Энгр Жан Огюст Доминик это:

Энгр Жан Огюст Доминик
Энгр Жан Огюст Доминик
(Ingres) (1780—1867), французский живописец и рисовальщик. Блестящий мастер композиции, строгого и тонкого рисунка, правдивых, острохарактерных портретов («Л. Ф. Бертен», 1832). В картинах на литературные, исторические и религиозные сюжеты выступал как главный представитель академического классицизма («Апофеоз Гомера», 1827).
* * *
ЭНГР Жан Огюст Доминик
ЭНГР (Ingres) Жан Огюст Доминик (1780—1867), французский живопиец и рисовальщик. Блестящий мастер композиции, строгого и тонкого рисунка, правдивых, острохарактерных портретов («Л. Ф. Бертен», 1832). В картинах выступал как главный представитель академического классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ) («Апофеоз Гомера», 1827).
* * *
ЭНГР (Ingres) Жан Огюст Доминик (29 августа 1780, Монтабан — 14 января 1867, Париж), французский художник.
Первым учителем Энгра был его отец — миниатюрист и скульптор Жозеф Энгр. Художественное образование получил в Королевской академии Тулузы (1791—97) у Ж. Рока (живопись) и Ж. П. Вигана (скульптура). С 1797 — ученик Ж. Л. Давида (см. ДАВИД Луи) в Париже. Серьезный, одержимый в работе Энгр держится особняком, не принимая участия в студенческих затеях и собраниях. Его рисунки и натурные штудии (Музей Школы изящных искусств в Париже, Музей в Монтабане) говорят о крепкой руке, точном глазе. В 1801 он получает Большую Римскую премию (дающую право стажировки в Риме) за картину «Послы Агамемнона» (Париж, Школа изящных искусств). Из-за отсутствия финансирования остается в Париже, зарабатывая на жизнь портретами, среди лучших: «Автопортрет» (1804, Музей Конде, Шантильи), три портрета семьи Ривер (отца, матери, дочери) (1805, Лувр, Париж), а также «Император Наполеон на троне» (1806, Музей Армии, Париж). Выставленные в Салоне 1806 работы Энгра были замечены, критика упрекала автора в подражании Яну Ван Эйку (см. ЭЙК), в «готичности».
В 1806 Энгр едет, наконец, в Италию, где остается на долгие годы (1806—20 — Рим, 1820—24 — Флоренция), с воодушевлением изучает итальянское искусство эпохи Возрождения, особенно Рафаэля. Создает ряд шедевров: портреты «Гране» (1807, Экс-ан-Прованс); «Мадам Девосе» (1807, Музей Конде, Шантильи); «Маркотта д"Аржантей» (1810, Национальная галерея, Вашингтон); «Кардье» (1811, Лувр, Париж); «Мадам Зенон» (1816, Музей в Нанте); «Гурьева» (1821, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
По живописной манере Энгр не похож на романтиков, которых он считал «разрушителями искусства». Его рисунок каллиграфически выверен, контур объема четок, мазок неразличим, фактура гладкая, как эмаль, композиция строится по законам симметрии, все подчинено рациональному началу. Но отношение к модели, пиетет к личностному выдает в нем мастера эпохи романтизма (см. РОМАНТИЗМ) каждый его портрет воспринимается как некий памятник.
Карандашные портреты Энгра, возрождающие традиции карандашного портрета эпохи Ренессанса (см. РЕНЕССАНС), пленяют своей лиричностью, благородным артистизмом линий, они человечнее и интимнее живописных, в которых есть некоторый холод, дистанция. Энгр поклонялся красоте; классической ясностью форм отмечены его полотна с обнаженной женской моделью: «Купальщица Вольпинсона» (1808); «Большая одалиска»(1814, обе Лувр, Париж).
В декоративной плоскостности его сюжетных картин, подчас странном нарушении пропорций (чрезмерно длинные руки, удлиненные торсы в причудливых разворотах) прихотливо сочетаются некоторые реминисценции школы Фонтенбло и предромантические веяния: «Юпитер и Фетида» (1811, Музей в Экс-ан-Провансе); «Ромул победитель Акрона» (1812, Школа изящных искусств, Париж); «Сон Оссиана» (1813, Музей в Монтабане).
В 1824 Энгр возвращается в Париж, выставляет в Салоне «Обет Людовика ХIII» (Собор в Монтабане). Написанная на религиозный сюжет, в традиционной манере и под явным влиянием Рафаэля (см. РАФАЭЛЬ САНТИ) , картина выдвинула Энгра в лидеры классицизма. Художник награждается орденом Почетного Легиона, избирается в Академию (1825), в 1825—41 руководит отделением Французской Академии в Риме. Энгр видит свое призвание в сохранении великих традиций прошлого, он пишет большие тематические картины: «Апофеоз Гомера» (1827, Лувр, Париж); «Мученичество Симфориона» (1834, Собор в Париже). Огромные по размеру полотна холодны и рассудочны, хотя сам Энгр надеялся, что именно подобные произведения увековечат его имя.
В историю искусства Энгр вошел как один из великих мастеров портрета, изображения обнаженной модели и великолепный рисовальщик. Заказы на портреты сам он считал делом второстепенным, досадуя, что они отвлекают его от картин. Необычайной силы талант Энгра достигает в знаменитом портрете «Бертена Старшего» (1832, Лувр, Париж): в благообразном облике седовласого господина, в его умном волевом лице, мощной фигуре, во властном жесте рук, в цепких пальцах чувствуется энергия, несокрушимый напор, деловая хватка, превращающие главу журнала «Деба» в символ новой эпохи. Тайна магии портретов Энгра в его влюбленности в каждую модель: «Графиня Оссонвиль» (1845, коллекция Фрик, Нью-Йорк); «Баронесса Ротшильд» (1848, частная коллекция); «Мадам Гонз» (1845—52; Музей в Монтабане); «Мадам Муатессье» (1851, Национальная галерея, Вашингтон); «Мадам Муатессье» (1856, Национальная галерея, Лондон). Холодной зимой он вышел с непокрытой головой проводить до кареты позировавшую ему женщину, простудился и вскоре умер — Энгру было 87 лет. Творчество его оказало влияние на многих художников 19 и 20 веков (Э. Дега (см. ДЕГА Эдгар), П. Пикассо (см. ПИКАССО Пабло)).

