АВИНЬОНСКОЕ ПЛЕНЕНИЕ ПАП

АВИНЬОНСКОЕ ПЛЕНЕНИЕ ПАП
АВИНЬОНСКОЕ ПЛЕНЕНИЕ ПАП
АВИНЬО́НСКОЕ ПЛЕНЕ́НИЕ ПАП, вынужденное пребывание римских пап в Авиньоне (см. АВИНЬОН) (Южная Франция) в период между 1309 и 1378 гг. Авиньонский период в истории папства приходится на понтификат пап: Климента V (см. КЛИМЕНТ V) (1305—1316), Иоанна XXII (1316—1334), Бенедикта XII (1334—1342), Климента VI (см. КЛИМЕНТ VI) (1342—1352), Иннокентия VI (1352—1362), Урбана V (1362—1370), Григория XI (см. ГРИГОРИЙ XI) (1370—1378).
После смерти папы Бонифация VIII и двухлетнего междуцарствия, на папский престол заочно был избран архиепископ Бордо, папа Климент V, как и все последующие авиньонские папы — француз по национальности. Вначале он отложил свою поездку в Рим из-за переговоров с Филиппом Красивым (см. ФИЛИПП IV Красивый), затем последовала подготовка к Вьеннскому собору 1311—1312 гг. После этого германский король Генрих VII (см. ГЕНРИХ VII (германский король)) вторгся в Италию. Таким образом, за все время своего понтификата Климент V ни разу не выехал в Италию.
Неблагоприятная политическая и социальная обстановка в Италии, мятежи в Папском государстве (см. ПАПСКАЯ ОБЛАСТЬ) и антипапские выступления в самом Риме, возглавлявшиеся крупнейшими аристократическими семействами, в интриги которых папы были также вовлечены; зависимость от поддержки Франции; удобство положения новой резиденции, — все это почти 70 лет удерживало пап в Авиньоне.
Со временем папы обосновались в огромном укрепленном дворце за городскими стенами, окружив себя роскошью и имея великолепный двор. Роскошная жизнь пап за Альпами была предметом постоянного злословия. Современники, среди них Петрарка (см. ПЕТРАРКА Франческо) и св. Екатерина Сиенская (см. ЕКАТЕРИНА СИЕНСКАЯ), резко критиковали авиньонских пап. Образ папства за эти годы сильно изменился, оно утратило свой безусловный авторитет и никогда более не восстановило его полностью. Петрарка называл авиньонское папство «вавилонским пленом». В последующие века о папском Авиньоне говорили как о городе, совершенно лишенном духовности.
Несмотря на то, что оставление Рима ни в какой степени не могло быть оправданным для римского первосвященника, переезд в Авиньон, однако, имел много и положительных результатов для папства. Он освободил пап от сильного давления различных партий итальянской аристократии, само местоположение города — ближе к центрам Европы — сократило для четырех пятых христианского мира поездки на папский суд на 5 недель. Кроме того, Авиньон — новая папская резиденция — находился в центре Европы, истощенной Столетней войной (см. СТОЛЕТНЯЯ ВОЙНА), обезлюдевшей и потрясенной эпидемиями, особенно «черной смертью (см. ЧЕРНАЯ СМЕРТЬ)» — это также положительно влияло на религиозную ситуацию в Европе.
Большинство авиньонских пап предпринимали серьезные попытки реформ как в курии, так и в Церкви в целом. Они создали тщательно разработанные, самые современные и эффективные в ту эпоху, гибкие административный аппарат и финансовую систему, которые превосходили все, что было в европейских государствах. Административные реформы, проведенные папой Иннокентием XXII, были длительными, но результативными. Дипломатические и финансовые вопросы решались Палатой, где работали управляющие делами и Казначей. Многочисленные отделы Канцелярии занимались перепиской между курией и церквами во всем мире. Постоянные заседания проводил Верховный Суд, образованный Климентом V; он представлял собой консисторию, в которую входили кардиналы и папа. Она действовала в качестве апелляционного суда для всей Церкви. Реорганизация папских трибуналов ускорила процесс судопроизводства. Авиньонский период характеризовался большим, чем ранее, размахом миссионерской деятельности, и большей дипломатической активностью.
За 70 лет пребывания пап в Авиньоне в европейском обществе произошли важнейшие изменения, прежде всего укрепилась власть светских правителей, как следствие, уже не нуждавшихся в папской санкции на власть. В период понтификата Иоанна XXII начался долгий спор папства с Людвиком Баварским (см. ЛЮДОВИК IV Баварский), претендовавшим на императорский трон. Спор завершился лишь в 1356, когда сын Людовика, Карл IV (см. КАРЛ IV Люксембург) издал «Золотую буллу (см. ЗОЛОТАЯ БУЛЛА 1356 года)». В булле имя папы не было названо, более того — папа вообще не был в ней упомянут — эпоха безусловного авторитета папской власти в Европе закончилась.
В последние годы пребывания в Авиньоне папы начали усиливать свои позиции в Италии. В немалой степени успехи папства связаны с деятельностью кардинала Эгидия Альборноца и папы Урбана V, давшего Папскому государству конституцию, которая действовала до недавнего времени.
Возврат папской резиденции в Рим произошел в 1377 в понтификат Григория XI (см. ГРИГОРИЙ XI).

Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "АВИНЬОНСКОЕ ПЛЕНЕНИЕ ПАП" в других словарях:

  • АВИНЬОНСКОЕ ПЛЕНЕНИЕ ПАП — вынужденное (под давлением французских королей) пребывание римских пап в Авиньоне в 1309 77 (с перерывом в 1367 70) …   Большой Энциклопедический словарь

  • Авиньонское пленение пап — Папский дворец в Авиньоне Авиньонское пленение пап  период с 1309 по …   Википедия

  • Авиньонское пленение пап —         вавилонское пленение пап, вынужденное пребывание римских пап в Авиньоне в марте 1309 январе 1377 (с перерывом в 1367 70). Пленению предшествовала победа французского короля Филиппа IV над папой Бонифацием VIII в споре о прерогативах… …   Большая советская энциклопедия

  • Авиньонское пленение пап — период с 1309 по 1377 г., когда резиденция глав католич. церкви находилась не в Риме, а в Авиньоне. В 1309 г. Климент V (француз), ставший папой вскоре после поражения папы Бонифация VIII в конфликте с королем Франции Филиппом IV Красивым,… …   Средневековый мир в терминах, именах и названиях

  • АВИНЬОНСКОЕ ПЛЕНЕНИЕ ПАП — (1309 1377), распространенное название периода в истории папства, восходящее к Петрарке. Почерпнутая им из Свящ. Писания метафора «вавилонского пленения» поначалу выражала недовольство патриотически настроенных итальянцев пребыванием папы во… …   Православная энциклопедия

  • АВИНЬОНСКОЕ ПЛЕНЕНИЕ ПАП — вавилонский плен (март 1309 янв. 1377, с перерывом 1367 70), пребывание римских пап в Авиньоне (Avignon, Франция) в политич. зависимости от франц. короля; привело к обострению отношений между европ. странами. Предпосылкой А. п. п. была политич.… …   Советская историческая энциклопедия

  • Авиньонское пленение пап — период в истории папства с 1305 по 1377, в течение которого резиденция Папы Римского находилась во Франции (с 1309 в Авиньоне), а политика пап во многом зависела от политики франц. королей. Термин А.п.п. в ист. науке появился по аналогии с… …   Католическая энциклопедия

  • Вавилонское пленение пап — («Вавилонское пленение пап», )         встречающееся в литературе другое название Авиньонского пленения пап (См. Авиньонское пленение пап) (по аналогии с Вавилонским пленом (См. Вавилонский плен)) …   Большая советская энциклопедия

  • "ВАВИЛОНСКОЕ ПЛЕНЕНИЕ ПАП" — см. Авиньонское пленение пап (1309 77) …   Советская историческая энциклопедия

  • АВИНЬОНСКОЕ ПЛЕНЕНИЕ — период пребывания пап римск. в Авиньоне (Южн. Франция), куда резиденция папы была перенесена по требованию франц. короля Филиппа IV. А. п. продолжалось с 1309 по 1377. В этот период папство использовалось франц. монархами в политич. целях …   Атеистический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»