Шагал Марк это:

Шагал Марк
Шага́л Марк
(Chagall) (1887—1985), живописец и график. До 1922 жил в России, затем во Франции. Произведениям Шагала (картины, витражи, иллюстрации, чаще всего на библейские темы, а также поэтические сцены из жизни еврейских местечек) присущи ирреальность пространственных построений, эмоциональность колорита, выразительность рисунка («Над городом», 1917; иллюстрации к Библии, литография, 1931—36). Мемуары «Моя жизнь» (рус. пер. — 1994).
* * *
ШАГАЛ Марк
ШАГА́Л (Chagall) Марк Захарович [24 июня (6 июля) 1887, Витебск — 28 марта 1985, Сен-Поль-де-Ванс, Франция], живописец, график, театральный художник, иллюстратор, мастер монументальных и прикладных видов искусства; выходец из России.
Марк Шагал был старшим из десяти детей в семействе мелкого торговца Хацкеля (Захара) Шагала. В 1900—1905 учился в витебском 1-м городском четырехклассном училище. Начальными шагами будущего художника руководил витебский живописец Ю. М. Пэн. В 1907 Шагал отправился в Петербург, поступил в школу Общества поощрения художеств (1907—1908), затем занимался в частной студии С. М. Зейденберга (1908) и школе Е. Н. Званцевой, где его наставниками были М. В. Добужинский (см. ДОБУЖИНСКИЙ Мстислав Валерианович) и Л. С. Бакст (см. БАКСТ Лев Самойлович). Свою художническую биографию Шагал начинал с картины «Покойник (Смерть)», 1908 (масло, Национальный музей современного искусства, Париж); в 1909 были написаны «Портрет моей невесты в черных перчатках» (Кунстмузеум, Базель, Швейцария), «Семья (Святое семейство)» (Национальный музей современного искусства, Париж) и др., созданные под влиянием неопримитивистской стилистики.
Первый парижский период
В августе 1910 уехал в Париж. В 1911 поселился в артистической колонии Ля Рюш («Улей»). В первый парижский период сблизился с поэтами и литераторами Г. Аполлинером (см. АПОЛЛИНЕР Гийом), Б. Сандраром (см. САНДРАР), М. Жакобом (см. ЖАКОБ Макс) , А. Сальмоном и другими. Аполлинер в одном из эссе употребил по отношению к искусству Шагала термин «сверхнатурализм» («сюрнатурализм»).
В 1912 художник впервые выставился на Осеннем салоне; посылал свои произведения на московские выставки «Мир искусства» (см. МИР ИСКУССТВА) (1912), «Ослиный хвост» (см. ОСЛИНЫЙ ХВОСТ) (1912), «Мишень» (1913). До конца своих дней Шагал называл себя «русским художником», подчеркивая родовую общность с российской традицией, включавшей в себя и иконопись, и творчество Врубеля (см. ВРУБЕЛЬ Михаил Александрович) , и произведения безымянных вывесочников, и живопись крайне левых.
Новаторские формальные приемы кубизма и орфизма, усвоенные за годы парижской жизни, — геометризованная деформация и огранка объемов, ритмическая организация, условный цвет — у Шагала были направлены на создание напряженной эмоциональной атмосферы картин. Обыденную действительность на его холстах освещали и одухотворяли вечно живые мифы, великие темы круговорота бытия — рождение, свадьба, смерть. Действие в необычных шагаловских полотнах развертывалось по особым законам, где были сплавлены прошлое и будущее, фантасмагория и быт, мистика и реальность. Визионерская (сновидческая) сущность произведений, сопряженная с фигуративным началом, с глубинным «человеческим измерением», сделала Шагала предтечей таких направлений, как экспрессионизм и сюрреализм. Центральными работами первого парижского периода стали: «Я и моя деревня», 1911 (Музей современного искусства, Нью-Йорк), «России, ослам и другим», 1911—12 (Национальный музей современного искусства, Париж), «Автопортрет с семью пальцами», 1912 (Стеделик музеум, Амстердам, Нидерланды), «Голгофа», 1912 (Музей современного искусства, Нью-Йорк) и др. Тогда же были написаны полотна «Понюшка табаку», 1912 (частное собрание, Германия), «Молящийся еврей», 1912—13 (Национальный музей, Иерусалим, Израиль), выведшие Шагала в художественные лидеры возрождавшейся еврейской культуры.