Энциклопедический словарь. 2009.

Смотреть что такое "Энгр Жан Огюст Доминик" в других словарях:

  • Энгр, Жан Огюст Доминик — Доминик Энгр фр. Dominique Ingres …   Википедия

  • Энгр Жан Огюст Доминик —         (Ingres) (1780 1867), французский живописец, рисовальщик и музыкант. Ученик Ж. Л. Давида. В 1806 24 жил и работал в Италии, где изучал искусство Возрождения, особенно творчество Рафаэля. В 1834 41 был директором Французской академии в… …   Художественная энциклопедия

  • Энгр, Жан-Огюст-Доминик — Доминик Энгр Автопортрет. 1804 Имя при рождении: Жан Огюст Доминик Энгр Дата рождения: 29 августа 1780 Место рождения: Монтобан …   Википедия

  • Энгр Жан-Огюст-Доминик — Доминик Энгр Автопортрет. 1804 Имя при рождении: Жан Огюст Доминик Энгр Дата рождения: 29 августа 1780 Место рождения: Монтобан …   Википедия

  • Энгр Жан Огюст Доминик — Доминик Энгр Автопортрет. 1804 Имя при рождении: Жан Огюст Доминик Энгр Дата рождения: 29 августа 1780 Место рождения: Монтобан …   Википедия

  • Энгр Жан Огюст Доминик — Энгр (Ingres), Жан Огюст Доминик (29.8.1780, Монтобан, ‒ 14.1.1867, Париж), французский живописец, рисовальщик и музыкант. Ученик Ж. Л. Давида. Учился также игре на скрипке. В юности служил в епископской капелле в Монтобане, играл в театральном… …   Большая советская энциклопедия

  • Энгр\ Жан-Огюст-Доминик — (1780 1867), живописец, автор многочисленных картин на исторические, религиозные и мифологические темы, выдающийся портретист и рисовальщик. Поклонник античности и Рафаэля, представитель позднего классицизма …   Биографический словарь Франции

  • Энгр, Жан Огюст Доменик — Жан Огюст Доминик Энгр. Портрет Паганини . ЭНГР (Ingres) Жан Огюст Доминик (1780 1867), французский живописец и рисовальщик. Блестящий мастер композиции, строгого и точного рисунка, правдивых, острохарактерных портретов (“Л.Ф. Бертен”, 1832). В… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Жан-Огюст-Доминик Энгр — Доминик Энгр Автопортрет. 1804 Имя при рождении: Жан Огюст Доминик Энгр Дата рождения: 29 августа 1780 Место рождения: Монтобан …   Википедия

  • Жан Огюст Доминик Энгр — Доминик Энгр Автопортрет. 1804 Имя при рождении: Жан Огюст Доминик Энгр Дата рождения: 29 августа 1780 Место рождения: Монтобан …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «Энгр Жан Огюст Доминик» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»