эстетика

эстетика
ЭСТЕ́ТИКА [тэ́], -и; ж. [от греч. aisthētikos - чувствующий, чувственный]
1. Философское учение о сущности и формах прекрасного в искусстве, в природе и в жизни. Курс по эстетике. Э. живописи.
2. Система чьих-л. или каких-л. взглядов на искусство. Э. Пушкина. Э. хорового пения. Музыкальная э. Э. реализма.
3. Красота, художественность в чём-л.; дизайн (2 зн.). Э. одежды. Э. быта. Техническая э.
* * *
эсте́тика
(от греч. aisthētikós — чувствующий, чувственный), философская наука, изучающая сферу эстетического как специфического проявления ценностного отношения между человеком и миром и область художественной деятельности людей. Как особая дисциплина вычленяется в XVIII в. у А. Баумгартена, введшего самый термин «эстетика» для обозначения «науки о чувственном знании» — низшей теории познания, дополняющей логику; у И. Канта эстетика — наука о «правилах чувственности вообще». Наряду с этим в немецкой классической эстетике XVIII — начале XIX вв. развивается понимание эстетики как философии искусства, закрепляющееся у Г. В. Ф. Гегеля. Основной проблемой философско-эстетической мысли древности, средневековья и в значительной мере нового времени является проблема прекрасного.
* * *
ЭСТЕТИКА
ЭСТЕ́ТИКА (от греч. aisthetikos — чувствующий, чувственный), система законов и категорий, осмысляющая в свете художественной практики эстетические свойства реальности и процесс ее освоения по законам красоты, особенности творения, функционирования искусства, его восприятия и развития. Эстетика — философская наука о сущности общечеловеческих ценностей, их рождении, бытии, восприятии и оценке, о наиболее общих принципах эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека, и прежде всего в художественном творчестве, о природе эстетического и его многообразии в действительности и в искусстве, о творении, законах бытия, восприятия, функционирования и развития художественной культуры. Эстетика — система знаний о художественной и эстетической практике человечества.
История представлений об эстетике
В истории предмет и задачи эстетики менялись. Вначале она была частью философии и космогонии и служила созданию целостной картины мира (греческие натурфилософы, пифагорейцы). С Сократа (см. СОКРАТ) начинается процесс отделения эстетики от философии. Для Аристотеля (см. АРИСТОТЕЛЬ) эстетика — это общефилософские проблемы поэтики, природы красоты и искусства; для Платона (см. ПЛАТОН (философ)) — вопросы государственного контроля над искусством и роль последнего в воспитании человека. Для Тертуллиана (см. ТЕРТУЛЛИАН) и Фомы Аквинского (см. ФОМА АКВИНСКИЙ) эстетика — аспект богословия (ее задача с помощью искусства нацелить человека на служение богу). Леонардо да Винчи (см. ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ) выясняет взаимоотношения художественной деятельности и природы. Буало (см. БУАЛО Никола) устанавливает нормы творчества. Баумгартен (см. БАУМГАРТЕН Александр Готлиб) ввел в обиход термин, которым и поныне обозначается эта наука (производная от греческого глагола "айстаномай" = чувственное восприятие): предмет эстетика изучает чувственное познание мира, присущее искусству. Из этого заблуждения родился научный термин. Развитие теоретической мысли вложило в него новое содержание. По Канту (см. КАНТ Иммануил) эстетика — критика эстетической способности суждения. У Гегеля (см. ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих) предмет эстетики «обширное царство прекрасного», «изящное искусство» и его место в общей системе мирового духа. Чернышевский (см. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Николай Гаврилович) рассматривал эстетические отношения человека к действительности. Предмет современной эстетики — весь мир в его эстетическом богатстве, взятый в свете общечеловеческой значимости (эстетической ценности) его явлений.
О смысле эстетики
Эстетика нужна художнику. Он творит по ее законам, даже если думает, что следует только велению души. Решая творческую задачу, оценивая свое произведение, ища выход из кризиса, художнику трудно руководствоваться только интуицией — на помощь приходит эстетика. Творчество и его осмысление идут рука об руку. Аристофан (см. АРИСТОФАН (комедиограф)), Леонардо да Винчи (см. ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ), Шекспир (см. ШЕКСПИР Уильям), Гете (см. ГЕТЕ Иоганн Вольфганг), Шиллер (см. ШИЛЛЕР Фридрих), Пушкин (см. ПУШКИН Александр Сергеевич), Толстой (см. ТОЛСТОЙ Лев Николаевич), Достоевский (см. ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович) — великие исследователи тайн искусства. Платон (см. ПЛАТОН (философ)) проповедовал сочетание природных способностей с тренировкой и изучением теории. Эстетика влияет на творчество, подкрепляя дар знанием. Она помогает художнику выработать художественную концепцию мира и личности. Эстетика нужна и воспринимающей искусство публике. Теоретически развитое сознание лучше осваивает глубинные смыслы произведения и полнее переживает эстетическое наслаждение.
