Юм Дэвид это:

Юм Дэвид
Юм Дэвид
(Hume) (1711—1776), английский философ, историк, экономист. В «Трактате о человеческой природе» (тт. 1—3, 1739—40) в русле идущего от Д. Локка направления английского эмпиризма развил учение о чувственном опыте как единственном источнике знания. Отвергая теорию врождённых идей, Юм сводил к «впечатлениям» и «ассоциациям» всё содержание сознания, в том числе понятия субстанции и причинности, в которой он видел лишь привычное ожидание временно́й последовательности событий. Основой этики считал изначальное чувство «симпатии». С 1752 в Эдинбурге работал над «Историей Великобритании» (тт. 1—6, 1754—62). В 1763—66 на дипломатической службе в Париже, где сблизился с французскими просветителями. Был близок деизму («Диалоги о естественной религии», 1779). Учение Юма — один из источников философии И. Канта, позитивизма и неопозитивизма XIX—XX вв.
* * *
ЮМ Дэвид
ЮМ Дэвид (1711—76), шотландский философ, историк, экономист. В «Трактате о человеческой природе» (1739—40) развил учение о чувственном опыте (источнике знаний) как потоке «впечатлений», причины которых непостижимы. Проблему отношения бытия и духа считал неразрешимой. Отрицал объективный характер причинности и понятие субстанции. Разрабатывал теорию ассоциации идей. В этике развил концепцию утилитаризма, в политэкономии разделял трудовую теорию стоимости А. Смита. Учение Юма — один из источников философии И. Канта, позитивизма и неопозитивизма.
* * *
ЮМ (Hume) Дэвид (26 апреля 1711, Эдинбург — 25 августа 1776, там же), шотландский философ и историк. Оказал решающее воздействие на возникновение в 19 в. традиции позитивизма (см. ПОЗИТИВИЗМ), а в 20 в. — на развитие аналитической философии (см. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ).
Жизнь и труды
Учился в Эдинбургском университете, затем работал клерком в торговой фирме. В 1734—36 находился во Франции, где подготовил свой главный труд — «Трактат о человеческой природе» (первые две книги вышли в 1739, третья в 1740). Вопреки ожиданиям автора, «Трактат» не вызвал интереса у широкой публики, однако опубликованные в 1741—42 эссе на различные темы уже имели успех. Попытки сделать академическую карьеру окончились неудачей из-за противодействия представителей Церкви Шотландии, видевших в нем опасного скептика и даже атеиста. В 1748 выходит «Исследование о человеческом познании», в 1751 «Исследование о принципах морали» — переработанные и сокращенные варианты первой и третьей книг «Трактата». Приблизительно в это же время написаны «Диалоги о естественной религии», опубликованные посмертно в 1779; в 1752 Юм издает эссе на экономические темы.
Работа в качестве библиотекаря Эдинбургского общества адвокатов дала Юму возможность собрать богатый фактический материал для восьмитомной «Истории Англии» (1754—62). В 1757 была опубликована «Естественная история религии». Участие в 1763—66 в дипломатической миссии в Париже в качестве личного секретаря британского посла позволило Юму познакомиться с французскими просветителями, у которых он встретил горячий прием (некоторые из них ошибочно принимали его за атеиста). В 1767—68 Юм был помощником государственного секретаря. Автобиографическое эссе Юма «Моя жизнь» было издано через год после его смерти его другом Адамом Смитом (см. СМИТ Адам).
Учение об опыте
В «Трактате» и в «Исследованиях» Юм говорит о необходимости совершенствования «моральной философии» как универсальной науки о человеке, которой, в отличие от «естественной философии» (естествознания), еще предстоит стать подлинно эмпирической наукой.
В духе сенсуализма (см. СЕНСУАЛИЗМ) источником знания Юм считает опыт, складывающийся из «восприятий» (perceptions), которые Юм разделяет на «впечатления» и «идеи». Впечатления отличаются яркостью и живостью, они — исходные элементы чувственного опыта; Юм делит их на впечатления ощущения и впечатления рефлексии. Идеи суть копии впечатлений, уступающие им по степени яркости и живости. Идеи разделяются на простые, происходящие из конкретных впечатлений и им соответствующие, и сложные (модусы, субстанции и отношения). Психологический механизм связи восприятий Юм усматривает в принципе ассоциации (непознаваемом по существу), благодаря которому из простых идей образуются сложные. Юм подробно анализирует три типа ассоциации идей: по сходству, по смежности в пространстве и во времени и, наконец, наиболее распространенный тип — по причинности.
Юм предлагал отказаться от идеи субстанции, считая ее фикцией воображения. Восприняв аргументацию Джорджа Беркли против материальной субстанции, Юм шел дальше, подвергая критике также и понятие духовной субстанции. Такой же фикцией выступает для Юма создаваемое воображением тождество личности, понимаемой им как «связка или пучок... различных восприятий».
Вслед за Беркли он заменяет абстрактные понятия конкретными идеями-представлениями, скопированными с ярких чувственных впечатлений, и подчеркивает при этом сигнальную роль языка, способного вызвать нужную идею. Принятое со времен Джона Локка (см. ЛОКК Джон) разделение первичных и вторичных качеств (см. ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ КАЧЕСТВА) Юм считает лишенным смысла, полагая, что все качества имеют чувственно-субъективный характер.
Идея причинности
В центре теоретической философии Юма — анализ проблемы причинности, т. е. необходимой связи между двумя событиями, которую Юм считает недоказуемой: каузальные и логические связи не совпадают, действие не содержится в причине, не похоже на нее и невыводимо из нее. Основанием причинности не может быть и опыт, так как мы не наблюдаем связь причины и действия, а имеем лишь впечатления совместного появления двух событий. Ожидание того, что будущая последовательность событий будет похожа на прошлую (например, солнце завтра взойдет), основывается исключительно на вере, источником которой является привычка. Привычное соединение впечатлений и идей, сопровождающееся особым чувством обязательности, и создает, по Юму, идею необходимой связи причины и действия. Таким образом, «необходимость есть нечто существующее в уме, а не в объектах...». Анализ проблемы причинности Юма оказал влияние на возникновение «критической философии» Канта (см. КАНТ Иммануил).
Аффекты. «Симпатия»
Волей человека, по Юму, руководят именно аффекты, а не разум. Разум сам по себе не способен нейтрализовать действие какого-либо аффекта, это может сделать только другой аффект. Все аффекты Юм делит на спокойные (например, чувство прекрасного) и бурные (например, любовь или ненависть). Особое место среди описываемых им аффектов занимает аффект симпатии, которая оживляет все другие аффекты. Она возникает в результате воображаемого перенесения себя на место другого человека, испытывающего определенные душевные переживания.
Этика
Подчеркивая важнейшую роль чувственности в морали, Юм стоял на позиции этического антиинтеллектуализма, для него характерно также неприятие религиозного обоснования нравственности. Он подчеркивал, что многие философы-моралисты не объясняют переход в рассуждениях от сущего к должному. В целом, по Юму, этика занимается мотивами поступков, которые в конечном итоге обусловливаются психологическими особенностями людей. В его учении утилитаризм сочетается с альтруизмом.
Философия религии
В «Естественной истории религии» Юм показывал укоренность религиозных представлений в особенностях «природы человека». Он считал, что монотеизм не был ранней религией человечества. Заботы о житейских делах, надежды и страхи, а отнюдь не простое и незаинтересованное созерцание природы явились, согласно Юму, источником религиозных представлений. Положительно относился он и к известной гипотезе, что прототипом богов древних религий были реальные люди, ставшие благодаря своим особым достоинствам предметом восхищения народа. В знаменитой главе «О чудесах», включенной в «Исследование о человеческом познании», он доказывал, что описания всевозможных чудес противоречат свидетельством чувств и здравого смысла. Критическая аргументация Юма была призвана показать не невозможность чудес как таковых, а невозможность разумной веры в чудеса, представляющие собой нарушения законов природы. Свою позицию он, как и деисты, называл «естественной религией», в основе которой лежит допущение непознаваемой высшей причины.

