АРИСТОФАН (комедиограф) это:

АРИСТОФАН (комедиограф)
АРИСТОФАН (комедиограф)
АРИСТОФА́Н (лат. Aristophanes, греч. Аристофа́нис) (ок. 445 — ок. 385 до н. э., Афины), древнегреческий поэт-комедиограф. Взгляды Аристофана на злободневные проблемы эпохи отвечали интересам крестьянства того времени; он с недоверием относился к радикальной демагогии, увлекавшей городские низы («Всадники»), и к индивидуалистической философии софистов (см. СОФИСТЫ) («Облака»), справедливо видя в том и другом симптомы кризиса афинской демократии. В комедиях Аристофана нашли отражение актуальные события того времени, выступления против военной политики («Лисистрата»), поношение реальных личностей (Сократа — в «Облаках»), фантастические ситуации («Ахарняне», «Птицы»). В древности Аристофан получил прозвище «отца комедии», из сорока написанных им комедий дошли одиннадцать пьес целиком и несколько десятков отрывков.
Аристофан родился в Аттике в состоятельной семье. Филипп, отец Аристофана, владел участком земли на острове Эгина, что дало повод современникам считать, что Аристофан не афинского рода, хотя он был афинским гражданином, происходил из афинского дема Кидафина. Первые свои пьесы не мог выставлять под собственным именем, так как был неизвестен и не имел возможности оплачивать хор. Большинство комедий Аристофана было впервые представлено в годы Пелепонесской войны (431—404) и отличались политической остротой, присущей школе античной комедии, отражали кризис афинской демократии.
Под чужим именем была представлена и первая комедия Аристофана «Пирующие» (427), судя по сохранившимся фрагментам — сатира на софистическое воспитание и «модную» философию. В 426 на Великих Дионисиях (см. ДИОНИСИИ) поставил комедию «Вавилоняне», посвященную взаимоотношениям афинян и их союзников. За эту пьесу Аристофан был привлечен вождем афинского демоса, взяточником и демагогом Клеоном, высмеянным в комедии, к суду за оскорбление народа и его представителей перед союзниками. Подробности суда неизвестны, по-видимому, Аристофан достаточно легко отделался от обвинений.
Комедии Аристофана первых лет его творчества («Ахарняне», 425; «Всадники», 424; «Осы», 422; «Мир», 421) отображают взгляды крестьянства Аттики, которое особенно страдало от военных действий. Протест против войны сочетается у комедиографа с критикой афинских правителей. В значительной степени благодаря Аристофану древнегреческое слово «демагог», означавшее «предводитель народа» приобрело современное одиозное значение.
Пьесы Аристофана отличаются смелостью фантазии, фривольным юмором, беспощадностью обличений, свободой политической критики. Объектами его сатиры были современные ему афинское общество, модная философия и литература, а также агрессивная политика Афин, тяготы Пелопоннесской войны (см. ПЕЛОПОННЕССКАЯ ВОЙНА), на которую пришлась большая часть жизни Аристофана. Его намеки и конкретные выпады, нюансы характеристик, подчас ускользающие от нас, были понятны современникам, находили у них живой отклик. Комедии Аристофана всегда актуальны и обладают почти публицистическим эффектом.
Теме «войны и мира» — основной в дискуссиях политических партий в Афинах того времени — посвящены пьесы Аристофана «Ахарняне» (425; поставлена от имени поэта и актера Каллистрата) и «Мир» (421). Сюжет комедии «Лисистрата» (411), поставленной после катастрофического для Афин поражения Сицилийской экспедиции в 413, исключителен во всей мировой литературе. Женщины Эллады, стремясь покончить с войной, под предводительством афинянки Лисистраты (греч. Губящая войско) захватывают Акрополь в Афинах и дают клятву до прекращения войны отказывать мужчинам в любви. Война афинян со спартанцами, превратившаяся таким образом в войну женщин и мужчин, оканчивается союзом и всеобщим миром. Комедия полна юмора, фарса, грубых шуток, непристойных, но колоритных сцен.
В своих комедиях Аристофан высмеивает как выскочек, крикунов и неучей из низов, так и аристократов и «золотую» молодежь. Почти в каждой своей комедии Аристофан высмеивает вождя Афин Клеона, которого во «Всадниках» (424; первая комедия Аристофана под его собственным именем) выводит крикуном и неучем, льстивым и хитрым рабом престарелого и тупого Демоса (Народа).
