Фаворский Владимир Андреевич это:

Фаворский Владимир Андреевич
Фаво́рский Владимир Андреевич
(1886—1964), график и живописец, народный художник СССР (1963), действительный член АХ СССР (1962). Создатель школы отечественной ксилографии, монументалист, театральный художник. Для произведений Фаворского характерны философская глубина и яркость образов, высокое мастерство в использовании выразительных возможностей ксилографии («Достоевский», 1929; иллюстрации к «Слову о полку Игореве», изд. 1954; иллюстрации к «Борису Годунову», 1955, и «Маленьким трагедиям», изд. 1961, А. С. Пушкина) и линогравюры (серия «Самарканд», 1942—44). Ленинская премия (1962).
* * *
ФАВОРСКИЙ Владимир Андреевич
ФАВО́РСКИЙ Владимир Андреевич [3 (15) марта 1886, Москва — 29 декабря 1964, там же], российский график, живописец, монументалист, театральный художник, теоретик искусства; выдающийся мастер искусства книги, создатель школы отечественной ксилографии. Для произведений Фаворского характерны философская глубина и яркость образов, высокое мастерство использования выразительных возможностей ксилографии. Народный художник СССР (1963), действительный член АХ СССР (1962). Ленинская премия (1962).
Канва жизни
Родился в семье юриста (мать — художница О. В. Шервуд). Брал уроки в студии К. Ф. Юона (см. ЮОН Константин Федорович)(1903—05), а также в частной Академии Ш. Холлоши (см. ХОЛЛОШИ Шимон)в Мюнхене (1906—07). Жил в Москве. Был членом объединения «Четыре искусства (см. ЧЕТЫРЕ ИСКУССТВА)». Много работал как педагог — в московском Вхутемасе (1921—29; ректор в 1923—25), Московском полиграфическом (1930—34) и других институтах.
Работая с 1907 преимущественно в технике ксилографии (см. КСИЛОГРАФИЯ), стал виртуозом авторской торцовой гравюры на дереве, продолжив в этом плане традицию Т. Бьюика. Был близок к позднеромантической поэтике символизма (см. СИМВОЛИЗМ), однако внимательно следил и за новациями авангарда (см. АВАНГАРДИЗМ), в том числе кубизма (см. КУБИЗМ) , добиваясь строгой конструктивности своих изысканных, тщательно выверенных композиций.
Идеальным полем для реализации его компромиссного подхода, гармонически сочетавшего в себе навыки, традиции и достижения авангарда, стало искусство книги. Фаворский разработал стройную теорию ее оформления, понимая книгу как целостный организм, в котором эстетическое, декоративное начало должно неразрывно сочетаться с функциональным («инструмент для чтения»).
Для иллюстраций периода 1910-х — середины 1930-х годов характерны лаконически-экспрессивная символика, любовь к черному, почти осязаемому штриху («Фамарь» А. П. Глобы, издано в 1923; «Новая жизнь» Данте, издано в 1934), черты эпического космизма — при всей миниатюрности образов — («Книга Руфь»,1925), либо, напротив, лукавого или драматического гротеска («Домик в Коломне» А. С. Пушкина, 1929; «Рассказы» Б. А. Пильняка, 1932). Произведение порой превращается как бы в явленную тайну искусства как такового, на что обращают внимание П. А. Флоренский (см. ФЛОРЕНСКИЙ Павел Александрович)и О. Э. Мандельштам (см. МАНДЕЛЬШТАМ Осип Эмильевич), воздавшие Фаворскому хвалу как граверу-кудеснику.
С середины 1930-х мастер чаще пользуется белым штрихом, активнее передающим свет и движение; в его работах усиливаются черты классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ) : «Сонеты» У. Шекспира (1948); сборник «Р. Бернс в переводах С. Я. Маршака» (1950); «Слово о полку Игореве» (1953); «Борис Годунов» (1956) и «Маленькие трагедии» (1961) А. С. Пушкина.
Другие сферы творчества
Фаворский был также замечательным мастером романтико-исторического гравюрного портрета («Ф. М. Достоевский»,1929; «Пушкин-лицеист», 1935), а также портрета бытового (серия карандашных «двойных портретов» родных и друзей, 1938—61). С 1942 обращался к линогравюре (серия «Самарканд», 1942—44). Работал также как художник театра.
Если многие его графические произведения (например, «двойные портреты») примыкают по духу к уединенному «тихому искусству (см. ТИХОЕ ИСКУССТВО)», то в своих монументально-декоративных вещах (фрески в Музее охраны материнства и младенчества, 1933, и композиции-сграффито (см. СГРАФФИТО) в Доме моделей, 1935; обе — в Москве, не сохранились) художник, с одной стороны, выполнял вполне официальный тематический заказ, с другой же — и здесь продолжал придерживаться принципа безукоризненной, замкнутой в себе «чистой формы».
Этот принцип формальной замкнутости произведения, гармоничной художественной структуры, внутри которой творчество как бы сберегает себя от суетной злобы дня, был отчасти унаследован Фаворским от А. Гильдебрандта (см. ГИЛЬДЕБРАНД Адольф фон)(его книга «Проблема формы в изобразительном искусстве» была издана в 1914 в переводе Фаворского и Н. Б. Розенфельда). В своих теоретических выступлениях Фаворский призывал скрупулезно продумывать внутренний строй произведения, тем самым сохраняя искусство — даже в самые тяжелые годы внешнего идеологического натиска — от политической конъюнктурщины и халтуры. Призыв Фаворского к формальной и духовной чистоте творчества всегда находил живой отклик . Он оказал действенное влияние на несколько поколений российских художников, в том числе на представителей «сурового стиля (см. СУРОВЫЙ СТИЛЬ) ».

