- АВАНГАРД в кино
- АВАНГАРД в киноАВАНГА́РД (франц. avantgard — передовой отряд), течение в кинематографе (с 1918), тесно связанное с новаторскими тенденциями, получившими развитие в европейском театре, живописи и литературе 1920-х годов во Франции, Германии, России.
Французский киноавангард тесно связан с живописью импрессионистов, сюрреализма, абстракционизма. Среди наиболее ярких представителей: Луи Деллюк (см. ДЕЛЛЮК Луи), Жан Ренуар (см. РЕНУАР Жан), Луи Бунюэль (см. БУНЮЭЛЬ Луис) и др. За исключением Бунюэля, авторы киноавангарда не проявляли интереса к социальным темам, революционность французского авангарда исчерпывалась попыткой эпатажа буржуазной публики посредством новаторской формы. Уже в начале 1930-х годов авангард исчерпал себя. Тем не менее он оказал огромное влияние на таких мастеров кино, как Бунюэль и Жан Кокто (см. КОКТО Жан), а фильм «По поводу Ниццы» Жана Виго (см. ВИГО Жан) ныне причисляют к числу шедевров этого течения.
Немецкий авангард своим появлением обязан абстракционизму. Почти все крупнейшие представители киноавангарда были художниками-абстракционистами. Фильмы одного из них В. Рутманна «Берлин — симфония большого города» (1927) и «Мелодия мира» (1929) стали классикой мирового кино.
Русский авангард был тесно связан с общим подъемом искусства после Октябрьской революции 1917 и отличался разноплановостью, поиски велись как в сфере кинодокументализма (фильмы Дзиги Вертова (см. ВЕРТОВ Дзига)), так и в игровом кинематографе, явно отмеченном влиянием театра (ФЭКС (Фабрика эксцентрического актера), фильмы Г. Козинцева (см. КОЗИНЦЕВ Григорий Михайлович) и Л. Трауберга (см. ТРАУБЕРГ Леонид Захарович)). Многие видные режиссеры снимали подчеркнуто политически ангажированные ленты, причем в самых разных жанрах — историко-революционном (С. Эйзенштейн (см. ЭЙЗЕНШТЕЙН Сергей Михайлович), А. Довженко (см. ДОВЖЕНКО Александр Петрович)), комедийном (Л. Кулешов (см. КУЛЕШОВ Лев Владимирович)).
Энциклопедический словарь. 2009.