Эррера Хуан Баутиста де

Эррера Хуан Баутиста де
Эрре́ра Хуан Баутиста де
(Herrera) (около 1530 — 1597), испанский архитектор Позднего Возрождения. С 1567 возглавил строительство монастыря-дворца Эскориал для Филиппа II. Создал характерный для испанского зодчества XVII в. аскетически строгий стиль («эрререско», или «десорнаментадо»).
* * *
ЭРРЕРА Хуан Баутиста де
ЭРРЕ́РА (Herrera) Хуан Баутиста де (ок. 1530, Мобельян, провинция Сантандер — 15 января 1597, Мадрид), испанский архитектор, основатель направления «эрререско» или «десорноментадо» («безорнаментальное») в испанском искусстве 16—18 веков.
Эррера прошел сложный жизненный путь, в котором преобладала не только творческая, но также придворная и военная карьера. Но Эррера был человеком ренессансного склада, он сумел подчинить обстоятельства жизни неуемной тяге к знаниям и универсализму интересов. Получив прекрасное гуманитарное и философское образование в Вальядолидском университете, Эррера сочетал глубокое увлечение архитектурой с упорными занятиями точными науками, особенно математикой. Он автор теоретического трактата «Размышление о фигуре куба». Состоя в личной свите тогда еще инфанта Филиппа (см. ФИЛИПП II Габсбург), а затем, участвуя в военных экспедициях, он посетил Фландрию, Германию, и дважды Италию, где вошел в круг широких проблем архитектуры своего времени и смог тщательно изучить произведения античности и великих зодчих итальянского Возрождения. Аналитический, философский характер мышления Эрреры не препятствовал тому, что в своей деятельности он обнаружил себя отличным и опытным практиком, обогатившим искусными изобретениями и новшествами строительную технику.
Восьмое чудо света
Эррера прославился строительством огромного ансамбля дворца — монастыря в Эскориале (см. ЭСКОРИАЛ), в пустынной местности у подножия Сьерра Гвадаррамы, в 45 км от Мадрида. Название произошло от селения Эскориал близ опустевших железных рудников (escoria — шлак).
Испанцы провозгласили это сооружение восьмым чудом света. Автором плана в виде громадного прямоугольника, первого макета и первоначального замысла стал по поручению Филиппа II главный королевский архитектор Хуан де Толедо. После смерти Хуана де Толедо в 1567 его молодой талантливый помощник Эррера возглавил строительство Эскориала.
Он достиг редкой соразмерности четырехфасадного, объединенного общим карнизом здания и пропорциональных отношений между куполом собора, угловыми башнями горизонталями сильно протяженных пятиэтажных фасадов. Четко расположенные окна подчинены здесь мерно повторяющемуся ритму словно уходящей в бесконечность плоскости стены. Дух ясной математической логики пронизывает образ Эскориала, определяет язык его форм, сведенных к простым геометрическим телам — кубу и шару. Сооружение сложено из некрупных прямоугольных блоков местного гранита светло-серого стального оттенка, которые тесались в местных каменоломнях, способы их обтесывания и удивительно ровной кладки изобрел Хуан де Эррера.
Многочисленные постройки Эскориала, включающего монастырь Св. Лаврентия (Сан Лоренсо), семинарию, дворец, усыпальницу королей, библиотеку, госпиталь) выдержаны зодчим в одном монументальном стиле, включены в четкую систему архитектурного комплекса. Помещения строятся по центральным осям, и связь между ними осуществляется путем длинных непрерывных переходов — клаустро. Ритм архитектурной композиции идет в горизонтальном направлении. Соотношение элементов строится на принципах тождественности и подобия.
Расположенный на западном фасаде главный входной портал ведет в большой, замкнутый зданиями прямоугольный Двор королей, названный так из-за мраморных статуй ветхозаветных царей, украшающих фасад собора. Его огромный светлый интерьер с четырьмя столбами — исполинами и мощными арами, подчеркивающими гладкий сферический купол, полон холодного величия. Как и повсюду, господствует образ камня. Тридцатиметровый, сжатый массами гранитных стоек, главный алтарь из темно-красного мрамора и темно-зеленой яшмы с картинами и позолоченными статуями святых создан также Эррерой.
Самый крупный и красивый монастырский двор, включенный в композицию Эскориала, — Двор евангелистов, примыкающий к собору с юга. В плане он образует квадрат со стороной в 45 м. Двор окружает двухъярусная, когда-то открытая арочная галерея, обрамленная в нижнем ярусе полуколоннами дорического, а в верхнем — ионийского ордера. Название двора произошло от так называемого Колодца евангелистов, воздвигнутого архитектором в 1586 в центре двора в виде храмика сложного и прихотливого очертания (в плане октогон со вписанным крестом). Сооружение увенчано куполом и световым фонарем, украшено балюстрадой и в нишах — статуями евангелистов работы Хуана де Монегро.
Ощущение спокойного соразмерного пространства создает помещение библиотеки, принадлежащее к числу наиболее привлекательных в Эскориале. Как все помещения такого типа в ансамбле (Зал битв, сакристия, Зал капитула, королевские покои) библиотека представляет собой вытянутый в длину (52 м) сравнительно невысокий зал, перекрытый цилиндрическим сводом на полукруглых подпружных арках, которые опираются на пилястры, членящие стены. Библиотека ярко и ровно освещена с двух сторон окнами; ее свод, распалубки, люнеты, фриз расписаны фресками аллегорического содержания. В простенках расставлены массивные дубовые шкафы, напоминающие небольшие храмы с дорическими колонками. Даже в деталях Хуан де Эррера не выходил за рамки стиля: книжные шкафы созданы Джузеппе Флекой по его рисункам.
Многочисленные постройки зодчего не все были осуществлены. Так, начатый в 1582 по его проекту массивный собор в Вальядолиде позже завершали другие архитекторы. По проекту Эрреры сооружен нижний фасад Алькасара в Толедо, квадратное здание биржи, затем Архив Индий в Севилье (1583—1598), он возглавлял работы по благоустройству Мадрида, где в 1584 построил первый каменный Сеговийский мост через реку Мансанарес, а в городе Бадахосе в 1596 — мост Пальмас на 32 арках через реку Гвадиану.
Определенный период времени строгий стиль Эрреры с его холодным величием крупных масс расчлененных объемов, симметричностью форм, линий и почти полным отсутствием во внешнем облике зданий декоративного убранства насаждался по всей Испании. Он оказал влияние и на архитектуру испанских колоний в Новом Свете.

Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Эррера Хуан Баутиста де" в других словарях:

  • Эррера Хуан Баутиста де —         (Herrera) (около 1530 1597), испанский архитектор. Представитель Позднего Возрождения в испанском зодчестве. Архитектуру изучал в Брюсселе (1548 51). С 1559 работал на строительстве величественного монастыря дворца Эскориала, которое… …   Художественная энциклопедия

  • Эррера, Хуан Баутиста де — Хуан Баутиста де Эррера Годы жизни Гражданство  Испания …   Википедия

  • Эррера Хуан Баутиста де — Эррера (Herrera) Хуан Баутиста де (около 1530, Мобельян, провинция Сантандер, ‒ 15. 1. 1597, Мадрид), испанский архитектор, представитель Позднего Возрождения в испанском зодчестве. Архитектуру изучал в Брюсселе (1548‒51). С 1559 работал на… …   Большая советская энциклопедия

  • Эррера, Хуан де — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Эррера. Хуан Баутиста де Эррера …   Википедия

  • Хуан Баутиста де Эррера — Годы жизни Гражданство  Испания …   Википедия

  • Эррера Хуан де — Хуан Баутиста де Эррера Годы жизни Гражданство  Испания …   Википедия

  • ЭРРЕРА (Herrera) Хуан Баутиста — де (ок. 1530 97) испанский архитектор Позднего Возрождения. С 1567 возглавил строительство монастыря дворца Эскориала для Филиппа II. Создал характерный для испанского зодчества 17 в. аскетически строгий стиль ( эрререско , или десорнаментадо ) …   Большой Энциклопедический словарь

  • Эррера (Herrera) Хуан Баутиста де — (около 1530—1597), испанский архитектор эпохи Позднего Возрождения. С 1567 возглавил строительство королевского монастыря дворца Эскориал. Создал аскетически строгий стиль («эрререско», или «десорнаментадо»), характерный для испанского… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Сакаса, Хуан Баутиста — Хуан Баутиста Сакаса Сакаса Juan Bautista Sacasa Sacasa …   Википедия

  • Перес, Хуан Баутиста — Хуан Баутиста Перес (20 декабря 1869, Каракас  7 мая 1952, Каракас), венесуэльский адвокат, судья и политик, который занимал пост президента Венесуэлы с 1929 до 1931 года. После этого он был послом в Испании до 1933 года. За время его… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»