Фуко Мишель Поль

Фуко Мишель Поль
Фуко́ Мишель Поль
(Foucault) (1926—1984), французский философ, историк культуры и науки. Представитель структурализма. Основные сочинения: «История безумия в классическую эпоху» (1961), «Слова и вещи» (1966), «Археология знания» (1969), «Наблюдать и наказывать. Рождение тюрьмы» (1975), «История сексуальности» (т. 1, 1976).
* * *
ФУКО Мишель Поль
ФУКО́ (Foucault) Мишель Поль (15 октября 1926, Пуатье — 25 июня 1984, Париж), французский философ, историк культуры и науки, представитель структурализма (см. СТРУКТУРАЛИЗМ) , создатель концепции «археологии знания».
Один из наиболее влиятельных мыслителей послевоенной Европы. Философское образование получил в Высшей нормальной школе, преподавал психологию и философию в ряде средних и высших учебных заведений, в том числе в Коллеж де Франс.
Первые работы Фуко — «Душевная болезнь и личность», «Введение» к книге Л. Бинсвангера (см. БИНСВАНГЕР Людвиг) «Сон и существование» — созданы в контексте своеобразного отталкивания от академической психологии и медицинской психиатрии. Фуко поддерживает распространенные в те годы тенденции феноменологической и экзистенциальной психологии, повлиявшей впоследствии на становление антипсихиатрии. Однако собственный проект Фуко, предполагавший создание экзистенциальной антропологии или «антропологии выражения», не получает развития: в 1961 году выходит «История безумия в классическую эпоху», в которой Фуко объявляет иллюзией антропологический способ постановки философских вопросов. Речь отныне будет идти о генеалогическом исследовании, способном реконструировать исторически сформировавшиеся дискурсивные и властные практики, в поле которых возникают такие научные объекты, как «безумие» или «душевное заболевание». Само понятие «генеалогии» заимствуется Фуко у Ницше (см. НИЦШЕ Фридрих), на протяжении 1960 гг. оно используется как синоним «археологии» — философского и исторического исследования, направленного на изучение условий возможности возникновения тех или иных феноменов культуры. Фуко обращается к археологии некоторых регионов современного знания — в 1966 году выходит знаменитая работа «Слова и вещи. Опыт археологии гуманитарных наук», в которой исследуется образование современной «эпистемы», предполагающей конструирование человека как работающего, живущего и говорящего существа. Одним из выводов, ставшим своеобразным лозунгом всей археологической стратегии, стало «стирание человека», то есть представление о завершении и исчерпании концептуализации человека и соответствующей гуманистической мысли. Теоретическое оформление «археологическая практика» получает в методологической монографии «Археологии знания». Важнейшими понятиями Фуко становятся «дискурс» и «высказывание». Дискурс не относится к сфере «означающего» или просто речи, в действительности, он, согласно предпосылке Фуко, представляет собой набор условий и правил, позволяющих вычленять и изучать те или иные объекты, организовывать дисциплинарные единства и проводить между ними границы. В дальнейшем Фуко, вовлеченный во многие политические события 1960-х гг., занимается генеалогией таких институтов современного общества, как клиника («Рождение клиники») и тюрьма («Надзирать и наказывать»), определив современное общество в качестве общества «дисциплинарного типа», покоящегося на практиках интернирования, заключения, разграничения и т.п. По мнению, Фуко современное общество, каким оно предстает уже в 19 веке, образовано гомологичными формами надзора, наказания и принуждения, причем такие формы могут реализовываться как в сфере образования («нормальные школы»), так и в пенитенциарной системе («паноптикум» Бентама (см. БЕНТАМ Иеремия)) или в экономике. Изучение становления пенитенциарной системы у Фуко было тесно связано с участием в «Группе информации о тюрьмах», которая, просуществовав с 1971 по 1972 год, способствовала снятию ограничений на распространение информации о жизни заключенных и о их требованиях.
Определенный поворот в исследованиях Фуко намечается с выходом первого тома «Истории сексуальности», которая так и не была завершена в первоначально предложенном виде. В своей работе Фуко отвергает расхожие представления о буржуазном обществе как обществе подавления сексуальности, показывая, что, напротив, многочисленные властные и дискурсивные практики формируют субъекта в качестве того, кто только и делает, что говорит о своей сексуальности. Принуждение к такому высказыванию является конститутивным для всей современной культуры, в этом отношении психоанализ является лишь одной из ее составляющих. Отвергая «репрессивную теорию» власти, Фуко одновременно отрицает традиционное представление о власти как некоем институциональном центре, воплощенном, прежде всего, в государстве. Власть — это не что-то реально существующее где-то и в какое-то время, это всегда локальный набор отношений сил и противодействий, стратегий и тактик. В таком пространстве власть оказывается не чем-то, что запрещает и вытесняет, а, напротив, чем-то формирующим и определяющим. Фуко отвергает ранее присущий ему взгляд о возможности обнаружения за предметами познания и сформированными властью субъектами некоего изначального опыта, «самого безумия» или же опыта «трансгрессии». Вместе с тем, занимаясь аналитикой власти, Фуко приходит к выводу о недостаточности своего анализа и о необходимости его дополнения «практиками себя» или исторической теорией субъективации. Уже греки предполагали, что для управления другими необходимо научиться управлять собой, то есть отношение к себе, возникая в поле власти, получает определенную автономию, которая задает многообразие исторических практик познания себя и управления собой. В 1980 гг. Фуко читает лекции, посвященные «герменевтике субъекта», то есть проблеме определения различных способов отношения субъекта к самому себе, в каковом отношении он только и может быть задан. Этой же теме посвящен последний созданный Фуко том «Истории сексуальности» — «Забота о себе».

Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "Фуко Мишель Поль" в других словарях:

  • Фуко Мишель Поль — Мишель Фуко Дата и место рождения: 15 октября 1926 ( Пуатье, Франция) …   Википедия

  • Фуко Мишель Поль — Фуко (Foucault) Мишель Поль (р. 15.10.1926, Пуатье), французский философ, историк и теоретик культуры, один из представителей французского структурализма. Преподавал философию в университетах Клермон Феррана и Парижа; с 1970 ≈ в Коллеж де Франс.… …   Большая советская энциклопедия

  • ФУКО Мишель Поль — (Foucault, Michel) (1926 1984), французский философ и историк культуры, книги которого о безумии, социальных науках, медицине, тюрьмах и сексуальности сделали его одним из самых влиятельных мыслителей в современной французской литературе. Фуко… …   Энциклопедия Кольера

  • ФУКО Мишель Поль — (1926 1984) французский философ, социолог, политолог, историк культуры и науки, один из наиболее ярких представителей постструктурализма и постмодернизма. Автор оригинальной концепции европейской науки и культуры, базирующейся на теории… …   Политологический словарь-справочник

  • ФУКО Мишель (Поль-Мишель) (1926- 1984) — французский философ, теоретик культуры и историк. Окончил Высшую нормальную школу. Лиценциат по философии (1948) и по психологии (1949) в Сорбонне. Диплом по психопатологии Парижского института психологии (1952). (Ф. явился создателем первой во… …   История Философии: Энциклопедия

  • Фуко, Мишель — Мишель Фуко Michel Foucault Дата рождения …   Википедия

  • Фуко Мишель — Мишель Фуко Дата и место рождения: 15 октября 1926 ( Пуатье, Франция) …   Википедия

  • ФУКО (Foucault) Мишель Поль — (1926 84) французский философ, историк культуры и науки, представитель структурализма, создатель концепции археологии знания …   Большой Энциклопедический словарь

  • ФУКО —         (Foucault) Мишель Поль (1926 1984) франц. философ, культуролог, эстетик. Преподавал в ун тах Парижа, Клермон Феррана, Варшавы, Уппсалы, Гамбурга и др., с 1970 ФУКО в Коллеж де Франс. Начинал как структуралист, затем с сер. 60 х гг.… …   Энциклопедия культурологии

  • ФУКО (FOUCAULT) Мишель Поль — (1926 1985) один из основоположников франц. структурализма в современном варианте. Испытал влияние З. Фрейда, Ф. Ницше, Ж. Ипполита, Т. Куна, Г. Башляра, а также К. Маркса и др. Основным вкладом Ф. в социологию является его историко культурная… …   Российская социологическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»