АНАМНЕСИС это:

АНАМНЕСИС
АНАМНЕСИС
АНА́МНЕСИС (греч. припоминание), идея-метафора древнегреческой философии, в соответствии с которой путь к истинному познанию лежит через воспоминание души о ее пребывании в более реальном и совершенном мире. Как философское понятие кристаллизовалась у Платона (см. ПЛАТОН (философ)). В отличие от более общего понятия памяти, анамнесис характеризует процесс логического и морального преображения, который следует из «собранности» в памяти разрозненных моментов действительности.
Анамнесис в античной философии
Философема анамнесиса содержится уже в общегреческой мифологии. Мнемосина (см. МНЕМОСИНА) (Память), одна из древнейших богинь-титанид, является матерью Муз (см. МУЗЫ), а значит — одной из прародительниц культурного космоса. Как противоположность богини Леты (см. ЛЕТО (в мифологии)) (дочери Раздора), властвующей над забвением, Мнемосина гармонизирует разрозненное, пользуясь тем, что память о целом хранится в каждой части.
Греческая философия наследует философему анамнесиса от орфиков. Орфические мистерии и заклинания отводят процессу анамнесиса значительную роль. Ключи Памяти, по учению орфиков, спасают душу от растворения в безличной стихии, сохраняя ее как «знающую», и выключают ее из круговорота переселения душ. Эта орфическая тема вплоть до позднего неоплатонизма остается в арсенале античной философии. У пифагорейцев (см. ПИФАГОРЕИЗМ) мы встречаемся не только с этим толкованием анамнесиса, но и с целенаправленной техникой культивации памяти, что было связано как с уставом школы, так и с утопическими идеями пифагорейцев. Орфические мотивы можно найти и у Гераклита (см. ГЕРАКЛИТ Эфесский), связывающего память с градацией состояний души, и у Эмпедокла (см. ЭМПЕДОКЛ), с его теорией очищений как воспоминаний о прошлых переселениях души, ведущих к осознанию моральной цели этих странствий.
Всесторонне раскрывает возможности философемы анамнесиса Платон, для которого анамнесис становится центральным понятием теории познания. С одной стороны, Платон использует образ «восковых дощечек» («Теэтет», 191 — 195а), который как бы показывает материальный субстрат памяти, с другой — описывает процесс активного воспроизведения в душе тех знаний, которые не выводимы из относительного и непостоянного мира чувственного опыта, а следовательно — запечатлены во время пребывания души в мире «истинно сущего» («Менон»; 81b — 86b; «Федон», 72е — 76е; «Федр», 250 b-d). В «Федре» анамнесис тесно связан с картиной циркуляции души в космосе. В 249с-d подчеркивается, что воспоминаниями о бытии следует пользоваться правильно, чтобы прийти к «совершенным таинствам», в которых определенным образом «исполняется» предназначение души философа. Если этический аспект анамнесиса был хорошо изучен орфико-пифагорейской традицией, то гносеологический аспект разработан впервые именно Платоном. Анамнесис в его толковании — первая концепция априорного знания в западноевропейской философии. У Платона усиливается значение «майевтических» процедур, т. е. воздействия внешней силы, ведущей за собой субъект «припоминания». Такой силой может выступать учитель, мистагог, партнер диалога, поэтическое «исступление», «удивление» и т. п. (см. АРИСТОТЕЛЬ)
Аристотель (см. АРИСТОТЕЛЬ) посвящает проблеме анамнесиса небольшую работу «О памяти и припоминании», где, кроме психофизиологического анализа проблемы памяти, дает концепцию анамнесиса как специфически человеческого качества, которое не только может идентифицировать ряд прошлых и настоящих восприятий, но и изменить расплывчатое состояние сознания, превратив его в отчетливое и активное обладание образом. Известную роль в истории философии сыграло также учение Аристотеля об активном интеллекте, который, в отличие от пассивного и вообще более низких состояний психики, не имеет воспоминаний.
Анамнесис в средневековой философии
В средневековой философии, в той мере в какой она не принимала наследие античности, вырабатывались собственные трактовки анамнесиса как спасительной силы памяти. Неприемлемость теории переселения душ однако не исключала использования психологического и гносеологического аспекта анмнесиса. Особую роль играло понятие анамнесиса и памяти в философии Августина (см. АВГУСТИН Блаженный). Сопоставляя триаду «память — интеллект — воля» с Троицей — «Отец — Сын — Святой Дух», Августин возводит к божественному источнику все так или иначе связанные с памятью (названной им «благороднейшей» способностью человека) акты осознания и отождествления явлений и идей. Употребление Августином «памяти» и «бытия» как синонимов показывает, что античная теория анамнесиса сохранила в его философии свое центральное значение. В средневековой философии сохранялся и аристотелевский аспект анамнесиса. Начиная с Петра Дамиани активно обсуждалась проблема статуса высшего интеллекта, которая обострилась в связи с рецепцией аверроизма (см. АВЕРРОИЗМ) в 13 в. Ряду теологов оказалась близкой трактовка анамнесиса как деятельности, этически и даже онтологически преображающей смысл припоминаемого содержания, а значит — деятельности, способной «сделать бывшее небывшим». Отсюда важность анамнесиса не только для теории познания, но и для теодицеи (см. ТЕОДИЦЕЯ).
Проблема анамнесиса в новое и новейшее время
В философии Нового времени проблема анамнесиса теряет свою самостоятельность и растворяется в проблеме памяти как эмпирической психической способности. Некоторым исключением является лишь Лейбниц (см. ЛЕЙБНИЦ Готфрид Вильгельм), в монадологии которого звучит платоническая тема анамнесиса, и Юм (см. ЮМ Дэвид), чья теория ассоциаций парадоксальным путем привела к восстановлению значимости анамнесиса как процедуры преодоления хаоса.
В немецкой классической философии идея анамнесиса оказывается особенно важной для Гегеля (см. ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих). Его понятие «Erinnerung» (т. е. «воспоминание» и в то же время «погружение внутрь» как уход от внешней объективации духа к его внутренней динамике) имеет прямую связь с платоновским анамнесисом.
В философии 19—20 вв. анамнесис, как и память вообще, начинают играть важную роль в тех концепциях «философии жизни (см. ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ)», которые стремятся противопоставить диктатуре разума свободный поток витальности. У Бергсона (см. БЕРГСОН Анри) анамнесис и память как его основа оказываются единственным средством преодоления материальной косности, но в отличие от платонического анамнесиса, рациональная структурность эйдоса (см. ЭЙДОС) становится не сердцевиной анамнесиса, а его враждебным противовесом. Показательны в этом отношении построения Хайдеггера (см. ХАЙДЕГГЕР Мартин) (припоминание «забытого» бытия) и Гадамера (см. ГАДАМЕР Ханс Георг), чья герменевтика не лишена заимствований у гегелевской трактовки анамнесиса. Характерна для этического аспекта анамнесиса теория психоанализа, опирающаяся на способность припоминания очистить сознание от «аффектов». Своего рода аналогом философского анамнесиса можно считать ряд направлений литературы 20 в. (Пруст (см. ПРУСТ Марсель) и др.), поставивших в центр авторского творческого акта воспоминание.
В русской философии Вяч. Иванов (см. ИВАНОВ Вячеслав Иванович) делает понятие анамнесиса едва ли не центральным в своем учении о «предвечной памяти Я», посредством которой Нетварная Премудрость учит человека превращать средства вселенской разлуки, — пространство, время и инертную материю, — в средства единения и гармонии. (Соч. Т. 3. Брюссель,1978. С. 431. ) Ср. также «анамнесиологию» его ученицы О. Дешарт.

