фарфор

фарфор
ФАРФО́Р -а; м. [тур. farfur из перс.]
1. Искусственно приготовляемая минеральная масса из высокосортной глины с различными примесями, идущая на выделку различных изделий. Китайский ф. Ваза из фарфора. Сервиз из ломоносовского фарфора. Зубы, как ф. (очень белые, хорошие).
2. собир. Посуда, различные изделия из такой массы, полученные путём особой обработки. Пить кофе из фарфора. Сервант с фарфором. Собирать старинный ф. Коллекция фарфора. Бисквитный ф. (не покрытый глазурью).
* * *
фарфо́р
(тур. farfur, fağfur, от перс. фегфур), керамические изделия (посуда, вазы, статуэтки, архитектурные детали, изоляторы, химическая аппаратура и др.), получаемые спеканием фарфоровой массы (из пластичной огнеупорной глины, каолина, полевого шпата, кварца); имеют спёкшийся, водонепроницаемый, белый, звонкий, просвечивающий в тонком слое черепок без пор. Высокая прочность, термостойкость, изоляционные свойства. Фарфор появился в IV—VI вв. в Китае. В Европе с XVI в. производился так называемый мягкий фарфор (без каолина). Твёрдый фарфор изобретён в начале XVIII в. И. Ф. Бётгером (J. F. BÖttger, 1682—1719) и Э. В. Чирнхаузом [Чирнхаузеном (Tschirnhaus, Tschirnhausen), 1651—1708] в Саксонии, где вскоре возникло производство мейсенского фарфора. В России состав фарфоровой массы разработал около 1747 Д. И. Виноградов. Различают фарфор, покрытый глазурью, и фарфор неглазурованный (бисквит).
* * *
ФАРФОР
ФАРФО́Р (тур. farfur, fagfur, от перс.), керамические изделия (посуда, вазы, статуэтки, архитектурные детали, изоляторы, химическая аппаратура и др.), получаемые спеканием фарфоровой массы (из пластичной огнеупорной глины, каолина, полевого шпата, кварца); имеют спекшийся, водонепроницаемый, белый, звонкий, просвечивающий в тонком слое черепок без пор. Высокая прочность, термостойкость, изоляционные свойства. Фарфор появился в 4—6 вв. в Китае. В Европе с 16 в. производился т. н. мягкий фарфор (без каолина). Твердый фарфор изобретен в нач. 18 в. И. Ф. Бетгером (1682—1719) и Э. В. Чирнгаузом (Чирнгаузеном) (1651—1708) в Саксонии, где вскоре возникло производство мейсенского фарфора. В России состав фарфоровой массы разработал ок. 1747 Д. И. Виноградов. Различают фарфор, покрытый глазурью, и фарфор неглазурованный (бисквит).* * *
ФАРФО́Р (тур. farfur, fagfur, от перс. фегфур), тонкие керамические изделия, получаемые спеканием фарфоровой массы (из пластичной огнеупорной глины — каолина (см. КАОЛИН), полевого шпата (см. ПОЛЕВЫЕ ШПАТЫ), кварца (см. КВАРЦ)); имеют спекшийся, водо- и газонепроницаемый, обычно белый, звонкий, просвечивающий в тонком слое черепок без пор.
Фарфор различают по составу массы (твердый, мягкий, костяной) и по характеру росписей (подглазурные, надглазурные). Дорогие коллекционные сорта фарфора называют по месту производства или по фамилии владельцев фабрик или изобретателей.
Китайский фарфор
Фарфор был изобретен в Китае в 4—6 веках. Этому открытию способствовали богатые месторождения каолина (китайской глины). Сохранившиеся изделия представляют собой сосуды вытянутых форм с гладкой полированной поверхностью, нередко с лепным декором, светлых тонов. В эпоху Тан (см. ТАН (династия)) (7—10 века) и Сун (см. СУН (династия)) (10—13 века) в страны Азии и Европы вывозятся голубые и бледно-зеленые вазы с рельефным орнаментом, которые в Европе получили название «селадон» (основное место производства Лунцюань). Эти вазы и кувшины имели формы, напоминающие античные сосуды, нередко с ручками в виде драконов и горлышками в виде животных. Затем появились молочно-белые сосуды «бэй-дин» из Динчжоу с вытесненным рисунком, голубые изделия «жу-яо», украшенные глазурью сосуды «цзинь-яо» из провинции Хэнань. Начиная с 14 века в эпоху Мин (см. МИН (династия)) (14—17 века), ведущим центром изготовления фарфора становится Цзиндэчжэнь, где было налажено производство изделий, украшенных свинцовыми глазурями трех цветов (саньцай) или подглазурной синей кобальтовой росписью, которая часто сочеталась с надглазурной росписью (доуцай). В эпоху Мин становятся популярны фарфоровые фигурки, в том числе статуэтки знаменитых красавиц.
Китайский фарфор по преобладанию цветов в росписи в Европе стали делить на семейства: розовое, зеленое, желтое, черное. В этих изделиях привлекала утонченность форм, чистота поверхности. Изделия из так называемого пламенеющего фарфора с глазурью фламбе покоряли красочностью поверхности. В связи с экспортом фарфора на Запад тематика росписи начала расширяться: на изделиях появились сюжеты, почерпнутые из европейских гравюр, заказные геральдические фигуры.
