Щедрин Родион Константинович это:

Щедрин Родион Константинович
Щедри́н Родион Константинович
(р. 1932), композитор, народный артист СССР (1981). Ученик Ю. А. Шапорина. Один из ведущих мастеров современной отечественной музыки. Оперы «Не только любовь» (1961), «Мёртвые души» (1977); балеты «Конёк-Горбунок» (1960), «Кармен-сюита» (1967, по Ж. Бизе), «Анна Каренина» (1972), «Чайка» (1980), «Дама с собачкой» (1985); «Поэтория» на слова А. А. Вознесенского (1968), оратория «Ленин в сердце народном» (1969), концерты для оркестра «Озорные частушки» (1963), «Звоны» (1968), «Автопортрет» (1984); Стихира на 1000-летие крещения Руси (1987), 2 симфонии (1958, 1965), камерно-инструментальные, хоровые, фортепианные (в том числе 24 прелюдии и фуги, 1970) сочинения. Главные партии в ряде балетов написаны для жены Щедрина — М. М. Плисецкой. Государственная премия СССР (1972), Ленинская премия (1984), Государственная премия Российской Федерации (1992).
* * *
ЩЕДРИН Родион Константинович
ЩЕДРИ́Н Родион Константинович (р. 16 декабря 1932, Москва), российский композитор, народный артист СССР (1981).
В 1955 окончил Московскую консерваторию по классам Ю. А. Шапорина (см. ШАПОРИН Юрий Александрович)(композиция) и Я. В. Флиера (см. ФЛИЕР Яков Владимирович) (фортепиано). С первых же шагов на композиторском поприще проявил себя как незаурядный юморист, изобретательный мастер оркестрового письма и в то же время приверженец простонародного русского колорита в духе «Петрушки» И. Ф. Стравинского (см. СТРАВИНСКИЙ Игорь Федорович) и «Шута» С. С. Прокофьева (см. ПРОКОФЬЕВ Сергей Сергеевич). Все эти стороны творческой индивидуальности Щедрина нашли свое воплощение в таких произведениях, как Концерт №1 для фортепиано с оркестром (1954), балет «Конек-Горбунок» (1956, поставлен в 1960), опера «Не только любовь» (по мотивам рассказов С. Антонова из деревенской жизни, 1961, 2-я редакция с камерным оркестром 1972), концерт для оркестра «Озорные частушки» (1963). В некоторых его позднейших партитурах фигурируют партии для необработанных голосов народных певиц; особенно характерны «Поэтория» (концерт для поэта, голоса, хора и оркестра на слова А. Вознесенского, 1968), оратория «Ленин в сердце народном» (1969) и опера «Мертвые души» на либретто Щедрина по Гоголю (поставлена в 1977). Вместе с тем у зрелого Щедрина есть немало произведений, вдохновленных более высокими архетипами русской традиции; среди них — концерт для оркестра «Звоны» (1968), «Фрески Дионисия» для 9 инструментов (1981), «Стихира» для оркестра (на 1000-летие крещения Руси, 1987), концерт для хора «Запечатленный ангел» на старообрядческие духовные тексты (1988). В ряде произведений Щедрина выразился его пиетет по отношению к И. С. Баху (см. БАХ Иоганн Себастьян) («Музыкальное приношение» для органа и духовых, 1982, «Эхо-соната» для скрипки соло, 1984, «Музыка для города Кетена» для камерного оркестра, 1984, и др.).
Щедрин смолоду живо интересовался новейшими западными техниками композиции и уже в первой половине 1960-х снискал репутацию «умеренного» (по тогдашним советским меркам) модерниста. В отличие от своих сверстников-авангардистов более «крайнего» толка (Э. Денисова (см. ДЕНИСОВ Эдисон Васильевич), А. Волконского (см. ВОЛКОНСКИЙ Андрей Михайлович), С. Губайдулиной (см. ГУБАЙДУЛИНА София Асгатовна), А. Шнитке (см. ШНИТКЕ Альфред Гарриевич)), Щедрин пользовался покровительственным отношением со стороны руководства Союза композиторов и других инстанций, ответственных за культуру в СССР, и никогда не подвергался организованным критическим атакам в советской печати. Это позволило ему достаточно смело экспериментировать с такими методами организации музыкального материала, как додекафония (см. ДОДЕКАФОНИЯ), сонористика, алеаторика (см. АЛЕАТОРИКА); использовав некоторые их них в ортодоксальной по своей идеологической направленности оратории «Ленин в сердце народном», Щедрин способствовал окончательной «легализации» современных западных влияний на советскую музыку.
Мастерски владея множеством музыкальных стилей, Щедрин охотно сочетает разнородные идиомы в рамках одного произведения. Так, в Концерте №2 для фортепиано с оркестром (1966) суховатая полифония в духе А. Шенберга (см. ШЕНБЕРГ Арнольд)и его школы перемежается с алеаторикой в духе В. Лютославского (см. ЛЮТОСЛАВСКИЙ Витольд) и джазовыми пассажами; в цикле 24 прелюдий и фуг (1964—1970) и «Полифонической тетради» (25 прелюдий, 1972) для фортепиано композитор отдает дань не только И. С. Баху и Д. Д. Шостаковичу (см. ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич) , но и додекафонии, а также своей обычной склонности к пародии.
При переводе литературных первоисточников на язык музыкального театра Щедрин стремится по возможности сохранить все богатство заключенных в них смыслов, проявляя при этом незаурядную изобретательность, в том числе в использовании музыки прошлого, которая всякий раз служит ему для создания характерного колорита. За исключением раннего «Конька-Горбунка», все балеты Щедрина написаны для его жены Майи Плисецкой (см. ПЛИСЕЦКАЯ Майя Михайловна); это «Кармен-сюита» (свободная обработка фрагментов из оперы Ж. Бизе «Кармен» для струнных и ударных, 1967), «Анна Каренина» (1971), «Чайка» (1980), «Дама с собачкой» (1985). Помимо опер «Не только любовь» и «Мертвые души», Щедрин написал еще одну «полноценную» оперу — «Лолита» (по В. Набокову, поставлена в 1994 в Стокгольме). Перу Щедрина принадлежит также мюзикл «Нина и 12 месяцев» (по мотивам сказки С. Маршака), написанный по заказу из Японии (1988).
Опыт Щедрина как театрального композитора и мастера стилистической мимикрии нашел свое яркое выражение и в его лучших чисто инструментальных партитурах; помимо «Озорных частушек» и «Звонов», стоит упомянуть Симфонию №2 («25 прелюдий», 1965) Концерт для фортепиано №3 («Вариации и тема», 1975), «Автопортрет» для оркестра (1984), концерты для оркестра «Старинная музыка российских цирков» и «Хороводы» (оба 1989). В некоторых его поздних сочинениях заметна тенденция к более глубокой и интенсивной выразительности (Концерт для виолончели и оркестра, 1994).
В 1972 Щедрин был удостоен Государственной премии СССР за ораторию «Ленин в сердце народном», в 1973 стал Первым секретарем Союза композиторов РСФСР (вместо Г. Свиридова), а в 1984 получил Ленинскую премию за оперу «Мертвые души», кантату «Казнь Пугачева» и «Торжественную увертюру».В 1992 стал лауреатом Государственной премии Российской Федерации.