Энциклопедический словарь. 2009.

Смотреть что такое "АНАМНЕСИС" в других словарях:

  • АНАМНЕСИС —     АНАМНЕСИС (греч. ἀνάμνησις), термин платоновской философии, обозначающий припоминание человеческой душой вечных идей, которые она созерцала до своего рождения в смертном теле.     Концепция знания как припоминания развита Платоном в диалогах… …   Античная философия

  • АНАМНЕСИС — (от греч. anamnesis припоминание) идея метафора др. греч. философии, в соответствии с которой путь к истинному познанию лежит через воспоминание души о ее пребывании в более реальном и совершенном мире. А. как филос. понятие кристаллизовалось у… …   Философская энциклопедия

  • анамнесис — Этимология. Происходит греч. anamnesis воспоминание. Категория. Понятие античной культуры. Специфика. Выступал центральным понятием в теории познания Платона. По его мнению, чувственный мир может быть воспринят лишь потому, что он является… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Анамнесис — (греч. anamnesis) античное понятие, обозначающее припоминание. Это понятие явилось центральным в теории познания Платона . По его мнению, чувственный мир может быть воспринят лишь потому, что он является подобием мира идей, который единосущ… …   Психологический словарь

  • АНАМНЕСИС — АНАМНЕСИС(греч. anamnesis припоминание, воспоминание) в учении Платона (диалоги «Менон» и «Федон») понятие, описывающее основную процедуру процесса познания. Познание, согласно Платону, есть «воспоминание» души в «посюстороннем» мире об идеях,… …   Новейший философский словарь

  • Анамнесис — (от греч. αναμνησισ  воспоминание): Анамнесис  часть христианской литургии. Анамнесис  философский термин. См. также Анамнез  в медицине  история болезни …   Википедия

  • Анамнесис — (греч. άνάμνσιςη воспоминание) литург. воспоминание совершенных Богом дел спасения. А. восходит к в. з. пасхальному богослужению, особенно к пасхальной вечере, на которой участники переживали исход народа Израиля из Египта, словно присутствуя при …   Католическая энциклопедия

  • Анамнесис —          в идеалистич. теории познания Платона мистич. концепция о воспомин. идей. Наиболее подробно теория А. излож. в платоновском диалоге «Федон» …   Древний мир. Энциклопедический словарь

  • Анамнесис —         (греч. припоминание), термин теории познания Платона, по которой человеч. сознание способно припоминать изначально скрытое в душе знание. Платон утверждал, что идеи, абстрагированные от материальных вещей, могут быть постигнуты тлько… …   Словарь античности

  • АНАМНЕСИС — [греч. ἀνάμνησις воспоминание], термин, обозначающий в литургике одну из частей анафоры. В НЗ этим словом передано евр. (память). Литургическое употребление термина «А.» обусловлено тем, что Господь Иисус Христос, устанавливая на Тайной вечере… …   Православная энциклопедия

Книги



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»