Энциклопедический словарь. 2009.

Смотреть что такое "Юм Дэвид" в других словарях:

  • Юм, Дэвид — Дэвид Юм Портрет Дэвида Юма, автор Аллан Рэмсей, 1766, Национальная портретная галерея Шотландии Дата рождения …   Википедия

  • ЮМ ДЭВИД — (Hume, David) (1711–76) Шотландский философ эмпирик и историк. Родился в Эдинбурге; занимал разные должности, но никогда ни в академическом мире, ни где либо еще высоких постов не занимал. Он добился, впрочем, литературной славы (единственное… …   Политология. Словарь.

  • Юм Дэвид — (Hume, David) (1711 76), шотл. философ и историк. В 1739 г. вышел его Трактат о человеческой природе . Эта публикация вызвала обвинения Ю. в атеизме, что стоило ему места профессора Эдинбургского ун та. Во время войны за Австрийское наследство… …   Всемирная история

  • Юм Дэвид — Запрос «Юм» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Дэвид Юм Портрет Дэвида Юма, Национальная портретная галерея Шотландии Дата и место рождения: 26 апреля, 1711 (Эдинбург, Ш …   Википедия

  • Юм Дэвид — Иррационалистический эпилог эмпиризма Жизнь и сочинения Юма     Дэвид Юм поднял эмпиризм до уровня, как говорится, геркулесовых столбов, исчерпав все возможности его развития. Он отказался от онтологических предпосылок, занимавших важное место у… …   Западная философия от истоков до наших дней

  • Юм Дэвид — (1711 1776) крупнейший английский философ, историк, экономист и публицист. Родился в шотландской дворянской семье, в Эдинбурге. Получил широкое юридическое образование в Эдинбургском университете. Основные философские труды: «Трактат о… …   Великие философы: учебный словарь-справочник

  • ЮМ ДЭВИД — (Hume, David) (1711 1776) философ шотландского просвещения, оказавший, по общему признанию, важнейшее влияние на современный эмпиризм. Исследование Юмом дедуктивной и индуктивной логики позволило ему занять скептическую позицию относительно… …   Большой толковый социологический словарь

  • Юм Дэвид — (1711 76), шотл. философ, экономист и публицист. В русле локковского (Локк) направления эмпиризма развил учение о чувственном опыте как единств, источнике знания. Отвергая теорию врожденных идей, Ю. сводил к впечатлениям и ассоциациям все… …   Народы и культуры

  • ЮМ (Дэвид) — шотландский философ и историк (Эдинбург, 1711 там же, 1776). Вначале простой коммерсант, посетил Францию, служил заместителем Государственного секретаря и закончил карьеру в качестве библиотекаря корпорации адвокатов Эдинбурга. Его «Трактат о… …   Философский словарь

  • Юм,Дэвид (Дейвид) — () (1711 76) шотландский философ, историк, экономист. В «Трактате о человеческой природе» (1739 40) развил учение о чувственном опыте (источнике знаний) как потоке «впечатлений», причины которых непостижимы. Был противником как феодально… …   Политология. Словарь.

Книги

Другие книги по запросу «Юм Дэвид» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»