- Барлах Эрнст
- Ба́рлах Эрнст(Barlach) (1870—1938), немецкий скульптор, график и писатель. Гуманистические, антимилитаристские, полные эмоционального напряжения произведения Барлаха (памятник павшим в соборе в Гюстрове, 1927, уничтожен фашистами) по художественному решению близки экспрессионизму, как и литературное творчество Барлаха. Бунт личности против традиционных установлений, усложнённая символика в драмах «Мёртвый день» (1912), «Славное время» (1929) и др. Гротескно-сатирическое изображение филистерства: драмы «Нищий кузен» (1918), «Истинные Седемунды» (1920). Посетив Россию, оставил «Русский дневник» (1906; полностью опубликован в 1958).* * *БАРЛАХ ЭрнстБА́РЛАХ (Barlach) Эрнст (2 января 1870, Ведель, Шлезвиг-Гольштейн — 24 октября 1938, Росток), немецкий скульптор, график и писатель.
Учился в Художественно-промышленной школе в Гамбурге (1888—1891), в дрезденской Академии художеств (с 1891), а также в Париже (1895—1896). В 1906 посетил Россию. С 1910 работал в Гюстрове. Произведениям Барлаха, переосмыслившего под влиянием экспрессионизма (см. ЭКСПРЕССИОНИЗМ) наследие немецкой средневековой скульптуры, свойственно сочетание компактности формы с резкими пластическими контрастами, что часто придает им обостренную эмоциональную напряженность («Мститель», бронза, 1923, Кунстхалле, Гамбург). Гуманистические, антимилитаристские памятники павшим в соборах в Гюстрове (бронза, 1927) были уничтожены фашистами. Их копии находятся в Гюстрове и Антонинеркирхе в Кельне (парящий бескрылый ангел с портретными чертами К. Кольвиц (см. КОЛЬВИЦ Кете)) и в Магдебурге (дерево, 1929; скорбная композиция, в которой объединены несколько фигур: «Раненый», «Ополченец», «Молодой солдат», «Погибший», «Мать», «Отец»). Барлах проиллюстрировал собственную драму «Бедный кузен» (литография, 1919) и «Фауст» И. В. Гете (см. ГЕТЕ Иоганн Вольфганг) (ксилография, 1923).
Энциклопедический словарь. 2009.