Фома Кемпийский это:

Фома Кемпийский
Фома́ Кемпи́йский
(Thomas a Kempis) [иначе Томас Хемеркен, Хеммерлейн или Маллеолус (Hemerken, Hämmerlein — молоточек; отсюда его латинизированное имя Malleolus)] (около 1380 — 1471), нидерландский христианский писатель. Был близок к предреформационному течению «Братьев общей жизни». Трактат «О подражании Христу» приобрёл необычайную популярность (свыше 2 тыс. изданий) и был переведён на все европейские языки (на русский язык — К. П. Победоносцевым, 1890).
* * *
ФОМА КЕМПИЙСКИЙ
ФОМА́ КЕМПИ́ЙСКИЙ (Thomas a Kempis), Томас Хемеркен (Thomas Hemerken — нем. букв. «молоточек», отсюда лат. Моллеолус, Molleolus) (ок. 1380, Кемптен, Нидерланды — ок. 1471, Агнетенберг), нидерландский религиозный писатель и автор духовных песнопений, предполагаемый автор трактата «Подражание Христу» (на русский язык переведен К. П. Победоносцевым (см. ПОБЕДОНОСЦЕВ Константин Петрович)). Память в Католической церкви 25 июля.
С 1392 воспитывался в школе «Братства общинной жизни» в Девентере, с 1399 жил в Агнетенберге, недалеко от Цволле.
Фома — один из влиятельнейших представителей духовного течения, возникшего в Нидерландах в 1370-х г., известного как «Новое благочестие» (Devotio moderna), повлекшего за собой не только реорганизацию августинских монастырей, создание новых школ, организованных по принципу девентерской, но и в значительной степени подготовившего почву для реформационной идеологии. Известен своими мистическими произведениями: «Orationes et meditationes de vita Christi». «Elevatio mentis ad inquirendum Deum», биографией Генриха Грооте — основателя «Братства общей жизни», проповедями и гимнами. Фому считают автором труда «Подражание Христу» (ок. 1418), заключившем в себе религиозно-этическую доктрину «нового благочестия» и ставшего «программным» для девентерской школы. Однако согласно другой точке зрения (А. Н. Немилов), он является автором только четвертой (последней) части.
«Подражание Христу»
Оставаясь в рамках мистического богословия, автор «Подражания Христу» занимается прежде всего вопросами этического характера и исследует проблему осуществления благочестивой жизни.
Идеалом благочестия оказывается подражание Христу во всем. Смиренное перенесение всех тягот и несчастий земной жизни и неослабевающая любовь к Богу; отход от внешней обрядности как главной добродетели христианина; презрение мира и умертвление всех земных желаний; отказ от веры, полагающейся на знание и «на искусство смертного человека»; упование на Отца Небесного во всех делах; отречение от человека телесного и сосредоточение на человеке внутреннем; терпимость к ближним, служение, труд должны стать повседневной практикой «странника и пришельца на земле».
Благодать («дар благоволения»), согласно Фоме, не является заслугой человека, а дается свыше. Она сравнивается с преходящими состояниями человека — с чувством утешенности, с внутренним покоем и отрешенностью. Угнетенное состояние тела, физические страдания, в свою очередь, не означают отсутствия Божьего благоволения, т. к. оно превыше естества, а «движения природы и благодати весьма противоположны». Однако не следует слишком крепко привязываться к этому Божьему расположению, ибо в любой момент оно может измениться на противное. Таким образом, Фома призывает к постоянному напряжению внутренней жизни, потому в верующем «никогда не должна застывать прилежная молитва» и «благодать следует скрывать под стражею смирения».
Вопрос о свободе воли
При трактовке Фомой человеческой свободы воли обнаруживается противоречие. С одной стороны, свобода воли рассматривается как естественное свойство индивида, иначе был бы бессмысленным призыв к осуществлению истинно христианской жизни, к благочестию и к подражанию Христу. В силу своих действий, а не осуществляющихся исключительно в соответствии с Божьим промыслом, человек может быть угодным или неугодным Создателю: «...Бог по делам моим будет судить меня...» С другой стороны, Фома утверждает: «...не всегда в воле человека путь его: от Бога всякий дар...» Господь предопределил тех, кто удостоится благодати и кому будет суждено почувствовать силу чистой, святой любви, кто будет в силах одержать победу над своей тварной природой и обратиться во «внутреннего человека», — тезис, ставший впоследствии одним из ключевых этике протестантизма.
Человеческий разум Фома объявляет немощным и неспособным помочь в делах веры: «Берегись любопытным умом входить в бесполезное исследование глубочайшего таинства, если не хочешь погрузиться в бездну сомнения». Разум и всякое естественное исследование предмета должны следовать за верой, а не предварять и не преступать ее. Однако помимо данной нам способности рассуждать, которой следует опасаться в силу ее обманчивости, существует еще и человеческая мудрость, проявлением которой является чистая от образов, «бескорыстная» мысль. Такое «знание без вида» невозможно вне любви к Богу и вне Его благодати: «То учение, что истекает свыше от Божественного внушения — много превосходнее того, что приобретается трудом ума человеческого».
Наиболее важным автор «Подражания Христу» считает понятие любви. Способность любить проистекает исключительно от Бога, это Его высший дар человеку. Потому и наиболее совершенную свою реализацию любовь может найти только по отношению к Божественному Предмету: «...любовь... в одном только Боге может успокоиться превыше всякого творения...» Фома подчеркивает, что высшая степень любви достигается в полной свободе от всякой мирской привязанности. Но с другой стороны, любовь, понимаемая как Божественная благодать, сама оказывается важнейшим условием полной свободы.

