федоскинская миниатюра это:

федоскинская миниатюра
федо́скинская миниатю́ра
вид русской народной миниатюрной живописи маслом на лаковых изделиях из папье-маше (табакерки, шкатулки, туалетные коробочки и пр.). Художественный промысел в с. Федоскино (ныне Мытищинский район Московской области) восходит к производству, основанному в 1795 П. И. Коробовым (в с. Данилково Московской губернии; позднее слилось с соседним с. Федоскино) и перешедшему в 1819 к П. В. Лукутину (знаменитые «лукутинские миниатюры»). В 1910 создана Лукутинская трудовая артель; в настоящее время — Федоскинская фабрика миниатюрной живописи. Роспись — сцены из народной жизни (катание на тройках, пляски, чаепитие), композиции на сказочные и исторические сюжеты, портреты, пейзажи — отличается близкой к натуре объёмной моделировкой формы, тонко проработанным рисунком, выполняется с применением металлизированного грунта, подкладки из сусального золота, перламутра, усиливающих звучание прозрачных, лессировочных красок.
* * *
ФЕДОСКИНСКАЯ МИНИАТЮРА
ФЕДО́СКИНСКАЯ МИНИАТЮ́РА, вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками на папье-маше, сложившийся в конце 18 в. в подмосковном селе Федоскино (расположено в 3 км к юго-западу от станции Луговая, Мытищинский район, Савеловское направление железной дороги).
Возникновение производства из папье-маше
Производство изделий из папье-маше возникло в 1798, когда купец П. И. Коробов организовал в купленном им сельце Данилкове (в настоящее время входит в состав Федоскина) козыречное производство. Несколькими годами позже Коробов побывал на фабрике Иоганна Штобвассера в Браушвейге, перенял там технологию изделий из папье-маше и завел на своей фабрике изготовление популярных в то время табакерок, украшенных наклеенными на крышку гравюрами, иногда раскрашенными и покрытыми лаком. Во второй четверти 19 в. табакерки, бисерницы, шкатулки и другие изделия стали украшать живописными миниатюрами, выполненными масляными красками в классической живописной манере.
Лукутинская фабрика
После смерти П. И. Коробова фабрика непродолжительное время находилась во владении его дочери Е. П. Коробовой, перейдя затем по родственной линии в собственность московским купцам Лукутиным, которым принадлежала на протяжении восьмидесяти пяти лет. Расцвет производства приходится на вторую половину 19 в., когда фабрикой владел А. П. Лукутин. Изделия этого времени называют «лукутинскими». Мастера работали на фабрике по найму, многие из них были выходцами из иконописных мастерских Сергиева Посада и Москвы, некоторые имели художественное образование, полученное в Строгановском училище. Известны имена некоторых из них — С. И. Бородкин, А. А. Шаврин, А. В. Тихомиров, Д. А. Крылов и др.
Излюбленными мотивами росписи федоскинских миниатюристов стали популярные в то время сюжеты: «тройки», «чаепития», сцены из русской и малороссийской крестьянской жизни. Наиболее всего ценились ларцы, украшенные сложными многофигурными композициями — копиями картин русских и западноевропейских художников.
Особенности федоскинской миниатюры
Федоскинская миниатюра исполняется масляными красками в три-четыре слоя — последовательно выполняются замалевок (общий набросок композиции), пропись или перемалевка (более детальная проработка), лессировка (моделирование изображения прозрачными красками) и бликовка (завершение произведения светлыми красками, передающими блики на предметах). Оригинальной федоскинской техникой является «письмо по сквозному»: на поверхность перед росписью наносится светоотражающий материал — металлический порошок, поталь или перламутр. Просвечивая сквозь прозрачные слои лессировочных красок, эти подкладки придают изображению глубину, удивительный эффект свечения. Помимо миниатюрной живописи, изделия украшаются «сканью» (орнамент из миниатюрных кусочков фольги нужной формы выкладывается по сырому лаку), «цировкой» (процарапывание рисунка с помощью лекала по лаку, положенному поверх листа металла на поверхность изделия), «шотландкой» (сложная сетка, нанесенная жидкими красками рейсфедером с помощью линейки) и др.
Виртуозное владение техникой письма прозрачными лессировочными красками, яркость которых усиливается контрастом с мерцающим черным лаковым фоном, отточенное несколькими поколениями мастеров умение соотносить композицию росписи с формой изделия, сделали произведения федоскинских миниатюристов популярными не только в России, но и в Европе. Ассортимент изделий фабрики был очень разнообразен — ларцы, шкатулки, многообразные по форме и размеру коробочки, крышки альбомов, чайницы, очечники, кошельки, пасхальные яйца и др.
Последний из Лукутиных — Николай Александрович, известный московский промышленник, коллекционер и меценат, поддерживал федоскинское производство, не приносившее ему прибыли. В 1893 им был построен новый усадебный дом, в котором разместились и живописные мастерские.
В 1904, спустя два года после смерти Н. А. Лукутина, фабрика была закрыта. Часть мастеров перешла на работу к В. О. Вишнякову, имевшему сравнительно большую домашнюю мастерскую в селе Осташково в десяти километрах от Федоскина.
Федоскинская артель
В мае 1910 десять мастеров учредили «Федоскинскую трудовую артель бывших мастеров фабрики Лукутиных». Первые изделия артели, направленные на продажу в Москву, получили высокую оценку Московского земства и Кустарного музея. В 1912 в артели работало 14 мастеров и девять учеников. Ассортимент артели насчитывал около 160 наименований изделий, которые по своему качеству не уступали знаменитым лукутинским и значительно превосходили аналогичные изделия вишняковской мастерской. Уже в 1913 изделия артели были удостоены малой золотой медали на Всероссийской выставке сельскохозяйственной промышленности в Киеве. Некоторое время изображение этой медали штамповалось на оборотной стороне выпускавшихся изделий.
В первые послереволюционные годы артель пережила большие сложности, обусловленные не только резким падением спроса на свою продукцию, но и негативным отношением новых властей, облагавших мастеров непосильным налогом и даже предпринимавших неоднократные попытки закрыть мастерские.
Перелом в отношении к федоскинской миниатюре наступил после 1923, когда эти изделия были удостоены диплома I степени на Всесоюзной выставке сельскохозяйственной и культурно-промышленной продукции в Москве. Производство стало постепенно расширяться, увеличился спрос на федоскинскую продукцию, которую стали активно продавать за границу. Большую творческую помощь в 1930-х гг. оказали федоскинским миниатюристам известные искусствоведы А. В. Бакушинский и В. М. Василенко.
В 1930—50-х гг. художники Федоскина преимущественно занимались копированием произведений станковой живописи. Для расширения ассортимента изделий и обогащения творческого начала в деятельности артели в 1945 при ней была создана экспериментальная мастерская, научное и творческое руководство которой осуществлял НИИ художественной промышленности. Были возрождены утраченные способы декорировки изделий — «скань», «цировка», «шотландка», «малахит», роспись по перламутру и др. Впервые перед художниками-миниатюристами была поставлена задача перевоплощения в декоративную миниатюру натурных зарисовок. Однако принципиально новый этап в истории федоскинской миниатюрной живописи, ознаменованный ростом авторского начала, пришелся лишь на конец 1950-х гг.
Художники создают оригинальные авторские произведения, в которых творчески переосмысливаются традиции федоскинской миниатюры. Большой вклад в развитие искусства Федоскина внесли: М. С. Чижов, С. П. Рогатов, М. Г. Пашинин, И. И. Страхов, В. Д. Липицкий, П. Н. Пучков и др. Основные темы их творчества — природа Подмосковья, русские песни и сказки, героическое прошлое России. В 1960-х гг. артель была преобразована в Федоскинскую фабрику миниатюрной живописи. В настоящее время традиции федоскинской миниатюры развиваются как на фабрике, так и в небольших мастерских, а также художниками, работающими самостоятельно. Среди них — Г. И. Ларишев, А. А. Толстов, А. И. Козлов, С. И. Козлов, Ю. В. Карапаев, Н. М. Солоникин, В. Д. Антонов, С. С. Чистов и др.
В 1931 при Федоскинской артели была создана школа кустарного ученичества (ныне Федоскинская школа миниатюрной живописи). В 1950—80-х гг. школа готовила специалистов по лаковой миниатюре, жостовской росписи по металлу и ростовской финифти.

