Фридрих Каспар Давид это:

Фридрих Каспар Давид
Фри́дрих Каспар Давид
(Friedrich) (1774—1840), немецкий живописец. Глубоко одухотворённые, часто меланхолически-созерцательные пейзажи («Двое, созерцающие луну», 1819—1820) составили эпоху в искусстве раннего романтизма в Германии.
* * *
ФРИДРИХ Каспар Давид
ФРИ́ДРИХ Каспар Давид (1774—1840), немецкий живописец. Представитель раннего романтизма (см. РОМАНТИЗМ). Глубоко одухотворенные, часто меланхолически-созерцательные пейзажи («Двое, созерцающие луну», 1819—1820).
* * *
ФРИ́ДРИХ (Friedrich) Каспар Давид (5 сентября 1774, Грайфсвальд, Померания — 7 мая 1840, Дрезден), немецкий живописец, крупнейший художник-романтик, основоположник европейского романтического пейзажа.
Остров Рюген
Фридрих учился в Академии художеств в Копенгагене у известного датского живописца и рисовальщика Н. А. Абильгора (1794—1798). В 1798 переселился в Дрезден, где в 1801 сблизился с кружком поэтов-романтиков: Л. Тиком (см. ТИК Людвиг), Новалисом (см. НОВАЛИС), Г. Клейстом (см. КЛЕЙСТ Генрих фон). С юности увлекался рисунком в технике карандаша и сепии. После поездок (1801—1802, 1806) на остров Рюген (Балтийское море) увлекся живописью маслом и решил посвятить себя пейзажу. Жил в селении Аркона на Рюгене, писал виды дикой, полной романтики природы острова — лес, горы, меловые скалы, побережье. Как художника-романтика его привлекал конкретный облик природы и все неповторимое, оригинальное в ней. В сепии «Вид Арконы при свете луны» (Альбертина, Вена) лунный свет привносит таинственность в пустынный пейзаж. Отныне остров Рюген станет излюбленным местом пребывания художника, он назовет его «земля души».
«Крест в горах»
Программным произведением европейского романтизма (см. РОМАНТИЗМ) стало полотно Фридриха «Крест в горах» (1808, Картинная галерея, Дрезден). Тема Распятия, характерная для старых немецких мастеров, в полотне художника-романтика обретает новое звучание: ноты ностальгического отношения к миру классического искусства, к самобытности национальной традиции, вера в силу религии. Эти же чувства рождают картины с изображением руин старых соборов, заброшенных аббатств, монастырей («Зима», Новая пинакотека, Мюнхен; «Собор», 1818, частное собрание, Швейнфурт; «Аббатство среди дубовых деревьев», 1810, Шарлотенбург, Берлин). Увлекающийся архитектурой художник сам занимался реставрацией памятников и всегда стремился к археологической точности воспроизведения архитектурных деталей, делал много зарисовок во время путешествий. Сцены зимнего пейзажа с полыхающим сухим лесом, на фоне которых как символ времени высятся руины и распятия, вносят в картины нечто символическое.
В 1810 Фридрих вместе с живописцем Г. Ф. Керстингом предпринял путешествие в горы Ризегебурге. С этого времени в его произведениях преобладают изображения гор и моря. Он ценит вечное движение в природе, стремится показать природные явления в их космичности. В картинах «Меловые скалы на острове Рюген» (около 1820, собрание Рейнхардт, Винтертур), «Восход луны над морем» (1821—1822, Национальная галерея, Берлин), «На паруснике. Закат солнца» (или «Братья») и «Гавань ночью» (или «Сестры»; обе — 1821, Эрмитаж) Фридрих дает взгляд на бесконечно далекое пространство от фиксированной точки зрения — помещенных на переднем плане фигур людей, созерцающих в поэтической тишине открывающийся вид. Сопоставление малого и большого, конечного и бесконечного в его видах горных и морских ландшафтов усиливает ощущение космичности природы. Присущий Фридриху интерес к конкретному воспроизведению мотива и разнообразных эффектов естественного освещения не нарушает общей картинности пейзажей. Его виды всегда заключают в себе величие природного, почти мистического чувства и индивидуального конкретного видения данного пейзажного мотива. В живописи Фридриха проявляется интерес к передаче средствами тонального пейзажа определенного момента жизни природы.
В полотне «Охотник в лесу» (1813, частное собрание) остро прозвучали патриотические ноты. Фигура французского охотника на фоне зимнего немецкого пейзажа символизирует нежданного пришельца-завоевателя.
В 1810 Фридрих становится членом берлинской и дрезденской Академий, с 1824 — профессором Академии художеств Дрездена, где имеет много учеников.
Поздний период
В работах конца 1820—1830-х годов художник по-прежнему изображает море, виды Рюгена, горы Ризегенберге, которые посещал еще неоднократно, но часто пишет и равнинные пространства с цепью гор вдали. В работах этих лет он создает менее романтизированный, более приближенный к реальности облик природы, более правдивые эффекты освещения.
Творчество Фридриха вызывало восхищение современников. В 1810 году его мастерскую в Дрездене посетил Гете (см. ГЕТЕ Иоганн Вольфганг), восторженно отозвавшийся о его творчестве. Известности художника в России способствовала его дружба с поэтом В. Жуковским (см. ЖУКОВСКИЙ Василий Андреевич), который тоже побывал в 1821 в его мастерской. Творчество Фридриха оказало значительное влияние на последующее развитие европейского романтического пейзажа.

