Афанасьев Александр Николаевич

Афанасьев Александр Николаевич
Афана́сьев Александр Николаевич
(1826—1871), российский литературовед, представитель «мифоогической школы» в фольклористике. Статьи о русской литературе XVIII в. Труды «Поэтические воззрения славян на природу» (т. 1—3, 1866—1869), сборник «Народные русские сказки» (1855—1864).
* * *
АФАНАСЬЕВ Александр Николаевич
АФАНА́СЬЕВ Александр Николаевич (1826—71), российский литературовед, представитель «мифологической школы (см. МИФОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА)» в фольклористике . Статьи о русской литературе 18 в. Труды «Поэтические воззрения славян на природу» (т. 1—3, 1866—69), сборник «Народные русские сказки» (1855—64).
* * *
АФАНА́СЬЕВ Александр Николаевич [11 (23) июля 1826, г. Богучары Воронежской губ. — 23 сентября (5 октября) 1871, Москва], фольклорист, историк и этнограф, историк литературы, журналист, библиограф, автор дневника и воспоминаний.
Жизненный путь
Афанасьев родился в семье стряпчего (мелкого судейского чиновника). Года через три после его рождения семья переехала в город Бобров той же губернии. Здесь Афанасьев жил до 11 лет и получил начальное образование. Два местных попа — отцы Иваны — выучили его бегло читать по-русски и по-латыни и познакомили несколько с арифметикой и Священной историей. В 1837 отец отвез Афанасьева в Воронежскую губернскую гимназию, где мальчик и учился следующие 7 лет.
В 1844 по завершении гимназического курса Афанасьев едет в Москву и поступает на юридический факультет университета, выдержав вступительные экзамены «с грехом пополам» (по его собственной оценке). Среди преподавателей, лекции которых посещал Афанасьев, были знаменитые историки К. Д. Кавелин (см. КАВЕЛИН Константин Дмитриевич), С. М. Соловьев (см. СОЛОВЬЕВ Сергей Михайлович) и Т. Н. Грановский (см. ГРАНОВСКИЙ Тимофей Николаевич). Годы, проведенные в гимназии, а затем в университете, Афанасьев живо описал позднее в своих воспоминаниях.
Окончив университет в 1848, Афанасьев недолго преподает русскую историю и словесность в частном пансионе, а через год поступает на службу в Главный архив Министерства иностранных дел. 13 лет, которые Афанасьев проработал в архиве, были наиболее плодотворными для него в творческом отношении. Он много писал и печатался, выступал и как исследователь, и как публикатор, и как журналист. В 1858—1859 издавал журнал «Библиографические записки», в котором впервые увидели свет многие материалы, связанные с жизнью и творчеством Н. И. Новикова (см. НОВИКОВ Николай Иванович), А. Н. Радищева (см. РАДИЩЕВ Александр Николаевич), А. С. Пушкина (см. ПУШКИН Александр Сергеевич) и др. С 1855 Афанасьев занимал должность старшего делопроизводителя Комиссии печатания государственных грамот и договоров.
Однако благополучная карьера Афанасьева неожиданно оборвалась в 1862. Как установил Н. Я. Эйдельман (см. ЭЙДЕЛЬМАН Натан Яковлевич), Афанасьев и ряд близких к нему сотрудников «Библиографических записок» были тайными корреспондентами А. И. Герцена (см. ГЕРЦЕН Александр Иванович). Те материалы, которые не могли быть опубликованы в России или публиковались здесь в обезображенном цензурой виде, переправлялись за границу и позднее появлялись в «Полярной звезде» (см. ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА (1855—1868)) и других неподцензурных изданиях. В результате Афанасьев был уволен со службы по обвинению «в сношениях с лондонскими пропагандистами».
Несколько лет после этого Афанасьев не мог найти постоянной работы. Только в 1865 он поступает на службу помощником секретаря в Городскую думу, а в 1867 переходит на должность секретаря съезда мировых судей 2-го округа Москвы. Скончался Афанасьев от чахотки в возрасте 45 лет.
Ученая и литературная деятельность
Афанасьев был автором многочисленных трудов, посвященных русской истории, этнографии и фольклору. Свою первую статью «Государственное хозяйство при Петре Великом» он опубликовал в «Современнике» (см. СОВРЕМЕННИК (название журналов)) еще в студенческие годы (1847). В 1850—1854 пишет большое число статей, рецензий и обзоров для журналов «Современник» и «Отечественные записки» (см. ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ЗАПИСКИ), в том числе обзоры русской исторической литературы за 1849, 1850 и 1851 гг. Афанасьев печатался также в «Архиве историко-юридических сведений, относящихся до России», изданиях Общества истории и древностей российских при Московском университете и Отделения русского языка и словесности Академии наук, в журналах «Библиотека для чтения» (см. БИБЛИОТЕКА ДЛЯ ЧТЕНИЯ (журнал)), «Филологические записки», «Книжный вестник», газете «Московские новости» и др.
С 1850 Афанасьев начинает публиковать статьи, посвященные фольклору и народным верованиям: «Языческие предания об острове-Буяне», «Колдовство на Руси в старину», «Ведун и ведьма», «Зооморфические божества у славян», «Несколько слов о соотношении языка с народными повериями», «Мифическая связь понятий: света, зрения, огня, металла, оружия и жолчи», «О значении Рода и Рожаниц», «Заметки о загробной жизни по славянским преданиям» и др.
