немецкий композитор, органист, клавесинист. Философская глубина содержания и высокий этический смысл произведений Баха поставили его творчество в ряд шедевров мировой культуры. Обобщил достижения музыкального искусства переходного… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Иоганн Себастьян Бах — (1685 1750 гг.) композитор и органист Цель музыки трогать сердца. (Источник: «Афоризмы. Золотой фонд мудрости.» Еремишин О. М.: Просвещение; 2006.) …   Сводная энциклопедия афоризмов

Книги

Другие книги по запросу «БАХ Иоганн Себастьян» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»