Энциклопедический словарь. 2009.

Смотреть что такое "Фридрих Каспар Давид" в других словарях:

  • Фридрих Каспар Давид —         (Friedrich) (1774 1840), немецкий живописец. Пейзажист. Представитель романтизма. В 1794 98 учился в АХ в Копенгагене. С 1798 работал в Дрездене, где с 1816 преподавал в АХ. Изображая поросшие лесом горы Баварии или пустынное побережье… …   Художественная энциклопедия

  • ФРИДРИХ Каспар Давид — (1774 1840) немецкий живописец. Представитель раннего романтизма. Глубоко одухотворенные, часто меланхолически созерцательные пейзажи ( Двое, созерцающие луну , 1819 20) …   Большой Энциклопедический словарь

  • Фридрих, Каспар Давид — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Фридрих. Каспар Давид Фридрих Caspar David Friedrich …   Википедия

  • Фридрих, Каспар Давид — Каспар Давид Фридрих. Горный пейзаж . Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. ФРИДРИХ (Friedrich) Каспар Давид (1774 1840), немецкий живописец. Представитель романтизма. Глубоко одухотворенные, часто меланхолически созерцательные… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Фридрих Каспар Давид — Фридрих (Friedrich) Каспар Давид (5.9.1774, Грейфсвальд, 7.5.1840, Дрезден), немецкий живописец пейзажист, представитель раннего романтизма. Учился в АХ в Копенгагене (1794 98). С 1798 работал в Дрездене, где с 1816 преподавал в АХ. Изображая… …   Большая советская энциклопедия

  • Фридрих Каспар Давид — К. Д. Фридрих. Ранний автопортрет К. Д. Фридрих. Поздний автопортрет. Каспар Давид Фридрих (нем. Caspar David Friedrich, 5 сентября 1774, Грейфсвальд  7 мая 1840, Дрезден)  немецкий художник, один из крупнейших представителей романтического… …   Википедия

  • Фридрих Каспар — (Friedrich) Фридрих Каспар Давид (Friedrich, Caspar David) (1774 1840) Немецкий художник, живописец пейзажист. Родился 5 сентября 1774, Грейфсвальд. 1794 1798 учился в Академии художеств Копенгагена, затем работал в Дрездене. С 1816 преподавал в… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Каспар Давид Фридрих — (1774 1840 гг.) писатель, живописец Человек судит ближнего своего по делам и поступкам, но высшее существо судит по тому, от каких поступков человек отказался и как боролся с самим собою. (Источник: «Афоризмы. Золотой фонд мудрости.» Еремишин О.… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Каспар Давид Фридрих — К. Д. Фридрих. Ранний автопортрет К. Д. Фридрих. Поздний автопортрет. Каспар Давид Фридрих (нем. Caspar David Friedrich, 5 сентября 1774, Грейфсвальд  7 мая 1840, Дрезден)  немецкий художник, один из крупнейших представителей романтического… …   Википедия

  • Фридрих, Каспар — К. Д. Фридрих. Ранний автопортрет К. Д. Фридрих. Поздний автопортрет. Каспар Давид Фридрих (нем. Caspar David Friedrich, 5 сентября 1774, Грейфсвальд  7 мая 1840, Дрезден)  немецкий художник, один из крупнейших представителей романтического… …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «Фридрих Каспар Давид» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»