- футуризм
- ФУТУРИ́ЗМ -а; м. [от лат. futurum - будущее] В европейском искусстве начала 20 в.: авангардистское течение, отвергавшее культурное наследие прошлого и проповедовавшее разрушение всех форм и стилей искусства. Западный ф. Кубизм и ф. в живописи.◁ Футуристи́ческий, -ая, -ое. Ф. манифест. Ф. эпатаж. Ф-ие стихи. Ф-ое озорство. Футури́стский (см.).* * *футури́зм(от лат. futurum — будущее), авангардистское направление в европейском искусстве 1910—1920-х гг., преимущественно в Италии и России. Стремясь создать «искусство будущего», декларировал (в манифестах и художественной практике итальянского поэта Ф. Т. Маринетти, итальянских композиторов Ф. Б. Прателлы и Л. Руссоло, русских кубофутуристов из «Гилеи», участников «Ассоциации эгофутуристов», «Мезонина поэзии», «Центрифуги») отрицание традиционной культуры (наследия «прошлого»), культивировал эстетику урбанизма и машинной индустрии. Для живописи (в Италии — У. Боччони, Дж. Северини) характерны сдвиги, наплывы форм, многократные повторения мотивов, как бы суммирующих впечатления, полученные в процессе стремительного движения; для музыки — поиски новых звучностей, использование шумов и т. п. (предвосхитившие появление конкретной музыки); для литературы — переплетение документального материала и фантастики, в поэзии (В. Хлебников, В. В. Маяковский, А. Е. Кручёных, И. Северянин) — языковое экспериментирование («слова на свободе», или «заумь»).* * *ФУТУРИЗМФУТУРИ́ЗМ (от лат. futurum — будущее), авангардистское направление в европейском искусстве 1910 — 20-х гг., преимущественно в Италии и России. Стремясь создать «искусство будущего», декларировал (в манифестах и художественной практике итальянского поэта Ф.Т. Маринетти (см. МАРИНЕТТИ Филиппо Томмазо), российских кубофутуристов (см. КУБОФУТУРИЗМ) из «Гилеи», участников «Ассоциации эгофутуристов», «Мезонина поэзии», «Центрифуги») отрицание традиционной культуры (наследия «прошлого»), культивировал эстетику урбанизма (см. УРБАНИЗМ) и машинной индустрии. Для живописи (в Италии — У. Боччони (см. БОЧЧОНИ Умберто), Дж. Северини (см. СЕВЕРИНИ Джино) ) характерны сдвиги, наплывы форм, многократные повторения мотивов, как бы суммирующих впечатления, полученные в процессе стремительного движения. Для литературы — переплетение документального материала и фантастики, в поэзии (В. В. Хлебников, В. В. Маяковский, А.Е. Крученых, И. Северянин) — языковое экспериментирование («слова на свободе» или «заумь»).
Энциклопедический словарь. 2009.