Благодаря архивным разысканьям Афанасьева увидели свет многие документы и литературные произведения 18 — первой половины 19 вв. В 1855 он переиздал в «Отечественных записках», а в 1859 — отдельной книгой русские сатирические журналы 1769—1774 гг.
Афанасьев был членом ряда ученых обществ: Общества истории и древностей российских при Московском университете (с 1850), Русского географического общества (с 1852), Московского археологического общества (с 1864), Общества любителей российской словесности при Московском университете (с 1864).
«Народные русские сказки»
В историю русской культуры Афанасьев вошел прежде всего как издатель первого фундаментального собрания подлинных русских народных сказок (почти 600 текстов). Более трети от общего количества сказок были предоставлены Афанасьеву из архива Русского географического общества, еще около 200 сказок передал ему В. И. Даль (см. ДАЛЬ Владимир Иванович). Афанасьев пользовался также материалами других собирателей фольклора и немногочисленными собственными записями. Первоначально собрание сказок было напечатано в 8 выпусках (1855—1863), причем тексты помещались в сборниках без систематизации, по мере их поступления. Однако в издании 1863 (в 4-х выпусках) Афанасьев уже расположил сказки в определенном порядке и вынес комментарии к ним в специальный 4-й выпуск. Позднее на основе своего собрания Афанасьев составил также сборник «Русские детские сказки» (1870).
К «Народным русским сказкам» примыкают еще два сборника, подготовленных Афанасьевым: «Народные русские легенды» (1859) и «Русские заветные сказки» (сборник был опубликован анонимно в Женеве в 1867, а рукопись Афанасьева в полном виде увидела свет только в 1997). Издания сказок и легенд сопровождались предисловиями и обстоятельными комментариями Афанасьева, в которых приводились сравнительные материалы к публикуемым текстам и давалась их мифологическая интерпретация. Сборники Афанасьева многократно переиздавались и в полном виде, и в извлечениях, а также переводились на иностранные языки.
«Поэтические воззрения славян на природу»
Уже в статье «Языческие предания об острове-Буяне» (1851) Афанасьев предложил собственное оригинальное понимание славянской мифологии. Эту статью можно рассматривать как зерно, из которого впоследствии вырос основной научный труд Афанасьева, его трехтомное исследование «Поэтические воззрения славян на природу» (1865—1869). В этой книге Афанасьев с почти исчерпывающей полнотой изложил в систематизированном виде все то, что было известно о верованиях, обрядах и фольклоре восточных славян к середине 1860-х гг. Написанная живо и талантливо, книга сочетает в себе ученый труд по славянской мифологии и художественное сочинение о первобытном человеке, который жил одной жизнью с природой и видел воочию небесные и грозовые мифы. Хотя мифологическая концепция Афанасьева имела достаточно искусственный характер и была скептически воспринята уже его современниками (К. Д. Кавелин (см. КАВЕЛИН Константин Дмитриевич), А. А. Котляревский, А. Н. Пыпин (см. ПЫПИН Александр Николаевич), Ф. И. Буслаев (см. БУСЛАЕВ Федор Иванович)), отдельные реконструкции Афанасьева признаются современными исследователями и даже оцениваются как проявление своеобразного «научного ясновидения» (Вяч. Вс. Иванов (см. ИВАНОВ Вячеслав Всеволодович)).
Как и другие представители мифологической школы, Афанасьев рассматривал фольклор как воплощение древних языческих мифов; соответственно задача исследователя усматривалась в том, чтобы восстановить эти мифы, извлечь их из-под покрова позднейших наслоений и искажений. Сама же мифология, по мнению Афанасьева, представляла собой, «поэтические воззрения на природу». Религию славян при ее зарождении Афанасьев характеризует как пантеизм; объектом религиозного культа была природа, воспринимаемая как единое, органическое целое. В изображении ученого мифология возникает удивительно естественно и органично, как бы сама собой. Она чужда всего иррационального, сверхчувственного и сближается с народной мудростью. Внимание древнего человека сначала привлекали главным образом небесные явления, такие как восход солнца или гроза; только впоследствии мифы об этих явлениях были приурочены к событиям и существам, имеющим земную локализацию, однако именно небесные явления и составляют главное содержание мифов.
Большое значение в происхождении мифов Афанасьев приписывает также языку и языковым метафорам; он солидаризируется с М. Мюллером (см. МЮЛЛЕР Макс), который определял мифологию как своеобразную «болезнь языка». По утверждению Афанасьева, «богатый и можно сказать — единственный источник разнообразных мифических представлений есть живое слово человеческое, с его метафорическими и созвучными выражениями».
Книга Афанасьева оказала существенное влияние на последующее изучение славянского фольклора и мифологии. Из нее черпали материалы для своих произведений М. И. Мельников-Печерский (см. МЕЛЬНИКОВ Павел Иванович (русский писатель)) и А. Н. Островский (см. ОСТРОВСКИЙ Александр Николаевич), А. А. Блок (см. БЛОК Александр Александрович) и В. Хлебников (см. ХЛЕБНИКОВ Велимир), С. А. Есенин (см. ЕСЕНИН Сергей Александрович) и А. М. Ремизов (см. РЕМИЗОВ Алексей Михайлович) и другие писатели и поэты.

Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "Афанасьев Александр Николаевич" в других словарях:

  • АФАНАСЬЕВ Александр Николаевич — (1826 71) российский литературовед, представитель мифологической школы в фольклористике. Статьи о русской литературе 18 в. Труды Поэтические воззрения славян на природу (т. 1 3, 1866 69), сборник Народные русские сказки (1855 64) …   Большой Энциклопедический словарь

  • Афанасьев Александр Николаевич — Афанасьев, Александр Николаевич, исследователь народного творчества. Родился 11 июля 1826 года в г. Богучаре Воронежской губернии. Еще учась в Московском университете, А. поместил в Современнике (1847, VI VII) Государственное устройство при Петре …   Биографический словарь

  • Афанасьев Александр Николаевич — [11(23).7.1826, Богучар Воронежской губернии, ‒ 23.9(5.10).1871], русский историк и литературовед, исследователь фольклора. Окончил юридический факультет Московского университета. А. принадлежит работа «Русские сатирические журналы 1769‒1774… …   Большая советская энциклопедия

  • Афанасьев, Александр Николаевич — АФАНАСЬЕВ Александр Николаевич (1826 1871), российский литературовед, представитель “мифологической школы” в фольклористике. Статьи о русской литературе 18 в. Труды “Поэтические воззрения славян на природу” (т. 1 3, 1866 69); сборник “Народные… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Афанасьев, Александр Николаевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Афанасьев. Александр Николаевич Афанасьев Дата рождения …   Википедия

  • Афанасьев, Александр Николаевич — известный исследователь русской народной поэзии и мифологии, род. 11 го июля 1826 г., в гор, Богучаре, Воронежской губ., ум. 23 го сентября 1871 г. Сын уездного стряпчего, он провел большую часть детских лет в гор. Боброве, куда семейство… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Афанасьев Александр Николаевич — (1826, г. Богучар Воронежской губернии — 1871, Москва), фольклорист, литературовед, историк. Сын уездного стряпчего, выпускник воронежской гимназии, с 1844 в Москве, студент юридического факультета (окончил в 1848), где слушал… …   Москва (энциклопедия)

  • Афанасьев Александр Николаевич — исследователь народной поэзии; род. 11 ноля 1826 г. в г. Богучаре Воронежской губ., где отец его, человек очень умный и высоко ценивший образование, служил уездным стряпчим. Образование получил в Воронежской гимназии и Московском университете,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Афанасьев Александр Николаевич — …   Википедия

  • Афанасьев, Александр — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Афанасьев. Афанасьев, Александр: Афанасьев, Александр Александрович (1903 1991)  советский государственный деятель, руководитель морского транспорта. Афанасьев, Александр… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»