файюмские портреты это:

файюмские портреты
файю́мские портре́ты
древнеегипетские заупокойные живописные портреты (расцвет — I — III вв.), найденные в 1887 в оазисе Эль-Файюм. Писались на доске в технике энкаустики и восковой темперы. Яркая жизненная характеристика образов, сочная пластика отличают портреты, ориентированные на античные традиции. Плоскостная, графичная живопись, условность образов характерны для египетской традиции.
* * *
ФАЙЮМСКИЕ ПОРТРЕТЫ
ФАЙЮ́МСКИЕ ПОРТРЕ́ТЫ, древнеегипетские заупокойные живописные портреты, найденные в 1880-х гг. близ оазиса Эль-Файюм (см. ФАЙЮМСКИЙ ОАЗИС) в селении Эр-Рубайят. В Египте во времена династии Птолемеев (см. ПТОЛЕМЕИ) и римского господства пришлое население (греки и римляне) оказалось под сильным воздействием египетской культуры, в том числе ими была заимствована древняя религиозная традиция бальзамирования тел, которую практиковали египтяне. В соответствии с египетским погребальным ритуалом лицо или голову обернутой пеленами мумии покрывали маской, представлявшей собой идеализированные черты лица усопшего.
Египетские погребальные традиции были восприняты римлянами, внесшими в них свои элементы. Переосмысление римлянами значения египетской погребальной маски привело к замещению ее портретами, написанными красками на дощечках. Файюмские портреты представляют собой изображения жителей римского Египта 1—4 веков н. э. — египтян, греков, нубийцев, евреев, сирийцев, римлян. Первые портреты приобрел австрийский антиквар Теодор Граф (1840—1903), от которого они попали в европейские музеи и в Америку. В 1887 г. английский археолог У. Питри Флиндерс (см. ПИТРИ ФЛИНДЕРС Уильям Мэтью) обнаружил в некрополе римского города Хавары (также близ Файюма) 90 мумий с файюмскими портретами; кроме этого, портреты обнаружили и в других городах около Файюмского оазиса — Арсиное, Каранисе, Фаг-эль-Гамусе, Тебтунисе. В целом в музеях мира хранятся более 700 «файюмских портретов». Название файюмских портретов закрепилось за этими произведениями, хотя аналогичные экземпляры были найдены и южнее — в Фивах, Антиное, Ахмиме, Ассуане. К сожалению, о первых раскопках имеется мало информации, поскольку изыскание портретов велось варварскими методами. Исключением из этого печального правила была хорошо документированная, но охватывавшая лишь малый процент всех существующих портретов работа Питри в Хаваре.
Выполненные восковыми красками (в технике энкаустики (см. ЭНКАУСТИКА)) и темперой (см. ТЕМПЕРА) (либо в смешанной технике) портреты по римскому обычаю хранились в рамках в атриуме в доме заказчика, однако после смерти изображенного на них портрет (или его копию) клали на лицо мумии, фигурно закрепляя его слоями погребальных бинтов; при этом портреты, подлаживаемые под нужный размер, нередко грубо обрезались. Есть указания на то, что мумии еще долго хранились в доме умершего, пока их не хоронили потомки или родственники. Женщины и мужчины, запечатленные на портретах, изображены в одеждах по эллинистической моде того времени. Обычный цвет мужской одежды — белый; у женщин — красный, но также зеленый, голубой или белый. Туника была украшена двумя вертикальными полосами (clavi). Серьги и ожерелья, надетые в основном на женщинах, соответствуют типам украшений, распространенных в определенную эпоху. Прически, как женские, так и мужские следуют (правда, с опозданием) столичной моде, задаваемой императорской семьей.
Портреты выполнялись преимущественно на дощечках из кедрового или кипарисового дерева размером 43 на 23 см при толщине около 1,6 мм. Существовало две техники исполнения портретов — темперой и восковыми расплавленными красками (в технике энкаустики). Самые ранние и лучшие портреты были выполнены в технике энкаустики в 1—2 вв. н. э. Краска, являвшаяся смесью пигмента и пчелиного воска, нагревалась для облегчения ее нанесения на доску. Существовало, по крайней мере, два основных инструмента: кисть и cestrum — металлический инструмент вроде современного тонкого ножа. Фон и общие участки цвета в основном закрашивались кистью — следы отдельных мазков чаще различимы там, где применялся cestrum, чтобы боېՐՠтщательно передать моделировку лица и волос. Античная техника энкаустики, в которой написано большое количество файюмских портретов, остается отчасти загадочной. В античности восковые краски, дававшие большие возможности для передачи пластического строения модели, играли такую же роль, как масляные в живописи позднейших времен. В отличие от энкаустики портреты, написанные темперой, выполнялись только кистью и были дешевле; краска замешивалась на яичной основе и сохла быстрее, однако уже нанесенные штрихи нельзя было исправить. Это и объясняет эффект рисунка большинства поздних «файюмских портретов».
Ранние экземпляры датируются 1 в. н. э., большинство — 2—3 вв. Со 2 в. портреты выполнялись прямо на холщовых погребальных пеленах, несмотря на то, что это был менее долговечный материал. Обыкновенно в заранее расписанный на определенный сюжет саван вставлялся заранее написанный портрет заказчика. Такова, например, погребальная пелена 2 в. молодого мужчины из собрания Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (см. МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ им. А.С. Пушкина). Традиция реалистического изображения портретируемых удерживалась в 3 в., но с 4 в. портреты пишутся почти всегда анфас и становятся схематичными. В 4 в. с утверждением в Египте христианства и прекращением практики бальзамирования тел умерших файюмские портреты постепенно исчезают.