В июне 1914 года в Берлине открылась его первая персональная выставка, включившая в себя почти все созданные в Париже картины и рисунки; они нашли большой отклик у молодых немецких живописцев, дав непосредственный импульс возникшему после войны экспрессионистическому движению.
Последние русские годы
Летом 1914 Шагал вернулся в Витебск, где его застало начало первой мировой войны. В 1914—15 годах была создана серия «документов» из семидесяти с лишним работ, написанных на основе натурных впечатлений (портреты, пейзажи, жанровые сцены). Летом 1915 состоялось бракосочетание Шагала и Беллы Розенфельд (1892?-1944), в 1916 родилась их дочь Ида (1916—1994). С осени 1915 и по ноябрь 1917 Шагал с семьей жил в Петрограде, служил в одном из военных ведомств. В предреволюционные витебские и петроградские времена были созданы эпически монументальные типажные портреты («Продавец газет», «Зеленый еврей», «Молящийся еврей», все 1914, «Красный еврей», 1915, Русский музей), картины из цикла «любовники» («Голубые любовники», 1914, «Зеленые любовники», 1914—1915, «Розовые любовники», 1916, и др.), жанровые, портретные, пейзажные композиции («Зеркало», масло на картоне, 1915, Русский музей, «Портрет Беллы в белом воротничке», масло, 1917, Национальный музей современного искусства, Париж и др.).
В Витебск художник возвратился после Октябрьской революции. Получив в августе 1918 мандат «уполномоченного по делам искусств г. Витебска и Витебской губернии», организовал Народное художественное училище, куда привлек в качестве преподавателей М. В. Добужинского (см. ДОБУЖИНСКИЙ Мстислав Валерианович) , И. А. Пуни (см. ПУНИ Иван (Жан) Альбертович), Л. М. Лисицкого (см. ЛИСИЦКИЙ Лазарь Маркович), Пэна и других. Под руководством Шагала и с его участием в 1918—20 гг. проводилось декоративно-праздничное оформление Витебска.
В последний период на родине художником были написаны полотна «Над городом», 1914—1918 (Третьяковская галерея), «Венчание», 1918 (Третьяковская галерея), «Прогулка», 1918 (Русский музей) и ряд других, расцениваемых ныне как вершинные его достижения.
Конфликтная ситуация, сложившаяся в результате деятельности К. С. Малевича (см. МАЛЕВИЧ Казимир Северинович) в витебской школе, вынудила Шагала уйти из школы и уехать в Москву (июнь 1920). Здесь он исполнил монументально-декоративные панно для зрительного зала Еврейского Камерного театра, а также оформил спектакль по Шолом-Алейхему. В летние месяцы работал учителем в колонии для малолетних беспризорников в Малаховке.
В последний русский период Шагал выставлялся на групповых выставках в Петрограде, Витебске, Москве; в 1921 прошла его персональная выставка в Еврейском Камерном театре, в 1922 — совместная с Н. И. Альтманом (см. АЛЬТМАН Натан Исаевич) и Д. П. Штеренбергом (см. ШТЕРЕНБЕРГ Давид Петрович) (Культур-лига, Москва).
Снова за границей
В начале лета 1922 через Каунас художник направился в Берлин, чтобы узнать о судьбе выставленных перед войной работ. В Берлине обучился новым для себя печатным техникам — офорту, сухой игле, ксилографии; в 1922 награвировал серию офортов, призванных стать иллюстрациями к его книге «Моя жизнь» (папка с гравюрами «Моя жизнь» была издана в 1923; книга в переводе на французский язык с ранними рисунками в качестве иллюстраций увидела свет в Париже в 1931).
По приглашению парижского галерейщика А. Воллара переехал в 1923 в Париж для создания цикла иллюстраций к роману Н. В. Гоголя (см. ГОГОЛЬ Николай Васильевич) «Мертвые души» (1923—1927). Затем по заказу Воллара исполнил иллюстрации к «Басням» Лафонтена (см. ЛАФОНТЕН Жан де) (1927—1930). В 1927 возникла серия гуашей «Цирк Воллара» с ее карнавализованными образами клоунов, арлекинов, акробатов, сквозными для всего шагаловского творчества.
В 1920-е гг. дружеские контакты связали Шагала с П. Пикассо (см. ПИКАССО Пабло), А. Матиссом (см. МАТИСС Анри), Ж. Руо (см. РУО Жорж), П. Боннаром (см. БОННАР Пьер), П. Элюаром (см. ЭЛЮАР Поль) и многими другими деятелями искусств. В 1920—30-е гг. художник много путешествовал по Франции, жил в Нормандии, Бретани, Лангедоке, Савойе и других провинциях, где были созданы многочисленные работы, вдохновленные французскими ландшафтами (гражданство своей «второй родины» Шагал принял в 1937).