В 18 веке формы изделий теряют свою изысканную простоту, становятся более вычурными. Поверхность нередко имитирует лак, дорогую бронзу, золото, другие материалы. В дальнейшем китайский фарфор пережил упадок и стагнацию художественных форм.
Фарфор Кореи и Японии
В Корее фарфор известен с 10 века. Доминируют чисто белые, а также с подглазурной росписью кобальтом. Открытие месторождения каолина в начале 17 века в Японии привело к возникновению первой японской фарфоровой мануфактуры в Арите, которая стала выпускать бело-голубой фарфор, декорированный селадон, а также изделия с черной и бурой глазурями. Особенно прославились изделия в стиле имари (от названия порта, через который японский фарфор вывозился в Европу) с тончайшей полихромной подглазурной росписью эмалями по белому фону и в стиле какиэмон (по имени создателя нового вида декора) с оригинальной надглазурной росписью в виде цветов, птиц, бабочек. Широко известны западноевропейские изделия в стиле какиэмон, созданные по японским образцам и пользовавшиеся большим спросом.
Фарфор в Германии
В Западной Европе во Флоренции под патронажем Медичи в 16 веке открыли мягкий фарфор со светлым черепком, покрытым свинцовой глазурью. Внешне он походил на венецианское молочное стекло и расписывался кобальтом. Подлинным переворотом в истории западноевропейского фарфорового производства стало изобретение в 1709 году немецким алхимиком И. Бетгером (см. БЕТГЕР Иоганн Фридрих) совместно с физиком Э. Чирнхаузом твердого фарфора. Вскоре в Саксонии была основана фарфоровая мануфактура, которая на протяжении пятидесяти лет не знала себе равных (см. Мейсенский фарфор (см. МЕЙСЕНСКИЙ ФАРФОР)). Своей славой мейсенский фарфор во многом обязан замечательному художнику Иоганну Херольдту, который создавал искусные изделия в стиле шинуазри (см. ШИНУАЗРИ) и придумал декор из кажущихся живыми цветов, получивший название «немецкие цветы», а также выдающемуся скульптору Иоганну Кендлеру (см. КЕНДЛЕР Иоганн Иоахим), известному своей мелкой пластикой в стиле рококо (см. РОКОКО).
Секрет фарфора недолго оставался в стенах Мейсена. Во всей Европе работают над раскрытием секретов. Центр фарфорового производства смещается в Вену и Венецию, где открываются фарфоровые фабрики, обладающие каждая своим почерком. Во второй половине 18 века в Германии открылись новые керамические фабрики в Нимфенбурге, где работал известный мастер рококо Франц Бустелли, в Хехсте, известном произведениями также в стиле рококо Иоганна Мельхиора, в Берлине, в Людвигсбурге и других городах.
Фарфор во Франции
В первой половине 18 века во Франции работали мануфактуры в Руане, Сен-Клу, Меннеси, Шантийи, Венсене, изготовлявшие элитарные предметы из мягкого фарфора. Венсенский фарфор отличался высоким мастерством отливки фарфоровых цветов в стиле рококо. Настоящий твердый фарфор появился во Франции только в последней трети 18 века. Истинным законодателем мод с 1750-х годов стал французский севрский фарфор (см. СЕВРСКИЙ ФАРФОР), который выпускался на мануфактуре в Севре с 1756.
Мануфактура находилась под покровительством Людовика XV и его фавориток, мадам Дюбарри (см. ДЮБАРРИ Мари Жанна) и мадам Помпадур. (см. ПОМПАДУР Жанна)Один из классических цветов севрского фарфора получил название «роз Помпадур». К работе в Севре были привлечены талантливые художники и скульпторы (Франсуа Буше (см. БУШЕ Франсуа (живописец)), Клод Дюплесси). Особое место занимали скульптуры из бисквита (см. БИСКВИТ).
Английский фарфор
Английский фарфор 18 века также получил мировое признание. По числу керамических фабрик Англия в то время устойчиво занимала первое место в Европе. В отличие от континентальных европейских фабрик, находившихся под финансовым патронажем августейших семейств или других знатных особ, английские предприятия действовали на коммерческой основе и при определении своей производственной программы считались с конъюнктурой рынка. Настоящий фарфор был открыт в Англии довольно поздно, распространены были изделия из различных видов каменной массы (см. КАМЕННАЯ МАССА), усовершенствованной Дж. Веджвудом (см. ВЕДЖВУД Джозайя).
Основанная в 1745 фабрика в Челси выпускала английские версии изделий в восточном стиле и стиле рококо (см. РОКОКО). Для фарфора Челси характерны оригинальные супницы в форме животных или овощей, тарелки с растительным орнаментом, изящные флаконы для духов, табакерки, коробочки для булавок, бонбоньерки. В 1769 Челси была продана и слилась с фабрикой Дерби. Фабрика в Боу, открытая в 1744, была одним из самых больших английских керамических предприятий того времени. Она известна также под названием «Новый Кантон» благодаря выпуску бело-голубого фарфора с добавлением костяной золы в стиле шинуазри (см. ШИНУАЗРИ). В Боу впервые была освоена техника оттиска с печатной формы на фарфоровую поверхность. Предприятие просуществовало до 1776.
