- Щуко Владимир Алексеевич
- Щуко́ Владимир Алексеевич(1878—1939), архитектор, театральный художник. Создал (совместно с В. Г. Гельфрейхом) ряд крупных общественных сооружений: пропилеи Смольного в Ленинграде (1923—25), новое здание Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина (ныне Российская государственная библиотека) в Москве (1928—40), Драматический театр в Ростове-на-Дону (1930—35). Среди театральных работ — оформление спектакля «Борис Годунов» (1937) в Малом театре в Москве.* * *ЩУКО Владимир АлексеевичЩУКО́ Владимир Алексеевич [5 (17) июля 1878, Тамбов — 18 января 1939, Москва], российский архитектор.
Архитектор-художник
Учился в петербургской Академии художеств (1896—1904) под руководством И. Е. Репина (см. РЕПИН Илья Ефимович), Л. Н. Бенуа (см. БЕНУА Леонтий Николаевич), его старшими товарищами были И. В. Жолтовский (см. ЖОЛТОВСКИЙ Иван Владиславович) и А. В. Щусев (см. ЩУСЕВ Алексей Викторович). Увлекался живописью и в 1901 принял участие в экспедиции на Шпицберген, где сделал серию графических работ и картин. В 1903 совершил поездку по древним русским городам (Псков, Новгород, Ростов Великий и др.), где изучал архитектуру и много рисовал. Окончив Академию художеств с правом на заграничную командировку и получив звание архитектора-художника, по совету Жолтовского и Щусева выбрал маршрут Константинополь—Греция—Италия. Увлекся архитектурой Андреа Палладио (см. ПАЛЛАДИО Андреа). С 1911 академик архитектуры.
В Ленинграде
Одной из ранних работ Щуко было проектирование и строительство доходных домов на Каменноостровском проспекте (так называемых Домов Маркова, № 63 и 65, — их первоначальный проект принадлежал военному инженеру К. В. Маркову, отсюда и название), отличающихся оригинальной композицией 5-этажных фасадов с асимметричными ризалитами (см. РИЗАЛИТ), угловыми лоджиями и ордерными пилястрами (см. ПИЛЯСТРА). Главный фасад дома № 65 (в 1910-х гг. в этом доме жил сам архитектор) с колоннадой стал прототипом многих жилых и общественных зданий.
Первой крупной архитектурной работой советского времени был проект Дома культуры Московско-Нарвского района в Ленинграде (1920). В 1922 совместно с архитектором В. Г. Гельфрейхом (см. ГЕЛЬФРЕЙХ Владимир Георгиевич), с которым его связывала творческая дружба, выполнил проект пропилей (см. ПРОПИЛЕИ (в архитектуре)) Смольного дворца, три подстанции Волховской ГЭС (1823—25), клуб завода «Большевик» (1927), общую композицию и архитектурную часть памятника В. И. Ленину у Финляндского вокзала (1926) и перед Смольным (см. СМОЛЬНЫЙ) (1927). Проекты памятников Ленину делает в разных городах, в том числе в Одессе. Все работы Щуко отличаются простыми, лаконичными формами и органически связаны с новыми типами общественных зданий.
В Москве и других городах
С конца 1920-х гг. работает в Москве, где совместно с Гельфрейхом создает проекты: главного павильона ВСХВ (1939), нового здания Библиотеки СССР имени В. И. Ленина (см. РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ БИБЛИОТЕКА) (1928—40), Большого Каменного моста (1938, при участии М. А. Минкуса) и др. В 1932 совместно с В. Гельфрейхом и Б. Иофаном выигрывает конкурс на проект Дворца Советов (см. ДВОРЕЦ СОВЕТОВ) — крупнейший международный конкурс тех лет.
Много участвует в конкурсах: по его проекту строится железнодорожный вокзал в Киеве (1927—1930) и др. Совместно с Гельфрейхом строит Драматический театр имени М. Горького в Ростове-на-Дону (1930—35), Дом правительства Абхазской АССР в Сухуми (1932—39) и др.
График и театральный художник
Много занимался книжной графикой, писал акварели. Оформил более 20 театральных постановок (эскизы декораций и костюмы): «Старинный театр» в Петербурге (1907), «Борис Годунов» в московском Малом театре (1937) и др.
Энциклопедический словарь. 2009.