Главные действующие лица комедии «Осы» (422; поставлена от имени Филонида) получили имена, характеризующие их отношение к Клеону: Филоклеон (Клеонолюб) и Бдилеклеон (Клеононенавистник). Предмет высмеивания — страсть афинян к сутяжничеству и, конкретно, закон о повышении платы судьям, продвинутый в народном собрании Клеоном. Хор в «Осах» — старики-судьи, ищущие поживы и представленные в виде ос с жалами, которые набрасываются на противника судов, «врага демократии» и «сторонника тирании» Бдилеклеона.
Причины пороков общества Аристофан видит в войне и представителях новой философии (софистах) и литературы (комедии Еврипида (см. ЕВРИПИД)), расшатывающих традиционные устои общества. В образе шарлатана, лжемудреца и наставника в пороках в «Облаках» (423) он выводит Сократа (см. СОКРАТ). Облака — хор из 24 девушек — символ неясности и расплывчатости языка представителей новой философии.
На Великих Дионисиях 411 года Аристофан ставит «Женщин на празднике Фесмофорий», где высмеивает Еврипида и его младшего современника драматурга Агафона. Политических выпадов в комедии нет, в целом она представляет пародию на трагедии Еврипида «Елена» и «Андромеда». Хор состоит из женщин, собравшихся, чтобы осудить порочащего их Еврипида. Переодетый в женское платье друг последнего должен защищать его, но обман раскрыт, и герой, спасаясь у алтаря, пытается найти выход и вспоминает для этого сюжетные ходы еврипидовских трагедий.
В 405 на Ленеях была поставлена комедия «Лягушки», которая не только получила первую награду, но даже была представлена дважды, что случалось крайне редко. Тема этой комедии, написанной после смерти в 406 Софокла и Еврипида, — судьба трагической поэзии. Бог театра Дионис отправляется в подземное царство, чтобы вывести оттуда Еврипида, так как на земле перевелись трагические поэты. Однако после состязания Еврипида с Эсхилом (см. ЭСХИЛ), во время которого драматурги объясняют достоинства своих произведений и даже взвешивают фразы, Дионис забирает на землю Эсхила, герои которого благородны, а трагедии воспитывают доблесть и возвышенные гражданские чувства. Комический эффект путешествия Диониса по аиду (см. АИД) и состязания усиливается еще и тем, что хор в комедии представлен в виде лягушек.
К жанру утопии относятся комедии Аристофана «Птицы» (414), «Женщины в народном собрании» (392), «Богатство» («Плутос») (388). В «Птицах», написанных в форме сказки, наряду с людьми действуют и птицы (хор), которые между небом и землей создают свое царство, город Тучекукуевск; господство богов низвергнуто, миром правят пернатые. В «Женщинах в народном собрании» афинянки под предводительством Праксагоры (она напоминает Лисистрату) начинают управлять государством, что приводит его к процветанию, мужчины бездельничают, жизнь полна пиров и наслаждений. Пьесы «Богатство» и «Женщины в народном собрании» сильно отличаются от написанных во время Пелопоннесской войны. Сатира в них смягчена, нападок на отдельных политических деятелей нет; сокращена роль хора, многие партии заменены музыкальными интермедиями. Последние комедии Аристофана «Эолосикон» и «Кокал» были представлены уже после смерти драматурга его сыном Араром.
Композиционная структура комедий Аристофана отличается постоянством: экспозиционный пролог завершает выступление хора, в дальнейшем действие развивается в чередовании речевых партий (эписодиев) и хоровых, из которых выделяется парабаса – партия хора, выступающего обычно от имени автора. Особое место занимает агон, где сталкиваются позиции спорящих сторон. Дальнейшие эписодии должны либо подтвердить правоту победителя в споре, либо показать иллюзорность его воззрений в применении к реальной жизни. В более поздних комедиях Аристофан отходит от традиционной структуры: парабаса теряет самостоятельное значение, сильно сокращается роль хора в развитии сюжета. Творчество Аристофана отличало чувство личной ответственности за решение политических и нравственных проблем своего времени, а также яркий и выразительный язык. В мировой драматургии он считается отцом комедии.

