Федотов Павел Андреевич это:

Федотов Павел Андреевич
Федо́тов Павел Андреевич
(1815—1852), живописец и рисовальщик. Ввёл в русский бытовой жанр драматическую сюжетную коллизию («Свежий кавалер», 1846). Критику социально-нравственных пороков сочетал с поэтическим восприятием обыденной жизни («Сватовство майора», 1848), в поздних работах — с острым чувством одиночества и обречённости человека («Анкор, ещё анкор!», 1851—52).
* * *
ФЕДОТОВ Павел Андреевич
ФЕДО́ТОВ Павел Андреевич [22 июня 6 (4 июля) 1815, Москва — 14 (26) ноября 1852, Петербург], русский живописец и рисовальщик. Ввел в бытовой жанр драматическую сюжетную коллизию («Свежий кавалер», 1846). Критику социально-нравственных пороков крепостнической России сочетал с поэтическим восприятием обыденной жизни («Сватовство майора», 1848), в поздних работах — с острым чувством одиночества и обреченности человека («Анкор, еще анкор!», 1851—52).
Родился в семье титулярного советника. Отец художника, в прошлом суворовский солдат, мечтал о военной карьере для сына. Мальчика определили в 1826 в Первый московский кадетский корпус, который он окончил с отличием в 1833 и был направлен в Петербург для службы в Финляндском полку. Еще будучи кадетом, Федотов увлеченно зарисовывал своих сверсников; став офицером, посещал рисовальные классы Академии художеств (1835—45). К этому, раннему периоду относятся обстоятельные, тщательно детализованные акварельные портреты сослуживцев и сцены из полковой жизни («Бивуак лейб-гвардии гренадерского полка», «Бивуак лейб-гвардии Павловского полка», 1841—42, Русский музей); в некоторых из них нарастают сатирические нотки («Брань под Смоленским (кладбищем)», около 1840, Третьяковская галерея). Испытывая неодолимое влечение к искусству и приняв совет И. А. Крылова (который был одним из любимых его писателей), он выходит в 1844 в отставку. Сначала, учась у А. И. Зауервейда (см. ЗАУЕРВЕЙД Александр Иванович), Федотов думал посвятить себя батальной живописи (см. БАТАЛЬНЫЙ ЖАНР), но затем всецело отдается «страсти к нравственно-критическим сценам из обыкновенной жизни» (из «Записки П. А. Федотова о его жизни», написанной около 1849 года). Пользовался советами К. П. Брюллова (см. БРЮЛЛОВ Карл Павлович) , но особое значение для формирования его таланта имели впечатления от искусства У. Хогарта (см. ХОГАРТ Уильям), а также голландской бытовой живописи «золотого» 17 в. Жил преимущественно в Петербурге.
Творческое кредо. Живописный «анекдот»
Творческое кредо художника, четко проявившееся в разоблачающей взяточничество акварели «Передняя частного пристава накануне большого праздника» (1837, Третьяковская галерея), закрепляется в сатирических сериях, исполненных в 1844—46, по выходе в отставку («Следствие кончины Фидельки», «Бедной девушке краса — смертная коса»; обе — там же). В первой картине маслом («Свежий кавалер. Утро чиновника, получившего первый крестик», 1846, там же) — сцене с мелким чиновником, который с похмелья кичится своей наградой перед девкой-сожительницей, — ирония достаточно добродушна, сочетаясь, как у старых голландцев, с умением (по выражению самого художника из его записных книжек) «ожемчуживать равно и слезу горести, и слезу радости», — иными словами, поэтически детализировать среду действия, не впадая в злой гротеск. То же добродушие живописного анекдота, перед которым зритель «не зябнет», господствует в «Сватовстве майора» (1848, там же) и «Завтраке аристократа» (1849—50, там же). В обоих случаях комизм ситуации возникает из мелкого тщеславия, заставляющего «антигероев» картин маскировать свою социальную сущность: средней руки купчишка, желая «облагородиться», выдает дочь за майора, обедневший дворянин спешно прячет свой убогий завтрак, заслышав стук в дверь. Бытовая мельтешня обретает уже не комический, а трагикомический характер в сцене сватовства горбуна в картине «Разборчивая невеста», написанной на сюжет басни Крылова (1847, там же). Закрепляя успех, Федотов порой пишет варианты своих картин. Вместе с гравером Е. Е. Бернардским (см. БЕРНАРДСКИЙ Евстафий Ефимович)он готовит специальное сатирическое издание в виде тетрадей (создав для него около 30 карандашных рисунков с текстом); однако арест Бернардского, примыкавшего к петрашевцам (см. ПЕТРАШЕВЦЫ), разрушил этот замысел.
Эволюция стиля художника
Но чем уверенней Федотов ощущает драматическую силу красок и форм, тем решительней он отходит от нравоучительного юмора и сатиры. Веселая пестрота колорита сменяется стремлением к тональному единству светоцветовой среды. В картине «Вдовушка» (1851, Ивановский художественный музей) живописная режиссура отнюдь не анекдотична, претворяясь в меланхолически-сентиментальную поэму о женском одиночестве. Последние картины художника все более напоминают уже не обстоятельно-бытописательский «физиологический очерк», характерный для русской литературы 1840-х годов, но ключевые мотивы творчества Н. В. Гоголя и Ф. М. Достоевского. Подобно чтимому им Хогарту, Федотов начинает прозревать зловещий абсурд, который таится под смешными житейскими нелепицами. Чувством роковой безысходности полна картина «Анкор, еще анкор!» (1851—1852, Третьяковская галерея), где отупевший от скуки офицер убивает время в пустой игре с пуделем. Атмосфера духовного тупика сгущена до предела благодаря мастерскому тональному решению тесного, сумрачного интерьера избы, озаренного неверным пламенем свечи. То же сумрачно-тупиковое настроение царит в «Игроках» (1852, Киевский музей русского искусства); картежники-полуночники уподоблены гротескным манекенам, что особенно остро ощущается в подготовительных набросках, где фигуры лишены голов.
Особый раздел составляет портретное творчество Федотова. Ирония тут сходит на нет, уступая место спокойному, созерцательному вниманию, — сперва обстоятельно-описательному [акварель «Прогулка» (портрет самого художника с родителями), 1837, Третьяковская галерея], затем все более тонко подмечающему не только сам характер, но и особенности внутренней жизни модели («Писательница Е. П. Ростопчина», около 1850, там же). К шедеврам русской живописи середины 19 в. принадлежит «Портрет Н. П. Жданович за клавесином» (1849, Русский музей), полный светлой, лирической грации.
Автобиографические тексты, записные книжки, письма Федотова демонстрируют и его незаурядный литературный талант. Он также писал стихотворные пояснения к своим картинам, басни, лирические стихотворения, сочинил несколько романсов и музыку к ним. Сраженный тяжелым душевным недугом, художник умер в сумасшедшем доме. Искусство Федотова со свойственным ему (как и Гоголю) «смехом сквозь слезы» стало одним из главных духовно-стилистических стимулов творчества передвижников (см. ПЕРЕДВИЖНИКИ) .

