Юон Константин Фёдорович это:

Юон Константин Фёдорович
Юо́н Константин Фёдорович
(1875—1958), живописец, народный художник СССР (1950), действительный член АХ СССР (1947). Член Союза русских художников. Жизнерадостные пленэрные пейзажи («Мартовское солнце», 1915), жанрово-пейзажные и тематические картины («Утро индустриальной Москвы», 1949) отмечены свежестью восприятия натуры, красочной декоративностью. Театральный художник. Государственная премия СССР (1943).
* * *
ЮОН Константин Федорович
ЮО́Н Константин Федорович [12 (24) октября 1875, Москва — 11 апреля 1958, Москва], российский художник, представитель символизма (см. СИМВОЛИЗМ) и модерна (см. МОДЕРН), органично продолживший эти традиции в советскую эпоху, замечательный мастер пейзажа.
Становление мастера
Родился в семье банковского служащего. В 1892 поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества, где его наставниками были К. А. Савицкий (см. САВИЦКИЙ Константин Аполлонович), А. Е. Архипов (см. АРХИПОВ Абрам Ефимович) и К. А. Коровин (см. КОРОВИН Константин Алексеевич). По окончании училища (1898) занимался в мастерской В. А. Серова (см. СЕРОВ Валентин Александрович) (до 1900). Был членом «Мира искусства (см. МИР ИСКУССТВА)», одним из учредителей «Союза русских художников (см. СОЮЗ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ)» (в 1903) и членом АХРР (см. АХРР). Жил и работал в основном в Москве.
Символистские корни искусства Юона четче всего проступили в цикле рисунков «Сотворение мира» (1908—09) — со светилами и земной природой, нарождающимися из первозданного хаоса. Развивая эту тему, позднее запечатлел революцию в виде грандиозной космической катастрофы («Новая планета», 1921). Но гораздо более характерны для него натурные пейзажи, четкие по композиции и плотные по цвету, порождающие устойчивый образ обжитой земли или исторической «почвы», знаменитой своими древностями или просто привлекающей типическими чертами национального ландшафта («К Троице», 1903; «Весенний солнечный день», 1910; «Мартовское солнце», 1915). Последняя картина, запечатлевшая простой уголок сельского Подмосковья в переходную пору «весны света», стала одним из самых популярных, по-своему хрестоматийных образов сельской России как таковой.
Революция и история
Присущий Юону дар поэтического обобщения нашел особенно сильный зрительский резонанс в первые постреволюционные годы. Мотивы Троице-Сергиевой лавры, которые любил писать художник, воспринимались в годы разрухи и разворачивающихся антицерковных кампаний как образы надежды на грядущее духовное возрождение страны. Такова, в частности, вторая из самых знаменитых его картин, «Купола и ласточки» (1921), внутренне весьма масштабная несмотря на свой малый размер и дающая широкий обзор Сергиева Посада от куполов Успенского собора. В 1922 издал альбом литографий «Сергиев Посад».
Его попытки впрямую отразить процесс социалистической культурной революции были неудачными: к примеру, расхваленная официозной критикой картина «Подмосковная молодежь» (первоначально — «Подмосковная комсомолия»; 1926) на деле представляет собой просто «тематизированный» групповой портрет, наспех собранный из сельских девиц, растерянно глядящих на зрителя. Гораздо более качественными неизменно оставались его пейзажи, природные и городские, — эти композиции по-прежнему выделялись на среднем выставочном уровне своим прочувствованным историзмом, порою непосредственно изображая какое-то памятное событие («Штурм Кремля в 1917 году», 1947; «Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года», 1949). Историко-революционная или военная тематика выразительно соседствует в этих полотнах со старинной архитектурой.
Воплотив в своей деятельности преемственность традиций высокой художественной культуры, воспринимался в свои поздние годы как заслуженный патриарх «серебряного века». Плодотворно работал как художник театра (был, в частности, главным художником Малого театра в 1945—47) и педагог: в 1900—18 преподавал в собственной студии, а позднее в ленинградской Академии художеств (1934—35) и Московском художественном институте им. В. И.Сурикова (1952—55). Занимал должности директора Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств Академии художеств СССР (1948—50) и первого секретаря правления только что созданного тогда Союза художников СССР (1956—58).

Энциклопедический словарь. 2009.

Смотреть что такое "Юон Константин Фёдорович" в других словарях:

  • Юон, Константин Фёдорович — Константин Фёдорович Юон. Юон, Константин Федорович ЮОН Константин Федорович (1875 1958), живописец, театральный художник. Член объединения “Мир искусства” и Союза русских художников. Красочные пейзажные (“Мартовское солнце”, 1915; “Купола и… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Юон Константин Фёдорович —         (1875 1958), советский живописец. Народный художник СССР (1950), действительный член АХ СССР (1947). Учился в МУЖВЗ (1892 98) у К. А. Савицкого, А. Е. Архипова, Н. А. Касаткина (по окончании работал там же в мастерской В. А. Серова в 1898 …   Художественная энциклопедия

  • Юон, Константин Фёдорович — Константин Фёдорович Юон Дата рождения: 12 (24) октября 1875(1875 10 24) Место рождения: Москва, Росс …   Википедия

  • Юон Константин Фёдорович — К. Ф. Юон. Юон Константин Фёдорович (1875, Москва — 1958, там же), живописец, народный художник СССР (1950), действительный член (1947), первый секретарь правления СХ СССР (1956—58). Учился в (1892—98) у К.А. Савицкого,… …   Москва (энциклопедия)

  • Юон Константин Фёдорович — Зима (работа Юона) Константин Фёдорович Юон (12 (24) октября 1875, Москва 11 апреля 1958, там же) российский и советский живописец, мастер пейзажа; теоретик искусства, народный художник СССР (1950), действительный член АХ СССР (1947). Брат Павла… …   Википедия

  • Константин Фёдорович Юон — Зима (работа Юона) Константин Фёдорович Юон (12 (24) октября 1875, Москва 11 апреля 1958, там же) российский и советский живописец, мастер пейзажа; теоретик искусства, народный художник СССР (1950), действительный член АХ СССР (1947). Брат Павла… …   Википедия

  • Юон К. Ф. — ЮÓН Константин Фёдорович (1875–1958), живописец, нар. худ. СССР (1950), действит. чл. АХ СССР (1947). Чл. КПСС с 1951. Учился в Моск. уч ще живописи, ваяния и зодчества (1892–1898). В годы войны написал картину Парад на Красной площади… …   Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

  • Юон К. Ф. — ЮÓН Константин Фёдорович (1875–1958), живописец, нар. худ. СССР (1950), д.ч. АХ СССР (1947). Жизнерадостные пленэрные пейзажи ( Мартовское солнце , 1915), жанрово пейзажные и тематич. картины ( Утро индустриальной Москвы , 1949) отмечены… …   Биографический словарь

  • Юон, Константин Федорович — Зима (работа Юона) Константин Фёдорович Юон (12 (24) октября 1875, Москва 11 апреля 1958, там же) российский и советский живописец, мастер пейзажа; теоретик искусства, народный художник СССР (1950), действительный член АХ СССР (1947). Брат Павла… …   Википедия

  • Юон, Константин — Зима (работа Юона) Константин Фёдорович Юон (12 (24) октября 1875, Москва 11 апреля 1958, там же) российский и советский живописец, мастер пейзажа; теоретик искусства, народный художник СССР (1950), действительный член АХ СССР (1947). Брат Павла… …   Википедия

Книги



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»