Энциклопедический словарь. 2009.

Смотреть что такое "АРИСТОФАН (комедиограф)" в других словарях:

  • АРИСТОФАН — (ок. 445 ок. 385 до н. э.) древнегреческий поэт комедиограф, отец комедии . Взгляды Аристофана на злободневные проблемы эпохи, резко выраженные в его творчестве, отвечали интересам крестьянства того времени; он с недоверием относился к… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Аристофан — (ок. 445 ок. 385 гг. до н.э.) поэт комедиограф Прекрасная вещь общение с мудрецом. От слов и ум к высотам устремляется. И возвышает человека. Не корми словами вместо хлеба. У короткого ума длинный язык. Тот истинный мудрец, кто многое сказать… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Аристофан — (ок. 450 ок. 385 до христ. эры) виднейший древнегреческий драматург, самый яркий представитель политической комедии конца V и начала IV в. Обстоятельства его жизни нам почти неизвестны. Родившись, повидимому, в Афинах, А. жил в эпоху самого… …   Литературная энциклопедия

  • Аристофан — Аристофан. Аристофан. Аристофан (. 445 ок. 385 гг. до н.э.) древнегреческий поэт комедиограф, главный представитель древнеаттической комедии. Родился и жил в Афинах. Аристофан впервые выступил на афинской сцене в 427 г., а последнее () относится… …   Энциклопедический словарь «Всемирная история»

  • Аристофан — Аристофан, Aristophanes, ок. 445 ок. 385 гг. до н.э., греческий комедиограф, родившийся в Афинах. Его отец Филипп был не слишком зажиточным поселянином, заполучившим небольшой земельный надел на Эгине как колонист, вероятно, в начале… …   Античные писатели

  • АРИСТОФАН — (ок. 450 – ок. 385 до н. э.) Древнегреческий поэт комедиограф. Единственный из создателей «древней комедии», чьи произведения дошли до нас (из сорока – одиннадцать). Они иллюстрируют его склонность к пародированию, сатире, драматической… …   Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии

  • АРИСТОФАН — (ок. 450 – ок. 385 до н. э.) Древнегреческий поэт комедиограф. Единственный из создателей «древней комедии», чьи произведения дошли до нас (из сорока – одиннадцать). Они иллюстрируют его склонность к пародированию, сатире, драматической… …   Список древнегреческих имен

  • АРИСТОФАН — (ок. 450 ок. 385 до н.э.), древнегреческий комедиограф, наиболее прославленный представитель т.н. древней аттической комедии, единственный, чьи произведения дошли до нас не только во фрагментах. Даты его рождения и смерти точно не известны,… …   Энциклопедия Кольера

  • Аристофан — Бюст Аристофана У этого термина существуют и другие значения, см. Аристофан (значения). Аристофан (др. греч. Ἀρ …   Википедия

  • Аристофан — (Aristophanes) (ок. 445 ок. 386 до н.э.)    греческий драматург, основатель комедийного жанра в античной литературе. Родился в Афинах. Литературная деятельность А. протекала в период Пелопоннесской войны и начала кризиса афинской демократии. В… …   Античный мир. Словарь-справочник.

Книги

  • Аристофан. Комедии (аудиокнига MP3), Аристофан. Аристофан - самый яркий античный комедиограф - выдающееся и в своем роде уникальное явление мировой литературы. Обладая богатейшей фантазией и истинно аттическим остроумием, Аристофан… Подробнее  Купить за 341 руб аудиокнига
  • Лягушки, Аристофан. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. АРИСТОФАН (ок. 450 – ок. 385 до н. э.) – древнегреческий комедиограф, наиболее прославленный… Подробнее  Купить за 290 руб
  • Две смерти Сократа, Игнасио Гарсиа-Валиньо. В "Милезии", модном публичном доме Афин обнаружен труп влиятельного политика Анита - одного из главных обвинителей философа Сократа, чьи идеи, как принято считать, подрывали сами основы… Подробнее  Купить за 280 руб
Другие книги по запросу «АРИСТОФАН (комедиограф)» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»