Энциклопедический словарь. 2009.

Смотреть что такое "Щедрин Родион Константинович" в других словарях:

  • ЩЕДРИН Родион Константинович — (р. 1932) российский композитор, народный артист СССР (1981). Один из ведущих мастеров современной музыки. Оперы: Не только любовь (1961), Мертвые души (1977), балеты Конек Горбунок (1960), Кармен сюита (1967), Анна Каренина (1972), Чайка (1979) …   Большой Энциклопедический словарь

  • Щедрин, Родион Константинович — Композитор, пианист, общественный деятель; родился 16 декабря 1932 г. в Москве; окончил Московское хоровое училище, Московскую консерваторию по классу композиции и по классу фортепиано в 1955 г., аспирантуру Московской консерватории; 1965 1969… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Щедрин Родион Константинович — (р. 16.12.1932, Москва), советский композитор, народный артист РСФСР (1976). В 1955 окончил Московскую консерваторию по классам ‒ композиции у Ю. А. Шапорина, фортепьяно у Я. В. Флиера. Создал значительные произведения в разных жанрах. Среди них… …   Большая советская энциклопедия

  • ЩЕДРИН Родион Константинович — (р. 16.12.1932), композитор. Лауреат Государственной премии СССР (1972);Народный артист РСФСР (1976);Народный артист СССР (1981);Лауреат Государственной премии РФ (1992). Окончил Московскую консерваторию (1955, ученик Ю.Шапорина). Композитор.… …   Энциклопедия кино

  • Щедрин, Родион Константинович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Щедрин. Родион Щедрин …   Википедия

  • Щедрин, Родион Константинович — Композитор Родион Щедрин. ЩЕДРИН Родион Константинович (родился в 1932), российский композитор. Обращается к различным пластам русского фольклора (старинному и современному) в балете “Конёк Горбунок” (1955), концерте для оркестра “Озорные… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ЩЕДРИН Родион Константинович — (р. 16.12.1932), советский композитор. Народный артист СССР (1981). В 1955 окончил Московскую консерваторию (ученик Ю. А. Шапорина). Один из ведущих мастеров советской музыки. Уже в первой работе в кино (фильм «Высота», 1957) проявились… …   Кино: Энциклопедический словарь

  • Щедрин Родион Константинович — Родион Щедрин с женой Майей Плисецкой. 2009 год Дата рождения 16 декабря 1932 (76 лет)(19321216) Место рождения …   Википедия

  • ЩЕДРИН Родион Константинович — ( р. 16 XII 1932, Москва) О, будь же нашим хранителем, спасителем, музыка! Не оставляй нас! буди чаще наши меркантильные души! ударяй резче своими звуками по дремлющим нашим чувствам! Волнуй, разрывай их и гони, хотя на мгновение, этот… …   Музыкальный словарь

  • Щедрин, Родион — Русский композитор Русский композитор, народный артист СССР. Обладатель множества званий и наград, в том числе кавалер ордена За заслуги перед Отечеством III и II степени, лауреат Ленинской и Государственных премий, член корреспондент Баварской… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

Книги



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»