Энциклопедический словарь. 2009.

Смотреть что такое "файюмские портреты" в других словарях:

  • Файюмские портреты — Файюмские портреты. Юноша в золотом венке. 2 в. Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Файюмские портреты. Юноша в золотом венке . 2 в. Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Файюмские портреты заупокойные живописные… …   Энциклопедический словарь «Всемирная история»

  • Файюмские портреты —         фаюмские портреты, заупокойные живописные портреты в Древнем Египте; названы по месту первой крупной находки в 1887 в оазисе Файюм. Расцвет в середине I III вв. Писались в технике восковой живописи на доске (ранние Файюмские портреты… …   Художественная энциклопедия

  • Файюмские портреты — Файюмские портреты. Юноша в золотом венке . 2 в. Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. ФАЙЮМСКИЕ ПОРТРЕТЫ, древнеегипетские заупокойные живописные портреты, выполненные в технике энкаустики и восковой темперы. Названы по месту 1 й… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Файюмские портреты — заупокойные живописные портреты в Древнем Египте; названы по месту первой находки в 1887 г. в оазисе Файюм. Искусство файюмских портретов возникло в греко римской среде около 1 в. Первоначально, согласно римской традиции, писались с натуры и… …   Исторический словарь

  • ФАЙЮМСКИЕ ПОРТРЕТЫ — древнеегипетские заупокойные живописные портреты (расцвет 1 3 вв.), найденные в 1887 в оазисе Эль Файюм. Писались на доске в технике энкаустики и восковой темперы. Яркая жизненная характеристика образов, сочная пластика отличают портреты,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • файюмские портреты — Файюмский портрет. Дерево, энкаустика, темпера. Середина II в. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва. файюмские портреты, фаюмские портреты, заупокойные живописные портреты в Древнем Египте; названы по месту первой находки в… …   Энциклопедический справочник «Африка»

  • Фаюмские портреты —         файюмские портреты, заупокойные живописные портреты в Древнем Египте; название получили по месту первой крупной находки Ф. п. в 1887 в оазисе Файюм. Расцвет искусства Ф. п. относится к середине 1–3 вв. Ф. п. писались в технике восковой… …   Большая советская энциклопедия

  • Фаюмские портреты — см. Файюмские портреты. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство Советская энциклопедия , 1986.) …   Художественная энциклопедия

  • ФАЙЮМСКИЙ ОАЗИС — (Эль Файюм, Al Fayyum), оазис на северо востоке Ливийской пустыни, в Египте (мухафаза Эль Файюм (см. ЭЛЬ ФАЙЮМ)), один из древнейших центров земледелия и культуры. Открыты стоянки эпохи неолита (так называемые Файюмские поселения), относящиеся к… …   Энциклопедический словарь

  • Египетский музей — в Каире, основан в 1858 О. Мариетом. Памятники искусства и культуры Древнего Египта (в том числе сокровища гробницы Тутанхамона). * * * ЕГИПЕТСКИЙ МУЗЕЙ ЕГИПЕТСКИЙ МУЗЕЙ в Каире (см. КАИР), основан в 1858 О. Мариетом (см. МАРИЕТ Огюст Фердинан);… …   Энциклопедический словарь

Книги

  • ГМИИ им. А. С. Пушкина. Москва, Государственный музей изобрази. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина — один из крупнейших российских музеев. Он существует около ста лет, и за это время собрана коллекция выдающихся произведений… Подробнее  Купить за 432 руб
  • ГМИИ им. А. С. Пушкина. Том 24, . Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина один из крупнейших российских музеев. Он существует около ста лет, и за это время собрана коллекция выдающихся произведений… Подробнее  Купить за 420 руб
  • ГМИИ им. А. С. Пушкина. Москва, Государственный музей изобрази. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина — один из крупнейших российских музеев. Он существует около ста лет, и за это время собрана коллекция выдающихся произведений… Подробнее  Купить за 270 руб


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»