Энциклопедический словарь. 2009.

Смотреть что такое "Фаворский Владимир Андреевич" в других словарях:

  • Фаворский, Владимир Андреевич — В. Фаворский (фото 1920 х годов) …   Википедия

  • Фаворский, Владимир Андреевич — Владимир Андреевич Фаворский. ФАВОРСКИЙ Владимир Андреевич (1886 1964), российский график и живописец, монументалист, театральный художник. Для произведений характерны философская глубина и яркость образов, высокое мастерство использования… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Фаворский Владимир Андреевич —         (1886 1964), советский график и живописец. Народный художник СССР (1963), действительный член АХ СССР (1962). Учился в студии К. Ф. Юона в Москве (1903 05) и школе Ш. Холлоши в Мюнхене (1906 07), на искусствоведческом отделении… …   Художественная энциклопедия

  • Фаворский Владимир Андреевич — (1886 1964), сов. художник. В 1931 выполнил портрет Л. [гравюра на дереве; музей ИРЛИ; в кн.: Пахомов (2), с. 177]; в расстегнутом офицерском сюртуке поэт полулежит на бурке и глядит вдаль; пейзажный фон вызывает в памяти образы лирики Л. «темный …   Лермонтовская энциклопедия

  • Фаворский Владимир Андреевич — [2(14).3.1886, Москва, √ 29.12.1964, там же], советский график и живописец, народный художник СССР (1963), действительный член АХ СССР (1962). Учился в студии К. Ф. Юона в Москве (1903√05) и школе Ш. Холлоши в Мюнхене (1906√07), на… …   Большая советская энциклопедия

  • ФАВОРСКИЙ Владимир Андреевич — (1886 1964) российский график и живописец, народный художник СССР (1963), действительный член АХ СССР (1962). Создатель школы отечественной ксилографии, монументалист, театральный художник. Для произведений Фаворского характерны философская… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Фаворский, Владимир Андреевич — Род. 1886, ум. 1964. Живописец, график, выдающийся книжный иллюстратор, театральный художник, теоретик искусства. Ученик К. Ф. Юона. Участник объединения "Четыре искусства". Работал преимущественно в технике ксилографии. Книжной… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Фаворский Владимир Андреевич — Владимир Фаворский. 1920 е Владимир Андреевич Фаворский (14 марта 1886, Москва 29 декабря 1964, Москва) российский и советский художник график, выдающийся мастер русской гравюры и книжного дизайна, иллюстратор, искусствовед, сценограф, живописец… …   Википедия

  • Фаворский Владимир Андреевич — (1886, Москва — 1964, там же), график, сценограф, живописец монументалист, народный художник СССР (1963), действительный член (1962). Учился в частной школе в Москве (1898—1905), в частной академии Ш. Холлоши в Мюнхене (1906—07),… …   Москва (энциклопедия)

  • Владимир Андреевич Фаворский — Владимир Фаворский. 1920 е Владимир Андреевич Фаворский (14 марта 1886, Москва 29 декабря 1964, Москва) российский и советский художник график, выдающийся мастер русской гравюры и книжного дизайна, иллюстратор, искусствовед, сценограф, живописец… …   Википедия

Книги

  • Рассказы художника-гравера, В. А. Фаворский. Эта книга была написана Владимиром Андреевичем Фаворским специально для вас. Редакции очень хотелось, чтобы в нашей серии "В мире прекрасного" была книга В.А.Фаворского о работе… Подробнее  Купить за 400 руб
  • Окна памяти, Васильев Олег. Олег Васильев (р. 1931) - один из ведущих художников русского неофициального искусства. В своем творчестве Васильев соединяет традиции русского реалистического искусства XIX века с традициями… Подробнее  Купить за 294 руб
  • Окна памяти, Олег Васильев. Олег Васильев - один из ведущих художников русского неофициального искусства. В своем творчестве Васильев соединяет традиции русского реалистического искусства XIX века с традициями русского… Подробнее  Купить за 181 руб


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»