Шухов Владимир Григорьевич это:

Шухов Владимир Григорьевич
Шу́хов Владимир Григорьевич
(1853—1939), инженер, изобретатель, почётный член АН СССР (1929), Герой Труда (1932). Создал десятки конструкций, отличавшихся смелостью решения, новизной, практичностью: форсунку для сжигания мазута, эрлифт, нефтепроводы, нефтехранилища, установку для термического крекинга нефти, паровые котлы, мосты, сетчатые и арочные перекрытия, гиперболоидные башни (в том числе высотой 148,3 м, в Москве) и т. д. Премия им. В. И. Ленина (1929).
* * *
ШУХОВ Владимир Григорьевич
ШУ́ХОВ Владимир Григорьевич (1853—1939), российский инженер, изобретатель, ученый, почетный член АН СССР (1929), Герой Труда (1932). Создал десятки конструкций, отличавшихся смелостью решения, новизной, практичностью: форсунку для сжигания мазута, эрлифт, нефтепроводы, нефтехранилища, установку для термического крекинга нефти, паровые котлы, мосты, сетчатые и арочные перекрытия, гиперболоидные башни (в т. ч. высотой 148,3 м в Москве) и т. д. Премия им. В. И. Ленина (1929).
* * *
ШУ́ХОВ Владимир Григорьевич [16 (28) августа 1853, г. Грайворон Курской губ., ныне Белгородской обл. — 2 февраля 1939, Москва], выдающийся русский инженер и ученый.
Детские годы и образование
Шухов вырос в деревне. Среднее образование получил в петербургской гимназии, затем поступил на инженерно-механическое отделение Московского высшего технического училища (МВТУ). Преподававший там теоретическую механику Н. Е. Жуковский (см. ЖУКОВСКИЙ Николай Егорович), впоследствии прославивший русскую науку созданием аэродинамики, отметил блестящее дарование студента Шухова и его успехи в математике, теоретической механике и технике.
Поездка в США
В 1876 окончивший с отличием училище молодой инженер-механик Шухов был отправлен для подготовки к профессорскому званию в США, где провел больше года, изучая американскую технику в главных промышленных центрах.
Инженерная работа.
Возвратившись из-за границы, Шухов не внял советам Н. Е. Жуковского, а затем и уговорам знаменитого русского математика П. Л. Чебышева (см. ЧЕБЫШЕВ Пафнутий Львович) и отказался от ученой карьеры. Он почувствовал свое истинное призвание и с тех пор до конца жизни вел огромную работу практического инженера. В 1880 он занял в Москве должность главного инженера скромной технической строительной конторы А. В. Бари, которая под руководством Шухов приобрела всероссийскую известность как Стальмост.
Переезд в Баку
По состоянию здоровья Шухов переехал на юг и поселился в Баку, где тогда быстро развивалась нефтяная промышленность. Здесь ждали решения важные технические проблемы – хранения, транспортировки, перегонки и сжигания нефти. В начале 1880-х годов из нефти добывался только керосин, который применялся лишь для освежения. К смазочным маслам, производство которых только началось, потребители относились с недоверием. Бензин считался ненужным и даже вредным продуктом, так как еще не было автомобильного транспорта. Огромное количество мазута, отхода перегонки нефти, не находило себе применения, так как его не умели сжигать. Остро стояли проблемы хранения нефти на промыслах, доставки ее на нефтеперегонные заводы – нефть перевозилась гужевым транспортом. Все эти задачи были новыми для инженеров того времени.
Труды по технике нефтяной промышленности.
В 1880 Шухов создал паровую форсунку для сжигания нефти, одну из лучших в мире. Предложил перекачивать нефть по трубопроводам, подобно воде, и в 1879 построил первый в России нефтепровод. Вывел «формулу Шухова» для расчета движения нефти по трубам, которой и по ныне пользуются инженеры всего мира. Для транспорта нефти по воде Шухов первым в России стал строить нефтеналивные суда. Были построены многие тысячи огромных клепаных железных барж длиной до 150 м – в то время чудо строительной техники. Вопрос о хранении нефти и нефтепродуктов Шухов решил путем строительства больших клепаных железных резервуаров, десятки тысяч которых были раскинуты по всей стране.
Перегонка нефти
Особое внимание Шухов уделил перегонке нефти. Он изобрел крекинг (см. КРЕКИНГ)-процесс, опередив на 20 лет Америку, где только в 1912 появился патент (Бортона) того же содержания. Тогда еще не требовались большие количества бензина. Когда же появились миллионы автомобилей, патент Бортона стал тормозить развитие американской нефтяной промышленности. Комиссия инженеров-химиков, прибывшая в Москву из США, с несомненностью установила, что Шухов был настоящим первым изобретателем крекинг-процесса.
Паровые котлы
Начало технической деятельности Шухова пришлось на эпоху паровой техники. В его работах по пару главное место занимают изобретенные им водотрубные «котлы Шухова», получившие широкое распространение в России, а затем перебравшиеся и за океан, хотя и другом варианте – как крекинг-аппараты для нефти.
Научный подход.
Нет ни одной области строительного дела и машиностроения, в которую Шухов не внес бы усовершенствований или новшеств. Дело здесь не только в его необычайной способности быстро ориентироваться в любом новом деле, но и в его научном подходе к решению каждого технического вопроса. Он никогда ничего не делал на-авось. Шухов в совершенстве владел основами высшей математики, теоретической механики, теории упругости и гидродинамики, был превосходно знаком с современным ему состоянием физики и химии – основы инженерных знаний. В научном и математическом характере мышления, наряду с конструкторским талантом и изобретательностью, и был секрет его необыкновенных творческих успехов.
Строительство.
Шухову принадлежат многочисленные исследования по вопросам прочности железных конструкций при их наименьшем весе. Всегда стремясь найти оптимальные соотношения между элементами конструкции и наивыгоднейшие условия постройки и эксплуатации, он выработал свой полугеометрический метод, быстро ведущий к окончательным результатам. На всероссийской выставке в Нижнем Новгороде в 1896 посетители были поражены изящными конструкциями, построенными по проектам Шухова. Здесь впервые были представлены «висячие» крыши и новый вид сетчатых сводов. Здесь же впервые появилась гиперболическая железная башня. Такие башни получили большое распространение в СССР и были применены в морском флоте США. Для радиотелеграфной передачи Шухов построил на Шаболовке в Москве железную башню высотой 160 м в виде ряда гиперболоидов.
«Русский Эдисон»
Шухова нередко сравнивали с Эдисоном, но он отличался от американского изобретателя тем, что его творчество было основано на собственных научных работах и на глубокой теоретической мысли.
Последние годы
До последних дней, несмотря на свои 86 лет, Шухов продолжал вести научно-техническую работу. С ним жила его старшая дочь Ксения Владимировна, помогавшая ему. Из-за несчастного случая он пострадал от огня и умер от тяжелых ожогов в Москве, где и похоронен на Новодевичьем кладбище.