Энциклопедический словарь. 2009.

Смотреть что такое "федоскинская миниатюра" в других словарях:

  • Федоскинская миниатюра — Федоскинская миниатюра. Чаепитие . Миниатюра на настольном прессе. Кон. 19 нач. 20 вв. ФЕДОСКИНСКАЯ МИНИАТЮРА, русская миниатюрная живопись маслом на лаковых изделиях из папье маше. Художественный промысел в селе Федоскино (Московская область)… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ФЕДОСКИНСКАЯ МИНИАТЮРА — вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками на папье маше, сложившийся в конце 18 в. в подмосковном селе Федоскино. Возникновение производства из папье машеПроизводство изделий из папье маше возникло в 1798, когда… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Федоскинская миниатюра —         вид русской народной миниатюрной живописи на лаковых изделиях, главным образом из папье маше (шкатулки, табакерки и прочее). производство основано в 1798 П. И. Коробовым (в селе Данилково Московской губернии, позднее слившемся с соседним… …   Художественная энциклопедия

  • ФЕДОСКИНСКАЯ МИНИАТЮРА — ФЕДОСКИНСКАЯ МИНИАТЮРА, русская миниатюрная живопись маслом на лаковых изделиях из папье маше. Художественный промысел в селе Федоскино (Московская область) существует с 1798, оригинальный характер приобрел в конце 19 в. в мастерской П.В.… …   Современная энциклопедия

  • Федоскинская миниатюра — Шкатулка (федоскинская лаковая миниатюра) Федоскинская миниатюра  вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками на папье маше, сложившийся в конце XVIII века в подмосковном селе Федоскино …   Википедия

  • Федоскинская миниатюра —         один из видов рус. народной миниатюрной живописи на лаковых изделиях, главным образом из папье маше (коробки, шкатулки, табакерки и пр.). Производство основано в 1798 П. И. Коробовым (в с. Данилково, бывшей Московской губернии, позднее… …   Большая советская энциклопедия

  • федоскинская миниатюра — …   Орфографический словарь русского языка

  • Федоскинская фабрика миниатюрной живописи — «Федоскинская Ордена „Знака Почета“ фабрика миниатюрной живописи» государственное унитарное предприятие, расположенное в селе Федоскино Московской области. Знаменитый старинный народный Федоскинский промысел лаковой миниатюрной живописи основан в …   Википедия

  • Мстёрская миниатюра —         вид русской народной миниатюрной живописи темперными красками на лаковых изделиях, главным образом из папье маше (коробки, шкатулки, ларцы и др.). Сложилась в посёлке Мстёра на базе местного иконописного промысла (в 1923 была образована… …   Большая советская энциклопедия

  • Холуйская миниатюра —         вид русской народной миниатюрной живописи темперными красками на лаковых изделиях из папье маше (коробочки, ларцы и др.), художественный промысел. Возник в 1932 в пос. Холуй Ивановской области на базе местного (известен с 16 в.)… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»