Утамаро Китагава это:

Утамаро Китагава
Утама́ро́ Китагава
(1753/1754 — 1806), японский мастер цветной ксилографии и живописец. Представитель школы укиё-э.Портретные и жанровые изысканно-поэтические женские образы, созданные с помощью плавной текучей линии, применения слюдяного порошка, дающего эффект серебристого мерцающего фона (серия «Большие головы», 1790).
* * *
УТАМАРО Китагава
УТАМА́РО́ (Китагава Утамаро) [1753 — 31 октября 1806, Эдо (ныне Токио)], японский художник, один из наиболее влиятельных представителей школы укие-э (см. УКИЕ-Э), прославился превосходными рисунками и гравюрами, изображающими красавиц из чайных домиков, магазинов и увеселительных кварталов Эдо.
Ранние работы
Художественное образование Утамаро получил в студии под руководством Ториямы Сэкиэна (1712—88). Карьера художника развивалась постепенно, определенными этапами, и незаурядность его творчества стала заметна только после 40 лет. Самые ранние работы середины 1770-х гг. — обычные иллюстрации к дешевым популярным брошюрам, в том числе к либретто и путеводителям по театрам, а также к фарсам и новеллам, известным как «кибеси». Под псевдонимом Тоеаки художник сделал несколько незатейливых изображений актеров в манере мастера театральной гравюры Кацукава Сюнсе (1726—92). Приблизительно в 1782 художник взял псевдоним Утамаро. К концу 1780-х гг. он уже не только выпустил серию многолистовых интерьерных и пейзажных композиций, но также нарисовал иллюстрации к альбомам, которые оказались одними из самых превосходных книжных иллюстраций за всю историю укие-э. Это — «Эхон муси эрами» (1788, «Книга насекомых»), «Кегэцубо» (1789, «Монах — Безумная Луна»), «Гинсэкай» (1790, «Серебряный мир»), «Сиохи но цуто» (1790 либо 91, «Дары крабовых приливов»), а также «Момо тидори кека авасэ» («Книга птиц»).
Период Кансэй
В свой самый плодотворный период в годы Кансэй (1789—1801) Утамаро создал очень оригинальные и запоминающиеся работы. В это время он серьезно занимался композиционными построениями изображения на единичном листе стандартного формата (обан ) (38 на 25 см). На этих гравюрах 1790-х гг. фигуры персонажей он показывает как в полный рост, так и в поясном виде. Изображения привлекательных куртизанок и девочек из чайных домиков стали самым полным и обстоятельным выявлением «ключевого» жанра укие-э за все время его развития. В самом деле эти работы наиболее разработано и полно дают представление о женской красоте в японском изобразительном искусстве. Для Утамаро существенно показать женщину такой, какой она выглядит в самых характерных обстоятельствах, окружении и своих занятиях. Большое число изображенных в полный рост женщин – это популярные красавицы и дамы полусвета в своих салонах, либо в самых дорогих домах любви квартала Есивара. Эволюция рисунка Утамаро приводит его к все более пристальному разглядыванию этих женщин, что весьма очевидно его выбором изображений по пояс и по грудь (окуби-э).
Многие женские персонажи на его гравюрах всего лишь идеализированные стереотипы, однако изображения прославленных красавиц, таких как Нанивая Окита и Такасимая Охиса, имеющих еле заметные отличия в лице, могут быть признаны почти как портретные.
Рисунки для издателей
Утамаро делал рисунки для многих издателей, но самое тесное сотрудничество было с Цутая Дзюдзабуро (1750—97), выпустившим большую часть его шедевров. Художнику весьма повезло, что он оказался с конца 1770-х гг. под присмотром этого издателя и смог плодотворно рассчитывать на покровительство Цутая до самой его кончины. Полагают, что Утамаро находился рядом с Цутая в течение этих последних лет. В мастерской Цутая вне всякого сомнения работали самые лучшие граверы и печатники того времени, поэтому ассоциация художника с издателем гарантировала, что оттиски по рисункам Утамаро будут не только верными оригиналу, но ивысокачяественно исполнены.
В течение 1790-х гг. Утамаро был самым популярным художником укие-э. Однако к концу 1790-х гг. наметился спад в творчестве и отсутствие новых идей. В 1804 художник был приговорен к тюремному заключению за то, что изобразил важного исторического деятеля Тоетоми Хидэеси (см. ТОЕТОМИ Хидэеси) в манере, которую власти сочли непочтительной. Пробыл в тюрьме недолго, однако похоже, что творческий заряд художника совсем угас, и Утамаро умер спустя 2 года.

Энциклопедический словарь. 2009.

Смотреть что такое "Утамаро Китагава" в других словарях:

  • УТАМАРО Китагава — (1753 или 1754 1806) японский мастер цветной ксилографии и живописец. Представитель школы укие э. Портретные и жанровые изысканно поэтические женские образы …   Большой Энциклопедический словарь

  • Утамаро Китагава — [1753, Кавагоэ, √ 30.10 или 19.6.1806, Эдо (современный Токио)], японский мастер рисунков для цветной гравюры на дереве и живописец. Примыкал к школе Укийё э. Работал в Эдо. У. обращался к сюжетам из жизни ремесленников, создавал пейзажи,… …   Большая советская энциклопедия

  • Китагава Утамаро — 喜多川歌麿 Дата рождения: 1753 год(1753) Дата смерти: 1806 год(1806 …   Википедия

  • Утамаро — Утамаро. Три знаменитые красавицы Китагава Утамаро (яп. 喜多川歌麿, 1753 1806) японский художник, один из крупнейших мастеров укиё э. Содержание 1 Биография 2 Творче …   Википедия

  • Утамаро — Китагава Утамаро. Кpасавица Осомэ из дома Абуpа ё . Цветная гpавюpа на деpеве. УТАМАРО (Китагава Утамаро) (1753 или 1754 1806), японский мастер цветной ксилографии и живописец. Представитель школы укие э. Портретные и жанровые изысканно… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • УТАМАРО — (Китагава Утамаро) (1753 или 1754 1806), японский мастер цветной ксилографии и живописец. Представитель школы укие э. Портретные и жанровые изысканно поэтические образы …   Современная энциклопедия

  • Китагава Утамаро —         Торияма Симби (1753/1754 1806), японский мастер цветной ксилографии и живописец. Крупнейший представитель направления укиё э. Работал в Эдо. Начав с произведений, носящих характер натурных штудий (альбом Книга насекомых ), затем обратился …   Художественная энциклопедия

  • Утамаро —         Китагава [1753, Кавагоэ, – 30.10 или 19.6.1806, Эдо (современный Токио)], японский мастер рисунков для цветной гравюры на дереве и живописец. Примыкал к школе Укийё э (См. Укийе э). Работал в Эдо. У. обращался к сюжетам из жизни… …   Большая советская энциклопедия

  • Утамаро —         японский график и живописец; см. Китагава Утамаро. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство Советская энциклопедия , 1986.) …   Художественная энциклопедия

  • Китагава Утамаро — (1753–1806) выдающийся японский художник, во многом определивший черты японской классической гравюры периода ее расцвета в конце ХVIII в. Его настоящее имя Нобуёси, а Утамаро псевдоним, который художник стал использовать с 1781 г. После смерти… …   Вся Япония

Книги

  • 100 знаменитых художников. XIV—XVIII вв., Скляренко В. М., Иовлева Т., Кустовская Ю., Скачко И.. В творчестве мастеров прошедших эпох — от средневековья и Возрождения до Просвещения — чередовалось, сменяя друг друга, немало художественных направлений. И авторы книги, по мере возможности,… Подробнее  Купить за 55 руб


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»