Ныне эстетика, сохраняя приоритет художественной культуры, преодолевает искусствоцентризм (пренебрежение дизайном, эстетикой обрядов, быта, спорта); сохраняя приоритет вербального искусства, преодолевает литературоцентризм (опора на литературу, без учета опыта других искусств); сохраняя приоритет общечеловеческих ценностей, преодолевает европоцентризм (невнимание к творчеству народов Азии, Африки, Латинской Америки, Океании); сохраняя приоритет современного искусства, преодолевает исторический нарциссизм (любование современностью, игнорирование художественного опыта других эпох); сохраняя приоритет отечественного творчества, преодолевает культурный шовинизм (невнимание к зарубежному искусству, сосредоточение только на отечественном творчестве).
Особенности эстетики
Эстетика — это подчиненная художественной практике система знаний. Ее особенности: информативная насыщенность: — суждения конкретно-всеобщи; теоретичность — обобщение и «снятие» эстетических особенностей произведений во имя постижения природы искусства; соподчиненность — эстетические понятия, категории, законы горизонтально и вертикально взаимосвязаны; иерархичность — менее общие понятия подчиняются более общим, понятия — категориям, категории — законам, менее общие законы — более общим, а последние — фундаментальной парадигме (значение предмета для человечества); упорядоченность — накопленные знания организуются в систему (постмодернистская эстетика отказывается от этого принципа); единство (монизм) системы — она строится на едином основании и позволяет объяснять одним принципом все явления, входящие в предмет данной науки. Так основанием эстетической системы Аристотеля было прекрасное и принцип человек — мера вещей, а у Гегеля — место явления в развитии духа; минимальная достаточность — наименьшее число исходных положений способствуют развертыванию идей, охватывающих наибольшее количество явлений искусства; принципиальная разомкнутость — готовность принять новые явлений искусства, обобщение бесконечно развивающегося художественного опыта человечества, поэтому система эстетики, претендующая (как у Гегеля (см. ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих)) на абсолютную завершенность — несовершенна. Жизнеспособна эстетическая система, развивающаяся с каждым художественным открытием; независимость — положения эстетики подчинены не идеологии, а научным требованиям.
Ранее системообразующее значение имела категория «прекрасное (см. ПРЕКРАСНОЕ)». Ныне предмет эстетики расширился и эстетическая система уже держится не только на «прекрасном» (его исключительное значение сохраняется: произведение должно быть прекрасным и доставлять эстетическое наслаждение). Для монистического основания современной эстетической системы потребовалась более широкая нежели прекрасное фундаментальная системообразующая категория — эстетическое. Эта категория иерархически высшая и включала в себя то общее, что присуще прекрасному, возвышенному (см. ВОЗВЫШЕННОЕ), безобразному (см. БЕЗОБРАЗНОЕ), низменному, трагическому (см. ТРАГИЧЕСКОЕ), комическому (см. КОМИЧЕСКОЕ), а также художественный образ (см. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ) и др.
Круг проблем
У современной эстетики широкое и многосоставное проблемное поле. Эстетика действительности стала первым проблемным полем отделившейся от философии науки — эстетики, рассматривавшей мир природы в его эстетической значимости. Первые эстетические идеи древнегреческих философов были аспектом их натурфилософии (Эмпедокл (см. ЭМПЕДОКЛ), Гераклит (см. ГЕРАКЛИТ Эфесский)). Вселенная, Космос, Природа трактовались как эстетические феномены.
Эстетика искусства
Начиная с Сократа (см. СОКРАТ) в сферу эстетики входят человек и искусство — возникает второе проблемное поле эстетики и классическая эстетика. В ее развитие внесли вклад Платон (см. ПЛАТОН (философ)), Аристотель (см. АРИСТОТЕЛЬ), Вольтер (см. ВОЛЬТЕР), Дидро (см. ДИДРО Дени), Кант (см. КАНТ Иммануил), Гегель (см. ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих), Чернышевский (см. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Николай Гаврилович), а в 20 в. Бахтин (см. БАХТИН Михаил Михайлович), Лосев (см. ЛОСЕВ Алексей Федорович), Столович, Ванслов, М. Поляков и др. Они осмысляют искусство в его эстетических отношениях к действительности. Возникают два взгляда: 1) эстетика нормативна и предписывает художнику правила (Буало (см. БУАЛО Никола)); 2) эстетика обобщает факты искусства (Тэн (см. ТЭН Ипполит)). Современная эстетика неприемлемлет и отрицание, и абсолютизацию нормативности. Художник свободен в выборе тем, средств, форм, но, если он нарушит постулаты эстетики его творение окажется за пределами искусства. Эстетика нормативна, в той мере в какой она обобщает законы самого искусства. Ее выводы имеют силу объективных законов. Однако законы искусства не абсолютны — они исторически изменчивы. Когда Бетховен (см. БЕТХОВЕН Людвиг) ввел в симфонию хор, его сочли безумцем. Однако он раздвинул устоявшиеся рамки творчества. Но художник не может отменить законы, в которых сосредоточен художественный опыт человечества. Он лишь вносит в них продиктованные, новым опытом коррективы или открывает и формирует новые законы.