Энциклопедический словарь. 2009.

Смотреть что такое "Шухов Владимир Григорьевич" в других словарях:

  • Шухов, Владимир Григорьевич — инженер механик. Род. в 1854 г. Окончил курс в Императорском московском техническом училище (1876). Ш. изобрел особый тип форсунок и свою систему водотрубных паровых котлов. Ему же принадлежит составление формул расчета железных клепаных… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Шухов Владимир Григорьевич — [16(28). 8.1853, г. Грайворон, ныне Белгородской обл., ‒ 2.2.1939, Москва], советский инженер и учёный, почётный академик (1929; член корреспондент 1928), Герой Труда (1932). Член ВЦИК (1927). По окончании МВТУ (1876) был командирован в США. В… …   Большая советская энциклопедия

  • Шухов Владимир Григорьевич — Шухов (Владимир Григорьевич) инженер механик. Родился в 1854 г. Окончил курс в Императорском московском техническом училище (1876). Шухов изобрел особый тип форсунок и свою систему водотрубных паровых котлов. Ему же принадлежит составление формул …   Биографический словарь

  • ШУХОВ Владимир Григорьевич — (1853 1939) российский инженер, изобретатель, ученый, почетный член АН СССР (1929), Герой Труда (1932). Создал десятки конструкций, отличавшихся смелостью решения, новизной, практичностью: форсунку для сжигания мазута, эрлифт, нефтепроводы,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Шухов, Владимир Григорьевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Шухов. Владимир Григорьевич Шухов …   Википедия

  • Шухов Владимир Григорьевич — Владимир Григорьевич Шухов Дата рождения: 28 августа 1853 Дата смерти: 2 февраля 1939 Гражданство …   Википедия

  • Шухов, Владимир Григорьевич — ШУ/ХОВ Владимир Григорьевич (1853 1939) российский советский инженер, изобретатель, почётный член АН СССР (1929), Герой Труда (1932). Окончил Московское высшее техническое училище (1876) и был командирован на учёбу в США. В 1877 1878 гг.… …   Морской биографический словарь

  • Шухов Владимир Григорьевич — (1853, Грейворн, ныне в Белгородской области,  1939, Москва), инженер, почётный член АН СССР (1929), Герой Труда (1932). Окончил МВТУ (1876). С 1880 в Москве, на заводе Бари (после 1917 «Парострой»). Шухов  автор или соавтор ряда патентов на… …   Москва (энциклопедия)

  • Владимир Григорьевич Шухов — см. Шухов, Владимир Григорьевич …   Морской биографический словарь

  • Владимир Григорьевич Шухов — Дата рождения: 28 августа 1853 Дата смерти: 2 февраля 1939 Гражданство …   Википедия

Книги



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»