В 1931 совершил путешествие по Сирии и Палестине, связанное с новой работой для Воллара. Иллюстрации к Библии (66 офортов в 1930—39 и 39 офортов в 1952—56) стали фундаментом огромного цикла, над которым художник работал почти всю жизнь: большое число гравюр, рисунков, картин, витражей, шпалер, керамических скульптур, рельефов, вдохновленных Библией, составили в итоге колоссальное «Библейское послание» Марка Шагала.
В 1933 произведения мастера были публично сожжены в Мангейме по приказу Геббельса. Гонения на евреев в фашистской Германии, предчувствие приближающейся катастрофы окрасили произведения Шагала в апокалиптические тона: в предвоенные и военные годы одной из ведущих тем его искусства стало распятие («Белое распятие», 1938, Чикагский институт искусства, США, «Распятый художник», 1938—1940, «Мученик», 1940, «Желтый Христос», 1941, и др.).
Американский период
В мае 1941 по приглашению нью-йоркского Музея современного искусства художник с семьей переехал в Америку. В 1943 году встретился в Нью-Йорке с другом молодости С. Михоэлсом (см. МИХОЭЛС Соломон Михайлович) , собиравшем деньги для СССР.
В американский период Шагал в основном работал для театра: в 1942 оформил балет «Алеко» по мотивам поэмы «Цыганы» А. С. Пушкина, в 1945 балет И. Стравинского «Жар-птица». В сентябре 1944 внезапно скончалась Белла Шагал; ее память была увековечена в композициях «Моей жене посвящается» (193З/1944) и «Вокруг нее» (1945, обе Национальный музей современного искусства, Париж).
Возвращение во Францию
Окончательное возвращение Шагала во Францию произошло в 1948. Изданные вместе с книгой иллюстрации к «Мертвым душам» Гоголя (1948) принесли автору гран-при за графическое мастерство и совершенство офортов на ХХIУ Биеннале в Венеции.
В конце 1940-х гг. Шагал поселился на юге Франции, близ Ниццы. В 1952 году художник вступил в брак с Валентиной (Вавой) Бродской; путешествие по Греции и Италии, счастливая семейная жизнь дала толчок для создания новых произведений, вдохновленных средиземноморской культурой. С начала 1950-х гг. Шагал приступил к исполнению обширных циклов цветных литографий, станковых и книжных работ — из них большую известность приобрели иллюстрации к буколическому роману Лонга (см. ЛОНГ (писатель)) «Дафнис и Хлоя» (1960—1962).
На юге Франции начался последний этап жизни Шагала. Живописец-станковист, он постепенно все больше и больше работал в монументальных видах искусства, занимался мозаикой, керамикой, шпалерами, скульптурой. В начале 1960-х гг. создал по заказу правительства Израиля мозаики и гобелен для здания парламента в Иерусалиме. На протяжении 1960—70-х гг. им были изготовлены многочисленные витражи для старинных католических костелов, лютеранских храмов, синагог, общественных зданий Европы, Америки, Израиля.
В 1964 по заказу президента Франции Шарля де Голля и министра культуры, писателя Андре Мальро Шагалом был написан плафон парижской Гранд-Опера; в 1966 — два панно для Метрополитен-опера в Нью-Йорке. С 1966 художник обосновался в Сен-Поль-де-Ванс близ Ниццы, где построил дом-мастерскую. В июне 1973 года посетил с кратковременным визитом Москву и Ленинград.
Представительный ряд общеевропейских и мировых знаков отличия, полученных мастером на протяжении длинной жизни, был увенчан в 1977 году высшей наградой Франции, Большим крестом Почетного легиона. В октябре 1977 — январе 1978 в Лувре, в отступление от правил, была устроена выставка в честь здравствующего художника (по случаю 90-летнего юбилея Шагала).
В июле 1973 в Ницце был открыт музей «Библейское послание», разместившийся в задуманном Шагалом здании, украшенном его работами; правительство Франции придало этому своеобразному шагаловскому «храму» статус национального музея.