Керамическая фабрика Вустер, основанная в 1791, первой стала выпускать чайные и кофейные сервизы с добавлением мыльного камня. Здесь было налажено массовое производство в стиле мейсенского, севрского и восточного фарфора. Среди других английских фабрик, основанных в 18 веке, необходимо выделить фабрики в Дерби (1750—1848), специализировавшуюся на выпуске как статуэток, так и изящной столовой посуды, в Коулпорте, для которой характерны изделия, украшенные инкрустированными цветами, в Нью-Холле (Стаффордшире), выпускавшую экзотическую посуду в восточном стиле, палетты розового семейства с декором из полевых цветов.
В начале 19 века на предприятии в Стоук-он-Трент (открыто в 1776) Дж. Споудом был изобретен костяной фарфор (см. КОСТЯНОЙ ФАРФОР), из которого начали изготовлять изделия в стиле английского ампира (см. АМПИР). Ближайшим конкурентом Споуда стал фарфор Минтона (фабрика основана в 1793), известна также художественная керамика в викторианском стиле. В 19 веке производство фарфора все больше ориентируется на массового потребителя, художественная сторона отступает на второй план, но уже с конца 19 века начинает интенсивно развиваться художественная керамика Доултона, Споуда в Англии, а также Руквуда, Райта в США. Современные изделия, относящиеся к 20 веку, несут на себе сильный отпечаток функционализма.
Датский фарфор
В конце 18 века в Копенгагене была основана знаменитая в дальнейшем королевская керамическая фабрика, где начала применяться распространившаяся впоследствии «датская» техника подглазурной росписи, которая обладала свойством не стираться от времени. На копенгагенской фабрике был создан знаменитый сервиз «Флора Даника» с необыкновенной красоты растительным орнаментом.
Русский фарфор
В 1744 в Санкт-Петербурге была основана Порцелиновая мануфактура, где через три года Д. И. Виноградов (см. ВИНОГРАДОВ Дмитрий Иванович)открыл способ получения твердого фарфора из местных материалов. С 1765 Порцелиновая мануфактура стала называться Императорским фарфоровым заводом (см. ИМПЕРАТОРСКИЙ ФАРФОРОВЫЙ ЗАВОД). Предприятие выпускало простые и изящные по форме вазы, сервизы, табакерки и другие изделия. Со дня основания завод работал по заказам императорского двора.
В 1766 в селе Вербилки близ Дмитрова под Москвой была основана частная фабрика Ф. Я. Гарднера (см. ГАРДНЕР Франц Яковлевич) (ныне фабрика «Фарфор Вербилок»), где изготовлялись великолепные «орденские» сервизы по заказу императорского двора, статуэтки, вазы, сервизы, в которых сочетались ампирные формы с жанровой трактовкой изобразительных мотивов. В селе Горбуново Московской губернии завод А. Г. Попова выпускал жанровые фигурки, пользовавшиеся большой популярностью и отличавшиеся хорошим вкусом, легким народным юмором. Наиболее крупным предпринимателем был М. С. Кузнецов, который скупил фабрики Гарднера, фабрики в Дулеве под Москвой (основана в 1832), Конакове и др. Кузнецовский фарфор отличается безупречным техническим исполнением и изысканным, но эклектичным декором. Фабрики Кузнецова выпускали также фаянс (см. ФАЯНС (керамика)).
Фарфор 20 века
С конца 20 века производство фарфора становится все более массовым. Во всех странах внедряются механические приемы. Изображение получается штампами, трафаретами, отводкой, декалькоманией (см. ДЕКАЛЬКОМАНИЯ). В целом лишь на Копенгагенской фабрике добиваются создания эстетически новых форм и росписей, созвучных исканиям модерна (см. МОДЕРН). Многие предприятия в разных странах выпускают продукцию по старым разработкам.
В России после революции на бывшем Императорском фарфоровом заводе создается агитационный фарфор, эстетика которого близка эстетике русского авангарда. Вместе с тем позднее продукция русских предприятий становится существенно хуже: она нередко заимствует станковые формы, отсутствует соответствие между росписями и формами. Многие изделия излишне броски, перегружены позолотой, существенно хуже стал черепок. Вместе с тем на ряде советских предприятий изделия расписывают вручную. Изящная мелкая пластика продолжает выпускаться на фарфоровом заводе им. Ломоносова, здесь выпускают старые модели Кузнецова, продолжают роспись кобальтом.

Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Поможем написать реферат
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "фарфор" в других словарях:

  • Фарфор —         (тур. farfur, fagfur, от перс. фегфур), изделия тонкой керамики, спёкшиеся, непроницаемые для воды и газа, обычно белые, звонкие, просвечивающие в тонком слое, без пор. Фарфор появился в Китае в IV VI вв.: вытянутые стройные сосуды с… …   Художественная энциклопедия

  • ФАРФОР — ФАРФОР, белый, стекловидный, непористый, твердый, просвечивающийся керамический материал. Фарфор широко используется для изготовления столовой посуды, декоративных предметов, лабораторного оборудования и электрических изоляторов. Фарфор появился… …   Научно-технический энциклопедический словарь

  • ФАРФОР — (тюркское). 1) титул китайского императора у арабов. 2) род глины, идущей на приготовление лучшей посуды. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ФАРФОР высший сорт глиняной посуды, обладает твердостью,… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ФАРФОР — (турецкое farfur, fagfur, от персидского фегфур), плотный водо и газонепроницаемый керамический материал, обладающий высокой механической прочностью, термической и химической стойкостью, электроизоляционными свойствами. Получают обычно спеканием… …   Современная энциклопедия

  • ФАРФОР — (тур. farfur fagfur, от перс.), керамические изделия (посуда, вазы, статуэтки, архитектурные детали, изоляторы, химическая аппаратура и др.), получаемые спеканием фарфоровой массы (из пластичной огнеупорной глины, каолина, полевого шпата,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ФАРФОР — ФАРФОР, фарфора, муж. (новогреч. pharphouri с араб.). 1. только ед. Искусственно изготовляемая минеральная масса из лучших сортов белой глины с особыми примесями, идущая на различные изделия. Китайский фарфор. Севрский фарфор. Ваза из фарфора. 2 …   Толковый словарь Ушакова

  • Фарфор —     Фарфор во сне означает, что Вашим делам будет благоприятствовать успех. Если Вам приснится разбитый фарфор – значит, Ваши заблуждения послужат причиной серьезных проступков.     Если женщина во сне расписывает фарфор или просто расставляет… …   Сонник Миллера

  • ФАРФОР — муж. состав, из коего делается лучшая каменная посуда: фарфоровая глина, каолин, изветрившийся полевой шпат с кварцем; | фарфоровая посуда ·и·др. вещи. Лучший фарфор делают в Китае. Фарфоровый завод. Фарфоровая лошадь, вся рябая по беловатой… …   Толковый словарь Даля

  • фарфор — керамика, порцеллан, кракель Словарь русских синонимов. фарфор сущ., кол во синонимов: 15 • бисквит (3) • веджв …   Словарь синонимов

  • фарфор — (неправильно фарфор) …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • ФАРФОР — ФАРФОР, а, муж. 1. Белый плотный керамический материал, получаемый спеканием массы из огнеупорной глины, каолина, полевого шпата, кварца. Ваза из фарфора. 2. собир. Изделия, посуда из такого материала. Коллекция фарфора. | прил. фарфоровый, ая,… …   Толковый словарь Ожегова


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»