Шишкин Иван Иванович

Шишкин Иван Иванович
Ши́шкин Иван Иванович
(1832—1898), живописец и график. Член Товарищества передвижных художественных выставок. В эпических образах («Рожь», 1878; «Утро в сосновом лесу», 1889; «Корабельная роща», 1898), раскрывая красоту, мощь и богатство русской природы (преимущественно лесной), стремился к точной передаче бесконечного разнообразия форм растительного мира. Добиваясь живописно-тонального единства композиции, обращался подчас к мотивам изменчивого состояния природы («Сосны, освещённые солнцем», 1886). Мастер литографии и офорта.
* * *
ШИШКИН Иван Иванович
ШИ́ШКИН Иван Иванович (1832—98), русский живописец и график. Передвижник (см. ПЕРЕДВИЖНИКИ) . В эпических образах («Рожь», 1878; «Утро в сосновом лесу», 1889) раскрыл красоту, мощь и богатство русской природы (преимущественно лесной). Мастер литографии и офорта.
* * *
ШИ́ШКИН Иван Иванович [13 (25) января 1832, Елабуга, ныне Татарстан — 8 (20) марта 1898, Петербург], русский художник. Выдающийся мастер пейзажа, органически соединил в своей живописи и графике черты романтизма (см. РОМАНТИЗМ) и реализма (см. РЕАЛИЗМ (в искусстве)) .
Родился в купеческой семье. Отец художника, И. В. Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором «Истории города Елабуги». Закончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1856 году, будущий мастер учился в петербургской Академии художеств (1856—60). Как пенсионер Академии жил в 1862—65 в Германии и Швейцарии, посещал мастерскую швейцарского пейзажиста Р. Коллера. Но несравнимо большее воздействие на него оказали эпически величественные пейзажи другого швейцарца, А. Калама (см. КАЛАМ Александр). Жил преимущественно в Петербурге. Особое значение для Шишкина имели натурные впечатления, полученные в родных местах (куда он нередко наезжал), а также на о. Валаам и в окрестностях Петербурга и Москвы.
Раннее творчество
Для ранних работ мастера («Вид на острове Валааме», 1858, Киевский музей русского искусства; «Рубка леса», 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм; придерживаясь традиционного для романтизма «кулисного» построения картины, четко размечая планы, он не достигает еще убедительного единства образа. В таких картинах, как «Полдень. В окрестностях Москвы» (1869, там же), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето-воздушно-колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве).
Зрелость
В 1870-е гг. мастер входит в пору безусловной творческой зрелости, о которой свидетельствуют картины «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и «Рожь» (1878; обе — Третьяковская галерея).

Обычно избегая зыбких, переходных состояний природы, художник фиксирует ее высший летний расцвет, достигая впечатляющего тонального единства именно за счет яркого, полуденного, летнего света, определяющего всю колористическую шкалу. Монументально-романтический образ Природы с большой буквы неизменно присутствует в картинах. Новые же, реалистические веяния, проступают в том проникновенном внимании, с которым выписываются приметы конкретного куска земли, уголка леса или поля, конкретного дерева. Шишкин — замечательный поэт не только почвы, но и дерева, тонко чувствующий характер каждой породы [в наиболее типических своих записях он обычно поминает не просто «лес», но лес из «осокорея, вязов и частью дубов» (дневник 1861 года) или «лес еловый, сосновый, осина, береза, липа» (из письма И. В. Волковскому, 1888)]. С особой охотой художник пишет породы самые мощные и крепкие типа дубов и сосен — в стадии зрелости, старости и, наконец, смерти в буреломе. Классические произведения Шишкина — такие, как «Рожь» или «Среди долины ровныя...» (картина названа по песне А. Ф. Мерзлякова; 1883, Киевский музей русского искусства), «Лесные дали» (1884, Третьяковская галерея) — воспринимаются как обобщенные, эпические образы России. Художнику одинаково удаются и далевые виды, и лесные «интерьеры» («Сосны, освещенные солнцем», 1886; «Утро в сосновом лесу» где медведи написаны К. А. Савицким (см. САВИЦКИЙ Константин Аполлонович), 1889; обе — там же). Самостоятельную ценность имеют его рисунки и этюды, представляющие собой детализованный дневник природной жизни.
Плодотворно работал также в области офорта. Печатая свои тонко нюансированные пейзажные офорты в разных состояниях, издавая их в виде альбомов, Шишкин мощно активизировал интерес к этому виду искусства. Педагогической деятельностью занимался мало (в частности, руководил пейзажной мастерской Академии художеств в 1894—95), но имел в числе своих учеников таких художников, как Ф. А. Васильев (см. ВАСИЛЬЕВ Федор Александрович) и Г. И. Чорос-Гуркин (см. ЧОРОС-ГУРКИН Григорий Иванович). Его образы, несмотря на свою «объективность» и принципиальное отсутствие психологизма, свойственного «пейзажу настроения» саврасовско-левитановского типа, всегда имели большой поэтический резонанс (недаром Шишкин принадлежал к числу любимейших художников А. А. Блока (см. БЛОК Александр Александрович) ).
В Елабуге открыт дом-музей художника.

Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Шишкин Иван Иванович" в других словарях:

  • Шишкин, Иван Иванович — Иван Иванович Шишкин Дата рождения …   Википедия

  • Шишкин Иван Иванович — Шишкин И. Н. Крамской. Портрет художника И. И. Шишкина. (1873, Третьяковская галерея) Дата рождения: 1832 Дата смерти: 1898 …   Википедия

  • Шишкин Иван Иванович —         (1832 1898), русский живописец. Пейзажист. Учился в МУЖВЗ (1852 56) и в петербургской АХ (1856 65; профессор с 1873, руководитель пейзажного класса в 1894 95); пенсионер АХ в Мюнхене, Праге, Дюссельдорфе (1862 65). Член учредитель ТПХВ… …   Художественная энциклопедия

  • Шишкин Иван Иванович — (1832 98), рус. художник. В 1890 выполнил 2 илл. для Собр. соч. Л. в изд. Кушнерева к стих. «На севере диком» и «Родина». В 1 й том была включена только первая иллюстрация (итал. карандаш, соус, мел.; ГТГ) одна из самых популярных, неизменно… …   Лермонтовская энциклопедия

  • Шишкин Иван Иванович — Шишкин (Иван Иванович) один из даровитейших русских пейзажистов, живописец, рисовальщик и гравер аквафортист, сын купца, родился в Елабуге (Вятской губернии) 13 января 1831 г., двенадцати лети от роду был определен в ученики 1 й казанской… …   Биографический словарь

  • Шишкин Иван Иванович — (1832—1898), живописец и график, пейзажист. До 1856 учился в Москве, затем в АХ (1856—60, академик с 1865, действительный член с 1893), преподавал там же (профессор с 1873, руководитель пейзажной мастерской в 1894—95). Член… …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

  • Шишкин Иван Иванович — [13(25).1. 1832, Елабуга, ныне Татарской АССР, ‒ 8(20). 3.1898, Петербург], русский живописец, один из крупнейших мастеров реалистической пейзажной живописи. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1852‒56) у А. Н. Мокрицкого и… …   Большая советская энциклопедия

  • ШИШКИН Иван Иванович — (1832 98) российский живописец и график. Передвижник. В эпических образах ( Рожь , 1878; Утро в сосновом лесу , 1889) раскрыл красоту, мощь и богатство русской природы (преимущественно лесной). Мастер литографии и офорта …   Большой Энциклопедический словарь

  • Шишкин Иван Иванович —       (1832 1898), живописец и график, пейзажист. До 1856 учился в Москве, затем в АХ (1856 60, академик с 1865, действительный член с 1893), преподавал там же (профессор с 1873, руководитель пейзажной мастерской в 1894 95). Член учредитель ТПХВ …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • Шишкин, Иван Иванович — один из даровитейших русских пейзажистов, живописец, рисовальщик и гравер аквафортист; сын купца, род. в Елабуге (Вятской губернии) 13 января 1831 г.; двенадцати лет от роду был определен в ученики 1 ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5 го …   Большая биографическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»