Техническая эстетика
Техническая эстетика (см. ЭСТЕТИКА ТЕХНИЧЕСКАЯ) — третье проблемное поле эстетики — это теория дизайна (см. ДИЗАЙН) и теория освоения мира по законам красоты промышленными средствами, обобщение опыта проектирования, индустриального воплощения, серийного изготовления и социального бытия полезных и красивых орудий труда, станков, машин, вещей и предметов, сочетающих в себе утилитарные и эстетические качества. Между художественной и технической деятельностью — существует граница. Она подвижна. На этой границе со стороны искусства — архитектура, прикладное и декоративное искусство, а со стороны технического освоения мира по законам красоты — дизайн. Его принципы: дизайнер имеет дело с предметом, но его цель не предмет, а человек; наиболее эстетичны — экономичные формы; цель технической эстетики — гармонизация мира, насыщенного машинами, гуманизация техники.
Практическая эстетика
Практическая эстетика — четвертое проблемное поле эстетики, сфера интересов которой этикет, быт, научное творчество, спорт, карнавалы, праздники и массовые действия, обряды, кулинария, игры. Т. Монро в сферу предмета эстетики вводит животноводство, хирургию, косметику, парфюмерию, кулинарию, виноделие, гастрономию, парикмахерское дело, татуировку. Он даже называет эти формы деятельности видами искусства и насчитывает около 400 их видов. За этими представлениями — давняя традиция. На языке многих народов различные виды человеческой деятельности назывались искусствами. Практическая деятельность предполагает не только утилитарный, но и эстетический результат.
Теоретико-информатичная эстетика
Теоретико-информативная эстетика — пятое проблемное поле эстетики. М. Бензе выделил в особую сферу знаний и выявил особенности эстетической информации — ее гедонистический потенциал; отношение к «шумам»; оригинальность; отношение к знакам; избыточность, характер интерпретации; условия бытия произведения как носителя эстетической информации. Будучи разновидностью теоретико-информативной социокоммуникативная эстетика (А. Моль) изучает эстетическую информацию, создаваемую и передаваемую с помощью телевидения, радио, компакт-дисков, Интернета и других масс-медиа; изучает зависимость культуры от средств ее передачи; «мозаичность культуры» (хаос осколков знаний и оценок, с помощью которых масс-медиа манипулируют сознанием реципиента). Эти эстетические концепции осмысляют художественно-информативную природу искусства.
Рецептивная эстетика
Рецептивная эстетика. В 1970-х гг. теоретики Констанцской школы (В. Изер, П. Шонди, Г. Яусс) создали новое направление эстетики и ее шестое проблемное поле, охватывающее процессе восприятия искусства и его социального функционирования. Главные идеи: произведение не равно себе. Его смысл изменчив, являясь результатом «диалога» читателя и автора. Автор запечатлевает в тексте свой жизненный опыт и бросает его навстречу жизненному опыту реципиента. Смысл рождается в акте рецепции и потому исторически изменчив и зависит от эпохи, и от принадлежности читателя к рецептивной группе.
Другие поля эстетики
Эстетические идеи художественных направлений — седьмое проблемное поле эстетики. Каждое направление искусства вырабатывает свою систему эстетических идей. Например, эстетику классицизма разработал Буало (см. БУАЛО Никола), романтизма — Тик (см. ТИК Людвиг) и Новалис (см. НОВАЛИС); критического реализма — Белинский (см. БЕЛИНСКИЙ Виссарион Григорьевич), Добролюбов (см. ДОБРОЛЮБОВ Николай Александрович); экзистенциализма — Камю (см. КАМЮ Альбер), Сартр (см. САРТР Жан Поль); абстракционизма — Г. Рид и т. д. Некоторые их идеи имеют общетеоретическое значение и расширяют наши знания о искусстве, другие – «обслуживают» особенности данного направления.
Эстетика, в которой метод рождает теоретические идеи – восьмое проблемное поле эстетики.. Так компаративистский (А. Веселовский (см. ВЕСЕЛОВСКИЙ Александр Николаевич)) или структуралистский (Р. Барт (см. БАРТ Ролан), Ю. Лотман (см. ЛОТМАН Юрий Михайлович)) подходы дают свое понимание проблем природы искусства. Социально-утилитарный подход (эстетические высказывания Ленина (см. ЛЕНИН Владимир Ильич), Троцкого (см. ТРОЦКИЙ Лев Давидович), Сталина (см. СТАЛИН Иосиф Виссарионович), Жданова (см. ЖДАНОВ Андрей Александрович), Гиммлера (см. ГИММЛЕР Генрих), Мао (см. МАО ЦЗЭДУН)) даже ценой утраты искусством художественности мобилизует его на выполнение партийных задач.
Итак, предмет эстетики и ее проблемное поле шире искусства. Каждое проблемное поле эстетики выделяется в особую сферу знаний, имеющую тенденцию отпочковаться от древа эстетики и образовать самостоятельную дисциплину. Эстетика входит в творчество, в труд, быт, в промышленное производство. Искусство и эстетика сосредоточивают внимание на общечеловеческом, они способствуют сближению людей, у которых без согласия в мире нет будущего. Эстетика и искусство — фокус всей мировой культуры и средоточие гуманитарного опыта человечества.

Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Нужен реферат?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "эстетика" в других словарях:

  • ЭСТЕТИКА — (от греч. aisthetikos чувствующий, чувственный) филос. дисциплина, изучающая природу всего многообразия выразительных форм окружающего мира, их строение и модификацию. Э. ориентирована на выявление универсалий в чувственном восприятии… …   Философская энциклопедия

  • Эстетика — (от др. греч. aisthanomai чувствовать; aisthetikos воспринимаемый чувствами) Наука о неутилитарном созерцательном или творческом отношении человека к действительности, изучающая специфический опыт ее освоения, в процессе (и в результате) которого …   Энциклопедия культурологии

  • Эстетика — от греч. αισθανομαι, чувствую, означает: учение о прекрасном или философия искусства; наряду с логикой и этикой составляет одну из философских наук. Для обозначения учения о принципах искусства в XVII XVIII в.в. англичане пользовались терминами… …   Литературная энциклопедия

  • Эстетика —     ЭСТЕТИКА от греч. αισθανομαι, чувствую, означает: учение о прекрасном или философия искусства; наряду с логикой и этикой составляет одну из философских наук. Для обозначения учения о принципах искусства в XVII XVIII в.в. англичане… …   Словарь литературных терминов

  • ЭСТЕТИКА — (греч. от aisthanesthai чувствовать, воспринимать). Наука о прекрасном в природе и искусствах. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЭСТЕТИКА [< гр. aisthetikos относящийся к чувственному восприятию] 1)… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • эстетика — и. ж. esthétique f. <гр. aisthesis ощущение, чувство. 1. Наука о прекрасном в искусстве и в жизни, об общих законах художественного творчества. БАС 1. Эстетика есть наука вкуса. Она трактует о чувственном познании вообще. Карамзин ПРП 2 40. // …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ЭСТЕТИКА — (от греческого aisthetikos чувственный), философская дисциплина, изучающая область выразительных форм любой сферы действительности (в том числе художественной), данных как самостоятельная и чувственно непосредственно воспринимаемая ценность. Как… …   Современная энциклопедия

  • ЭСТЕТИКА — (от греч. aisthetikos чувствующий чувственный), философская наука, изучающая сферу эстетического как специфического проявления ценностного отношения между человеком и миром, и область художественной деятельности людей. Как особая дисциплина… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Эстетика — (от греческого aisthetikos чувственный), философская дисциплина, изучающая область выразительных форм любой сферы действительности (в том числе художественной), данных как самостоятельная и чувственно непосредственно воспринимаемая ценность. Как… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ЭСТЕТИКА — [тэ], эстетики, мн. нет, жен. 1. Наука об эстетических явлениях, о прекрасном, об искусстве как особом виде общественной идеологии (иск.). || Система взглядов на искусство, которой придерживается кто нибудь (книжн.). Эстетика Пушкина. «Каждый… …   Толковый словарь Ушакова

  • ЭСТЕТИКА — термин, разработанный и специфицированный А.Э. Баумгартеном в трактате «Aesthetica» (1750 1758). Предложенное Баумгартеном новолатинское лингвистическое образование, восходит к греч. прилагательному «эстетикос» чувствующий, ощущающий, чувственный …   Новейший философский словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»