Энциклопедический словарь. 2009.

Смотреть что такое "Шагал Марк" в других словарях:

  • Шагал, Марк — Марк Шагал Дата рождения: 6 июля 1887(18870706) Место рождения: Лиозно, близ Витебска …   Википедия

  • ШАГАЛ Марк — (Chagall, Marc) МАРК ШАГАЛ. АВТОПОРТРЕТ (1887 1985), европейский художник, график, театральный художник. Родился 7 июля 1887 в Витебске, где начал учиться живописи в мастерской И.Пэна, позже учился в Петербурге у Л.Бакста. С 1910 до 1914 жил в… …   Энциклопедия Кольера

  • Шагал, Марк — (р. 1887) современный русский живописец и график; происходит из мелкобуржуазной еврейской среды г. Витебска. Одно время брал уроки у Бакста. В 1910 14 работал в Париже, где работы его выставлялись в Салоне независимых. Близко сошелся с… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Шагал Марк Захарович — Марк Шагал Дата рождения: 6 июля 1887(18870706) Место рождения: Лиозно, близ Витебска …   Википедия

  • Шагал, Марк Захарович — (Chagall). Род. 1887, ум. 1985. Живописец, график, театральный художник, иллюстратор. Учился в школе Петербургского общества поощрения художеств (1907 1908), в частной студии С. М. Зейденберга (1908), в школе Е. Н. Званцевой (у М. В. Добужинского …   Большая биографическая энциклопедия

  • Шагал Марк Захарович —         (Chagall) (1887 1985), французский живописец и график. Учился в Петербурге у Л. С. Бакста и др. (1907 09). В 1910 14 жил в Париже, где испытал влияние кубизма. В 1914 22 в России, с 1917 руководил Школой искусства в Витебске, участвовал в …   Художественная энциклопедия

  • Шагал, Марк Захарович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Шагал. Марк Шагал …   Википедия

  • Шагал Марк Захарович — Шагал (Chagall) Марк Захарович (р. 7.7.1887, Лиозно, ок. Витебска), французский живописец и график. Учился в Петербурге у Л. Бакста и др. в 1907‒1909, в 1910‒14 жил в Париже, где испытал влияние кубизма. В 1914‒22 ‒ в России, с 1917 руководил… …   Большая советская энциклопедия

  • Шагал, Марк Захарович — (07.07. 1887, Лиозно под Витебском 28.03.1985, Сен Поль де Вэнс, Франция)    русский живописец и график, с 1923 жил и работал во Франции. Родился в семье мелкого торговца, начал заниматься живописью в Витебске в 1906 (уроки в Школе живописи и… …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • Шагал Марк Зах. — ШАГАЛ Марк Зах. (1887 1985) живописец, график, театр. художник, монументалист. Его творчество уникальный сплав многовековой нац. культуры евр. народа, изощренных поисков рус. авангарда 1910 20 х гг., отточенности и блеска парижской школы . Ш.… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Книги

  • Марк Шагал. Графика, Н. В. Апчинская. Альбом посвящен творчеству выдающегося художника современности Марка Шагала (1887 - 1985). Большую часть жизни он прожил во Франции, но его родина, Россия, всегда оставалась с ним в его… Подробнее  Купить за 2600 руб
  • Шагал, Марк Захарович, Джесси Рассел. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. High Quality Content by WIKIPEDIA articles! Марк Заха?рович Шага?л (фр. Marc Chagall, идиш ?????… Подробнее  Купить за 1125 руб
  • Марк Шагал. Моя жизнь, Марк Шагал. Впервые на русском языке публикуется "Моя жизнь" - документально-поэтическая автобиография художника, которую он назвал "романом своей жизни". До этого книга неоднократно издавалась за… Подробнее  Купить за 630 руб
Другие книги по запросу «Шагал Марк» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»