архаика

архаика
АРХА́ИКА -и; ж. [от греч. archaikos - старинный, древний].
1. Старина, древность; отличительные черты старины, древности.
2. Иск. Ранний период в истории искусства (обычно о древнегреческом или древнеегипетском искусстве 7 - 6 вв. до нашей эры).
* * *
арха́ика
(от греч. archaïkós — старинный, древний), ранний этап в историческом развитии какого-либо явления. В искусствознании ранний период древнегреческой архитектуры и изобразительного искусства (VII—VI вв. до н. э.).
* * *
АРХАИКА
АРХА́ИКА (от греч. archaikos — старинный, древний), в искусствознании — ранний период древнегреческой культуры. Архаический период не отделен от геометрического (см. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ СТИЛЬ) резкой хронологической границей: его начало приблизительно определяется 8 в. до н. э., конец — началом 5 в., иногда — концом первой четверти 5 в. Историческим фоном архаического периода была Великая греческая колонизация, раздвинувшая пределы известного грекам мира (до Черного моря, западных пределов Средиземного моря, государств и народов Древнего Востока).
В Греции архаика обретает свои очертания определившаяся окончательно в 5 в. до н. э. полисная система (см. ПОЛИС); в 7 и 6 вв. в греческих городах повсеместно возникают тирании (см. ТИРАНИЯ) . В архаическую эпоху появляется и расцветает лирика (Сапфо (см. САПФО), Алкей (см. АЛКЕЙ), Алкман, Ивик, Анакреонт (см. АНАКРЕОНТ)), не пресекается эпический жанр (продолжатели гомеровского (см. ГОМЕР) эпоса), зарождается особый жанр историографии (логограф Гекатей Милетский (см. ГЕКАТЕЙ Милетский) ), появляются первые драматурги (Феспид), формируется сама система драматургического театрального действа. Характерной чертой греческой архаической культуры и всей греческой цивилизации в целом становится агонистика: соревновательность пронизывает все сферы деятельности греков, от спортивных, мусических, театральных, поэтических состязаний до области искусства, что оказывает несомненное влияние на все ускоряющееся развитие и изменение всех отраслей знания и опыта у греков. В архаический период рождается философия — первым назвал себя философом Пифагор (см. ПИФАГОР Самосский), крупнейшими философами, а скорее еще в древнем смысле мудрецами были представители милетской (ионийской) школы Фалес (см. ФАЛЕС), Гераклит (см. ГЕРАКЛИТ Эфесский) и др. В это же время возникает и понятие философской школы, передающей и развивающей традицию от своего основателя: само развитие философских школ становится постепенно одним из связующих греческую мысль стержней вплоть до конца собственно античной цивилизации.
Для греческого искусства это эпоха открытий: новации в архитектуре, скульптуре и живописи определили облик всей греческой культуры в целом. Никогда более Греция не знала такого количества художественных школ, путей, богатства, разнообразия и оригинальности поисков. В 7—6 вв. складывается тип греческого храма с целлой (см. НАОС), окруженной со всех сторон колоннадой, с доминирующим над фасадным портиком (см. ПОРТИК) фронтоном (см. ФРОНТОН) со скульптурной группой, формируются два основных ордера греческой архитектуры: строгий дорический (см. ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР) и изящный ионический (см. ИОНИЧЕСКИЙ ОРДЕР) . Греческое понимание мироздания как разумно устроенного космоса, побеждающего стихийное и неоформленное, и в греческом храме нашло свое адекватное выражение — его структура в высшей степени ясная и продуманная, конструктивно понятная. Древнейшие из греческих храмов, известные нам в значительной степени по остаткам, — храмы Геры в Аргосе и Олимпии и храм Аполлона в Ферме (Этолия).
В греческой керамике, стилистически очень разнообразной, в 8 в. широко распространяется так называемая ориентализирующая (восточная) манера, на которой сказалось сильное ближневосточное влияние: протокоринфские, протоаттические и другие вазописцы опоясывают весь сосуд горизонтальными полосами, заполненными бесконечными шествиями зверей восточного типа; весь узор, сохраняя старинные геометрические мотивы, приобретает иную ритмику, а многоцветность заставляет вспомнить об инкрустации, о пестрых восточных тканях. В 7 в. в вазовую живопись проникают повествовательные, по преимуществу героические сюжеты. О живописи 7—6 вв. можно судить по вазовым рисункам, непосредственно продолжающим разработку тех сюжетов, форм и приемов, которые встречаются уже в искусстве конца 8 в., и, несомненно, связанным с монументальной живописью.
Местные школы постепенно утрачивают свою самостоятельность, афинская чернофигурная вазопись приобретает господствующее положение, и когда афинские керамисты (Андокид (см. АНДОКИД)) переходят в середине 6 в. до н. э. к краснофигурной технике, этот шаг является решающим для всех греческих территорий. Надписи на вазах сохранили имена самых знаменитых вазописцев архаики: Никосфен, Амасис, Эксекий, Андокид, Эпиктет, Евфроний, каждый из которых обладает своим индивидуальным узнаваемым стилем и уже не является простым ремесленником, но художником в подлинном смысле этого слова. В руках этих мастеров рисунок быстро совершенствуется: они изучают человека, находят правдоподобные соотношения между частями тела, перестают бояться пересечений, ракурсов и движения, тщательно изучают костяк фигуры, мускулатуры.
Такие же задачи в 6 в. решали и греческие скульпторы. Теперь мастер обрабатывает глыбу не с одной стороны, углубляясь в толщу породы, но со всех сторон, добиваясь правильности контура сначала с четырех точек зрения, а затем увеличивая по возможности их количество. Древнейшие известные нам статуи — куросы (см. КУРОС), или Аполлоны, и коры (см. КОРА) (девы) — еще совершенно неподвижны и фронтальны, явно, что художник более всего занят постижением пропорций, формами отдельных частей тела, чем механикой движения и пластикой. Но уже во второй половине 6 в. происходят изменения: руки отделяются от туловища, ноги раздвигаются, увеличивается число осей вращения торса, глубже врезается в мрамор моделировка лица. К началу 5 в. до н. э. мастера знаменитых фронтонов эгинского (см. ЭГИНЕТЫ) храма Афины Афайи (Мюнхенская глиптотека) в значительной мере владеют человеческим телом, поворачивают его в любом направлении и заставляют совершать сложные движения. Лица архаических кор и куросов отмечены особой, так называемой архаической улыбкой, придающей им выражение торжественной величавости божества, загадочности и недоступной смертным радостности и надменности небожителя.

Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "архаика" в других словарях:

  • архаика — старь(е), старин(к)а, древность, архаистика Словарь русских синонимов. архаика сущ. • старина • древность Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 Информатик. 2012 …   Словарь синонимов

  • Архаика —         (от греч. archaikуs старинный, древний), ранний этап в развитии какого либо явления. В искусствознании термин архаика применяется к раннему периоду развития искусства Греции Древней (VII VI вв. до н. э.). В эпоху архаики, бывшей временем… …   Художественная энциклопедия

  • АРХАИКА — (от греческого archaikos старинный, древний), ранний этап в историческом развитии какого либо явления. В искусствознании ранний период развития искусства Древней Греции (7 6 вв. до нашей эры) …   Современная энциклопедия

  • АРХАИКА — (от геч. archaikos старинный древний), ранний этап в историческом развитии какого либо явления. В искусствознании ранний период древнегреческой архитектуры и изобразительного искусства (7 6 вв. до н. э.) …   Большой Энциклопедический словарь

  • АРХАИКА — АРХАИКА, и, жен. О чём н. старинном, древнем. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • архаика — и, ж. archaïque adj. 1. Ранний этап в историческом развитии какого л. явления. БАС 2. 2. Древность, старина; отличительные черты древности, старины. БАС 2. 3. Пережиток старины. БАС 2. кон. 19 в. ЭС. Только газ гармонирует с современным… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Архаика — (от греческого archaikos старинный, древний), ранний этап в историческом развитии какого либо явления. В искусствознании ранний период развития искусства Древней Греции (7 6 вв. до нашей эры).   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Архаика — (греч. archaikos древний)    ранний этап в развитии искусства. В искусствоведении термин архаика употребляется применительно к древнему периоду искусства. Архаика является одним из важнейших периодов в истории древнегреческой архитектуры, она… …   Архитектурный словарь

  • архаика — ((гр. archaikos древний) ранний этап в развитии искусства, гл. обр. ранние периоды древнегреческого и египетского искусства; древность, старина. Новый словарь иностранных слов. by EdwART, , 2009. архаика и, мн. нет, ж. ( …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Архаика (значения) — Архаика (от греч. archaikуs  старинный, древний) Архаика  ранний этап в историческом развитии какого либо явления. Архаика  период в древнегреческом искусстве, предшествовавший классике …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»