АХМАДУЛИНА Белла

АХМАДУЛИНА Белла
АХМАДУЛИНА Белла
АХМАДУ́ЛИНА Белла (Изабелла) Ахатовна (р. 10 апреля 1937, Москва), русская поэтесса.
Блестящее начало
Начала печататься в 1953, когда училась еще в школе. Посещала литературный кружок при ЗИЛе под руководством Е. М. Винокурова (см. ВИНОКУРОВ Евгений Михайлович). В 1960 окончила Литературный институт им. М.Горького. Известность приобрела в начале 1960-х поэтическими выступлениями в Политехническом музее, Лужниках, Московском университете (вместе с А. А. Вознесенским (см. ВОЗНЕСЕНСКИЙ Андрей Андреевич), Е. А. Евтушенко (см. ЕВТУШЕНКО Евгений Александрович), Р. И. Рождественским (см. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Роберт Иванович)), собиравшими огромную аудиторию. Искренняя, проникновенная интонация, артистизм самого облика поэтессы определяют своеобразие ее исполнительской манеры. Позднее, в 1970-е гг., Ахмадулина скажет об обманчивой — «По грани роковой, по острию каната» — легкости этих выступлений («Взойти на сцену»).
Поиски собственного стиля
Первый сборник стихов «Струна» (1962) отмечен поисками собственных тем. Позднее вышли в свет ее сборники «Уроки музыки» (1969), «Стихи» (1975; с предисловием П. Г. Антокольского (см. АНТОКОЛЬСКИЙ Павел Григорьевич)), «Свеча», «Метель» (оба 1977), подборки стихов Ахмадулиной постоянно публиковались в периодике. Собственный поэтический стиль формируется к середине 1960-х. Впервые в современной советской поэзии Ахмадулина заговорила высоким поэтическим слогом. Возвышенная лексика, метафоричность, изысканная стилизация «старинного» слога, музыкальность и интонационная свобода стиха делают ее поэзию легко узнаваемой. Сама стилистика ее речи является бегством от современности, срединности, обыденности, способом создания идеального микрокосмоса, который Ахмадулина наделяет своими ценностями и смыслами. Лирическую фабулу многих ее стихов составляет не лишенное магического оттенка общение с «душой» предмета или пейзажа (свечи, портрета, дождя, сада), призванное дать им имя, пробудить их, вывести из небытия. Ахмадулина таким образом дает свое зрение окружающему миру. Во многих стихах, особенно с условно-фантастической образностью (поэма «Моя родословная», «Приключение в антикварном магазине», «Дачный роман») она играет со временем и пространством, воскрешает атмосферу преимущественно 19 столетия, где находит рыцарство и благородство, великодушие и аристократизм, способность к безоглядному чувству и состраданию — черты, которые составляют этический идеал ее поэзии: «Способ совести избран уже / и теперь от меня не зависит («Медлительность»). Желание обрести духовную родословную обнаруживается в стихах, обращенных к Пушкину, Лермонтову, Цветаевой, Ахматовой («Тоска по Лермонтову», «Уроки музыки», «Я завидую ей — молодой» и др.); в их судьбе она находит совю меру — любви, добра, «сиротства», трагической оплаченности творческого дара. Эту меру Ахмадулина предъявляет к современности — и в этом (не только в слове и слоге) ее особый характер наследования традиции 19 века.
«Друзей моих прекрасные черты...»
Эстетическая доминанта творчества Ахмадулиной — стремление воспеть, «воздать благодаренье» «любой малости»; ее лирика переполнена признаниями в любви — прохожему, читателю, но прежде всего друзьям, которых она готова простить, спасти, защитить от неправого суда. «Дружество» — основополагающая ценность ее мира (стихотворения «Мои товарищи», «Зимняя замкнутость», «Наскучило уже, да и некстати…, «Ремесло наши души свело» и др.). Воспевая чистоту дружеских помыслов, Ахмадулина не лишает эту тему драматических обертонов: дружество не спасает от одиночества, неполноты понимания, от обоюдной безысходности (стих. «По улице моей который год…, «Два гепарда»): «Свирепей дружбы в мире нет любви» («Наскучило уже...»). Либеральная критика была одновременно благосклонна и снисходительна, недоброжелательная и официозная — упрекала в манерности, выспренности, камерности: Ахмадулина всегда избегала, в отличие от других «шестидесятников» общественно-значимых социальных тем.
Мотив избранничества
Лирика Ахмадулиной не воспроизводит историю душевных страданий, а лишь указывает на них: «В той тоске, на какую способен», «Однажды, покачнувшись на краю», «Случилось так...». О трагической подоснове бытия она предпочитает говорить в иносказательной форме («Не плачьте обо мне! Я проживу...» — «Заклинание»), но чаще в стихах о поэзии, самом процесе творчества, занимающих в ее творениях очень большое место. Творчество для Ахмадулиной — и «казнь», «пытка», и единственное спасение, исход «земной муки» (стихотворения «Слово», «Ночь», «Описание ночи», «Так дурно жить…); вера в слово (и верность ему), в нерасторжимость «словесности и совести» у Ахмадулиной столь сильна, что настигающая немота равносильна для нее небытию, утрате высокой оправданности собственного существования. Ахмадулина готова расплачиваться за поэтическое избранничество «мукой превосходства», страдание вообще видится ей искуплением душевного несовершенства, «обострением» личности, но в стихотворениях «Плохая весна», «Это я» она преодолевает эти искусы. Традиционную тему противостояния поэта и толпы Ахмадулина решает без привычного обличения непосвященных (стихотворенье «Озноб», поэма «Сказка о дожде»): московская богема в конфликте с поэтом предстает не неизбывно враждебной, а генетически чуждой. В сборнике «Тайна» (1983), «Сад» (1987; Государственная премия, 1989) поэтический герметизм, описание уединенных прогулок, «ночных измышлений», встреч и расставаний с заветными пейзажами, хранителями тайны, смысл которой не расшифровывается, сочетается с социально-тематическим расширением поэтического пространства: появляются обитатели пригородных предместий, больниц, неустроенные дети, боль за которых Ахмадулина претворяет в «соучастье любви».
Другие грани
Ахмадулина известна также переводами из грузинских поэтов (Г. Табидзе (см. ТАБИДЗЕ Галактион Васильевич), С.Чиковани (см. ЧИКОВАНИ Симон Иванович), А.Кандаладзе, М. Квиливадзе и др.) и как автор ярких, написанных высоким слогом эссе, посвященных друзьям, писателям и художникам [«Сны о Грузии», Тбилиси, 1977; полностью вошли в книгу воспоминаний и эссе «Миг бытия» (М., 1997)]. Рассказ «Много собак и собака» напечатан в неофициальном альманахе «Метрополь» (1979). Снималась в кино («Живет такой парень», 1964).

Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "АХМАДУЛИНА Белла" в других словарях:

  • Ахмадулина, Белла Ахатовна — Белла Ахмадулина Белла Ахатовна Ахмадулина Белла Ахмадулина после вручения Государственной премии России за 2004 год в области литературы и искусства (12 июня 2005 г.) Имя при рождении: Изабелла Ахатовна Ахмадулина …   Википедия

  • Ахмадулина, Белла Ахатовна — Белла Ахатовна Ахмадулина. АХМАДУЛИНА Белла (Изабелла) Ахатовна (родилась 1937), русская поэтесса. В лирике (сборники “Струна”, 1962, “Уроки музыки”, 1970, “Свеча”, 1977, “Тайна”, 1983, “Сад”, 1987) стремление предъявить нравственные максимы… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Ахмадулина Белла Ахатовна — (р. 1937), рус. сов. поэтесса. В своем творчестве часто обращается к образу Л., трагич. судьба к рого переживается ею как «сегодняшняя», острая, не ослабляемая временем утрата; отсюда один из ведущих мотивов стихов о Л. стремление «спасти»,… …   Лермонтовская энциклопедия

  • АХМАДУЛИНА Белла Ахатовна — АХМАДУЛИНА Белла (Изабелла) Ахатовна (р. 1937) русская поэтесса. В сборниках Струна (1962), Уроки музыки (1970), Свеча (1977), Тайна (1983), Сад (1987; Государственная премия СССР, 1989) стремление предъявить нравственные максимы современнику,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Ахмадулина, Белла (Изабелла) Ахатовна — Поэтесса, прозаик; родилась 10 апреля 1937 г.; окончила Литературный институт им. А. М. Горького в 1960 г.; лауреат Государственной премии СССР, премии Президента РФ (1998), Пушкинской премии, премии Фонда Альфреда Тепфера (Германия); почетный… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Ахмадулина Белла Ахатовна — Ахмадулина Белла (Изабелла) Ахатовна (р. 10.4.1937, Москва), русская советская поэтесса. Окончила Литературный институт им. М. Горького (1960). Печатается с 1955. В 1962 вышел сборник стихов «Струна», в 1970 ‒ сборник «Уроки музыки». А.… …   Большая советская энциклопедия

  • АХМАДУЛИНА Белла Ахатовна — (наст. Изабелла.) (р. 10 апреля 1937, Москва), русская поэтесса. Окончила литературный институт имени М.Горького (1960). 1964  Живет такой парень (см. ЖИВЕТ ТАКОЙ ПАРЕНЬ) актриса 1965  Чистые пруды (см. ЧИСТЫЕ ПРУДЫ) автор сценария 1967… …   Энциклопедия кино

  • АХМАДУЛИНА Белла Ахатовна — Б. А. Ахмадулина …   Энциклопедия Кольера

  • Ахмадулина Белла (Изабелла) Ахатовна — (р. 1937), русская поэтесса. В сборниках «Струна» (1962), «Уроки музыки» (1970), «Свеча» (1977), «Тайна» (1983), «Сад» (1987; Государственная премия СССР, 1989)  стремление предъявить нравственные максимы современнику, утвердить «высокий строй»… …   Энциклопедический словарь

  • Ахмадулина Белла Ахатовна — АХМАДУЛИНА Белла (Изабелла) Ахатовна (род. 1937) поэт. Род. в Москве в семье служащих. Училась в Лит. ин те им. М. Горького; была исключена из него после того, как подписала коллективное письмо в защиту Б. Л. Пастернака. Печатается с 1955. Первый …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»