Энциклопедический словарь. 2009.

Смотреть что такое "Фома Кемпийский" в других словарях:

  • ФОМА КЕМПИЙСКИЙ — ФОМА КЕМПИЙСКИЙ, Фома Г а м е p к е н (род. 1378/80, Кемпен на Рейне – ум. 25 июля 1471) – средневековый теолог. Будучи помощником приора монастыря в Агнетенберге близ Цволле, обработал и издал известную мистическую духовную книгу «О подражании… …   Философская энциклопедия

  • ФОМА КЕМПИЙСКИЙ — (Thomas a Kempis) Томас Хемеркен, Хеммерлейн или Моллеолус (ок. 1380 1471), нидерландский христианский писатель. С 1406 в монастыре близ Цволле; был близок к предреформационному течению Братьев общей жизни . Трактат О подражании Христу приобрел… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Фома Кемпийский — (Thomas a Kempis), Томас Хемеркен, Хеммерлейи или Маллеолус (ок. 1380 25 июля 1471) религиозный мыслитель. С годов учения в школе в Девентере близок к немецко нидерландскому предреформационному течению «Братьев общей жизни» («Fratres communis… …   Энциклопедия культурологии

  • Фома Кемпийский — (Kempis, Thomas a) (1379 1471), августинский (Августинцы) каноник и религ. писатель. С 1406 г. в монастыре близ Цволе. В своей пользовавшейся популярностью кн. О подражании Христу (Imitatio Christi) проповедовал аскетизм и бичевал като лич.… …   Всемирная история

  • Фома Кемпийский — В Википедии есть статьи о других людях с именем Фома (значения). Фома Кемпийский нем. Thomas von Kempen н. нем. Thomas a Kempis …   Википедия

  • ФОМА КЕМПИЙСКИЙ — (Thomas Kempis, настоящее имя Томас Хамеркен или Хеммерляйн) (ок. 1380 1471), немецкий монах и священник, духовный воспитатель, предполагаемый автор книги О подражании Христу (De imitatione Christi). Латинский вариант его имени указывает на город …   Энциклопедия Кольера

  • ФОМА КЕМПИЙСКИЙ — (Thomas a Kempis), Томас Хемеркен, Хеммерлайн (Hemerken, Hemmerlein) или Маллеолус (Malleolus) (ок. 1380—1471), нидерландский латинский писатель. Монах (с 1406). Морально религ. трактаты «О подражании Христу» (ок. 1418, п. 1898),… …   Литературный энциклопедический словарь

  • Фома Кемпийский — иначе Ф. Гемеркен (Hemerken молоточек; отсюда его латинизированное имя Malleolus) предполагаемый автор Подражания Христу . Родился в г. Комптене, в 1379 г.; воспитывался в монастыре в Девентере. Учителем Ф. был Бэме, друг Флорентия, основателя… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Фома Кемпийский — Фом а Кемп ийский …   Русский орфографический словарь

  • Фома Кемпийский — ФОМÁ КЕМПИ́ЙСКИЙ (Thomas a Kempis) (ок. 1380–1471), нидерл. христ. писатель. С 1406 в монастыре близ Цволле; был близок к предреформац. течению Братьев общей жизни . Трактат О подражании Христу приобрёл необычайную популярность (св. 2 тыс.… …   Биографический словарь

Книги

Другие книги по запросу «Фома Кемпийский» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»