Энциклопедический словарь. 2009.

Смотреть что такое "Федотов Павел Андреевич" в других словарях:

  • Федотов Павел Андреевич — Павел Федотов Дата рождения: 22 июня (4 июля) 1815 Место рождения: Москва Дата смерти …   Википедия

  • Федотов Павел Андреевич — Федотов (Павел Андреевич) высокоталантливый рисовальщик и живописец, родоначальник юмористического жанра в русской живописи, сын очень бедного чиновника, бывшего воина Екатериненских времен, родился в Москве 22 июня 1815 г. Одиннадцати лет от… …   Биографический словарь

  • Федотов Павел Андреевич —         (1815 1852), русский живописец и график. Родоначальник критического реализма в русском изобразительном искусстве. Будучи офицером и после выхода в отставку (1844) посещал рисовальные классы АХ (1834 45). Учился у А. И. Зауервейда в… …   Художественная энциклопедия

  • Федотов Павел Андреевич — [22.6(4.7).1815, Москва, √ 14(26).11.1852, Петербург], русский живописец и график, родоначальник критического реализма в рус. изобразительном искусстве. Учился в 1 м Московском кадетском корпусе, служил в Финляндском полку в Петербурге. Будучи… …   Большая советская энциклопедия

  • Федотов Павел Андреевич — (1815—1852), живописец и рисовальщик. В Петербурге с 1834. До 1844 служил в лейб гвардии Финляндском полку, в 1834—45 посещал вечерние классы АХ. Ранние работы Федотова посвящены военному быту («Бивуак лейб гвардии Гренадерского полка» …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

  • ФЕДОТОВ Павел Андреевич — (1815 52) российский живописец и рисовальщик. Ввел в бытовой жанр драматическую сюжетную коллизию ( Свежий кавалер , 1846). Критику социально нравственных пороков крепостнической России сочетал с поэтическим восприятием обыденной жизни (… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Федотов Павел Андреевич —       (1815 1852), живописец и рисовальщик. В Петербурге с 1834. До 1844 служил в лейб гвардии Финляндском полку, в 1834 45 посещал вечерние классы АХ. Ранние работы Ф. посвящены военному быту («Бивуак лейб гвардии Гренадерского полка», акварель …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • Федотов, Павел Андреевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Федотов. Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии …   Википедия

  • Федотов, Павел Андреевич — известный художник жанрист; родился в Москве 22 го июня 1815 г., умер в Петербурге 14 го ноября 1852 г. Родители его были весьма бедны. Все имущество отца его ("воина екатерининских времен", по выражению П. А. Федотова) заключалось в… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Федотов, Павел Андреевич — П.А. Федотов. Свежий кавалер . 1846. Третьяковская галерея. ФЕДОТОВ Павел Андреевич (1815 52), российский живописец и рисовальщик. Ввел в бытовой жанр драматическую сюжетную коллизию (“Разборчивая невеста”, 1847). Изобличение социально… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

Книги

Другие книги по запросу «Федотов Павел Андреевич» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»