Фултон Роберт это:

Фултон Роберт
Фу́лтон Роберт
(Fulton) (1765—1815), американский изобретатель. Построил (1807) первый в мире пароход «Клермонт».
* * *
ФУЛТОН Роберт
ФУ́ЛТОН (Fulton) Роберт (14 ноября 1765, Литл-Бритен, ныне г. Фултон, штат Пенсильвания — 24 февраля 1815, Нью-Йорк), американский изобретатель и инженер. Построил (1807) первый в мире колесный пароход «Клермонт», подводную лодку «Наутилус», паровой военный корабль , работал над системой каналов.
Ювелир и живописец
Фултон был сыном ирландских иммигрантов, владельцев убыточной фермы, которую они заложили и потеряли в 1771. После этого они переехали в Ланкастер, где отец Фултона умер в 1774.
Читать и писать Роберт научился дома, а в возрасте 8 лет был послан в школу квакеров. Позднее он стал учеником в ювелирном магазине в Филадельфии, где он специализировался в живописи миниатюрных портретов на слоновой кости для медальонов и колец. В 1786 молодому художнику посоветовали учиться в Европе. Средства на поездку в Лондон дали несколько торговцев-меценатов. Однако художественное творчество Фултона в Лондоне не имело успеха.
Гребное колесо. Каналы
В это время Фултон стал знакомиться с новыми изобретениями для движения судов. Они заключались в использовании одного весла, приводимого в действие паровым двигателем. Собственные эксперименты привели его к заключению, что наиболее эффективным должно быть использование нескольких автоматически действующих друг за другом весел, т. е. гребных колес с лопастями.
Потерпев поражение как живописец, с 1794 Фултон направил усилия на разработку системы каналов. В 1796 он написал Трактат об усовершенствовании навигации каналов. В нем он предложил полную систему внутреннего водного транспорта, основанную на маленьких каналах, прорытых повсюду в сельской местности. По его проектам было построено несколько мостов на Британских островах, но каналы не были прорыты.
Во Франции. Подводная лодка
В 1797 Фултон переехал в Париж, где предложил идею подводной лодки «Наутилус» для использования в войне Франции с Англией. Подводная лодка должна была подплывать к корпусам британских военных кораблей и доставлять к ним порох, который нужно было позже взрывать. Французское правительство отклонило этот проект как зверский и постыдный опыт борьбы.
В 1800 Фултон построил подводную лодку «Наутилус» за собственный счет и провел ее испытания на Сене. После этого он получил от правительства санкцию на испытание ее в бою, но ветер и течение позволили двум британским судам уклониться от его медленного судна.
Пароход
В 1801 Фултон познакомился с Р. Ливингстоном, членом комитета по разработке американской Декларации независимости (см. ДЕКЛАРАЦИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ США). Р. Ливингстон получил 20-летнюю монополию на навигацию судов в пределах штата Нью-Йорк. Вместе они решили построить пароход, используя проект Фултона. Он имел длину 20 м и двигатель на 8 лошадиных сил. Двигатель разрушил корпус судна, и тогда Р. Фултон заказал другой двигатель на 24 лошадиных силы. Р. Ливингстон сумел продлить монополию на навигацию на реке Гудзон.
Возвратившись в Лондон, Фултон получил от Британского правительства одобрение его проекта подводной лодки, несущей взрывчатые вещества для нападения. Однако две ее атаки против французского флота окончились неудачей. В 1805, после победы адмирала Нельсона над французским флотом в Трафальгарском сражении, стало ясно, что Англия контролирует моря и без оружия Фултона.
В том же 1805 части его проектируемого парохода были готовы к отгрузке в Соединенные Штаты.
Прибыв в Нью-Йорк в декабре 1806, Фултон контролирует строительство парохода, которое было запланировано в Париже вместе с Ливингстоном. Он также пытается заинтересовать Американское правительство подводной лодкой, но ее демонстрация окончилась неудачей.
К началу августа 1807 «Пароход» (как его назвал Фултон) длиной 45 м был готов к испытаниям. Его паровой двигатель имел только один цилиндр и использовал в качестве топлива дубовые и сосновые дрова. При испытаниях пароход проплыл расстояние в 240 км от Нью-Йорка до Олбани всего за 32 часа со средней скоростью 4,7 мили/ч, в то время как монополия требовала скорости только 4 мили/ч.
После монтажа мест в каютах парохода, переименованного в «Северный Речной Пароход», Фултон начал коммерческие поездки в сентябре 1807. Каждые две недели он осуществлял три путешествия туда и обратно между Нью-Йорком и Олбани, перевозя пассажиров и легкий фрахт. В течение первого зимнего сезона Фултон расширил корпус корабля, внес усовершенствования в конструкцию коленчатого вала, колес и улучшил пассажирские помещения. После этих модификаций пароход в 1808 был зарегистрирован как «Северный Речной Пароход Клермонт», название которого вскоре пресса уменьшила до «Клермонт»
В 1808 Фултоне женился на племяннице своего партнера, Гарриет Ливингстон.
В 1811 был построен разработанный Р. Фултоном пароход «Новый Орлеан». Он был послан на юг, чтобы утвердить монополию Р. Ливингстона и Р. Фултона в навигации на территории Нового Орлеана. Поездки были медленными и рискованными из-за речных условий и опасности землетрясений.
Паровой военный корабль
В 1812 Р. Фултон построил первый паровой военный корабль для защиты Нью-Йоркской Гавани от Британского флота «Demologos», или «Фултон». Он имел два параллельных корпуса с гребными колесами между ними. Паровой двигатель помещался в одном корпусе, а паровой котел — в другом. Он имел водоизмещение 2, 745 тонны, длину 48 м и скорость не более 6 узлов (или 11 км/ч). В октябре 1814 этот бронированный пароход подвергся успешным морским испытаниям, но никогда не использовался в сражении. В 1829 он был разрушен случайным взрывом.
Патентная борьба
С 1810 три парохода Фултона обслуживали рейсы на реках Гудзон и Раритан. Его пароходы также заменяли паромы в Нью-Йорке, Бостоне и Филадельфии.
Фултон потратил многое из своих капиталов в тяжбах по поводу нарушения его патентных прав на пароходы и в попытках подавить конкурирующих строителей пароходов, которые нашли лазейки в предоставленной государством монополии. Его богатство было затем исчерпано неудачными подводными проектами и финансовой благотворительностью.
После дачи показаний при юридическом слушании в Трентоне в 1815 он простудился по пути к Нью-Йорку, где и умер. Его семейство попросило помощи у американского правительства, и только в 1846 Конгресс выделил 76 300 долларов.
В 1965, в 200-летний юбилей со дня рождения Фултона, в США была выпущена юбилейная марка и штат Пенсильвания приобрел и восстановил двухэтажный сельский дом, в котором он родился.

Энциклопедический словарь. 2009.

Смотреть что такое "Фултон Роберт" в других словарях:

  • Фултон, Роберт — Роберт Фултон Robert Fulton Инже …   Википедия

  • Фултон Роберт — Роберт Фултон Robert Fulton Инженер и изобретатель, создатель первого парохода Дата рождения: 14 ноября, 1765 …   Википедия

  • Фултон Роберт — Фултон (Fulton) Роберт (14.11.1765, Литл Бритен, ныне г. Фултон, штат Пенсильвания, ≈ 24.2.1815, Нью Йорк), американский изобретатель, создатель первого практически пригодного парохода. Был подмастерьем ювелира, занимался живописью. В 1786… …   Большая советская энциклопедия

  • Фултон, Роберт — ФУ/ЛТОН Роберт (1765 1815) американский изобретатель, создатель первого в мире колёсного парохода. С 1786 г. жил в Англии, был ювелиром и художником. Затем заинтересовался инженерным делом: участвовал в строительстве каналов, шлюзов, водопроводов …   Морской биографический словарь

  • Фултон — Фултон, Роберт …   Морской биографический словарь

  • Роберт Фултон — см. Фултон, Роберт …   Морской биографический словарь

  • Роберт Фултон — Robert Fulton Инженер и изобретатель, создатель первого парохода Дата рождения: 14 ноября, 1765 …   Википедия

  • Фултон Р. — Роберт Фултон Robert Fulton Инженер и изобретатель, создатель первого парохода Дата рождения: 14 ноября, 1765 …   Википедия

  • Фултон — распространённое название и фамилия. Содержание 1 Носители фамилии 2 Города 3 Административные единицы …   Википедия

  • ФУЛТОН (Fulton) Роберт — (1765 1815) американский изобретатель. Построил (1807) первый в мире колесный пароход Клермонт …   Большой Энциклопедический словарь

Книги

Другие книги по запросу «Фултон Роберт» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»