Тициан это:

Тициан
Тициа́н
(Тициано Вечеллио, Tiziano Vecellio) (около 1476/1477 или 1489/1490 — 1576), итальянский живописец. Глава венецианской школы Высокого и Позднего Возрождения. Ранним произведениям присущи жизнерадостность колорита, многогранность восприятия жизни. Безмятежная ясность («Любовь земная и небесная», около 1515—16), пафос и динамика монументальных композиций («Ассунта», 1516—18) сменяются напряжённым драматизмом («Се человек», около 1543), психологической остротой образов («И. Риминальди», около 1548), их беспощадной правдивостью («Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе», 1545—46). Создавал образы, полные обострённого ощущения красоты жизни, трепетной чувственности («Даная», около 1554; «Венера и Адонис», 1554). В поздних трагических произведениях подчёркивал достоинство и силу духа героев («Оплакивание Христа», 1573—76). Свойственные Тициану тончайший красочный хроматизм, свободное письмо открытым мазком, мощное звучание цвета оказали влияние на развитие мировой живописи.
* * *
ТИЦИАН
ТИЦИА́Н (Тициано Вечеллио) (Tiziano Vecellio) (ок. 1489/90—1576), итальянский живописец. Глава венецианской школы (см. ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА (в искусстве)) Высокого (см. ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ) и Позднего Возрождения (см. ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс)) . Ранним произведениям присущи жизнерадостность колорита, многогранность восприятия жизни. Безмятежная ясность («Любовь земная и небесная», ок. 1514—15), пафос и динамика монументальных композиций («Ассунта» 1516—18) сменяются напряженным драматизмом («Се человек», ок. 1543), психологической остротой образов («И. Риминальди», ок. 1548), их беспощадной правдивостью («Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе» 1545—46). Создавал образы, полные обостренного ощущения красоты жизни, трепетной чувственности («Даная», ок. 1554; «Венера и Адонис», 1554). В поздних трагических произведениях подчеркивал достоинство и силу духа героев («Оплакивание Христа», 1573—76). Тончайший красочный хроматизм, свободное письмо открытым мазком, мощное звучание цвета.* * *
ТИЦИА́Н (Тициано Вечеллио) (Tiziano Vecellio) (ок. 1488/90, Пьеве ди Кадоре, Венецианская республика — 27 августа 1576, Венеция), итальянский художник, ведущий мастер венецианского Возрождения.
Биография
Происходил из родовитой провинциальной семьи. Около 1500 ребенком был отдан отцом в мастерскую венецианского мозаичиста Себастьяно Дзуккато. Затем учился живописи в мастерской тогдашнего главы венецианской школы Джованни Беллини (см. БЕЛЛИНИ (живописцы)) и у его брата Джентиле Беллини (см. БЕЛЛИНИ (живописцы)). В 1507 поступил в качестве помощника в мастерскую Джорджоне (см. ДЖОРДЖОНЕ), после его смерти (1510) закончил некоторые его картины. В 1517—55 занимал должность официального живописца Венецианской республики. Пользовался огромной прижизненной славой, его заказчиками были император Карл V, испанский король Филипп II, папа Павел III, правители Мантуи, Феррари, Урбино. Карл V пожаловал ему титул графа Палатинского. Художник был тесно связан с венецианской интеллектуальной элитой, многолетняя тесная дружба связывала его с писателем, публицистом, художественным критиком Пьетро Аретино (см. АРЕТИНО Пьетро) и ведущим архитектором Венеции Якопо Сансовино (см. САНСОВИНО Якопо).
Творчество
Творческое наследие Тициана огромно: это около 120—130 полотен, фрески, ряд превосходных подготовительных рисунков, серия гравюр на дереве, созданных в его мастерской по его рисункам. Живопись его включает религиозные, мифологические, аллегорические композиции, портреты, традиционные для Венеции «истории» — многофигурные сцены с элементами исторической композиции. Большое место в его творчестве занимают пейзажные мотивы. Долгий, почти семидесятилетний творческий путь Тициана запечатлел сложную эволюцию его представлений о мире, от чувства ликующей радости бытия до осознания потрясающих этот мир драматических коллизий.
Ранние работы
В ранних работах Тициана («Цыганская мадонна», ок. 1511—12, Музей истории искусств, Вена; «Св. Собеседование», ок. 1512—14, Национальная галерея, Эдинбург; «Три возраста», ок. 1513—14, там же) еще проступают мотивы, унаследованные у Джорджоне: лирическая мягкость интонаций, идиллический образ природы. Но уже в аллегорической композиции «Любовь земная и небесная» (ок. 1514—15, Галерея Боргезе, Рим) эти интонации уступают место чувственной радости бытия, праздничному полнозвучию красок.
Работы 1516—20 гг.
В работах второй половины 1510-х гг. — «Мадонна с вишнями» (Музей истории искусств, Вена), «Мадонна с четырьмя святыми» (Картинная галерея, Дрезден) и построенном на драматическом контрасте образов произведении «Динарий кесаря» (ок. 1516, там же) — нарастают монументальное начало, энергия светотеневой лепки и цветового звучания.
Огромный, семиметровый алтарь «Ассунта» («Вознесение Марии», 1516—18, церковь Санта Мария Глориоза деи Фрари, Венеция) с его монументальной укрупненностью форм и цветовых пятен, титаничностью образов, экспрессий поз и жестов — первое произведение венецианской живописи, проникнутое духом «большого стиля» Высокого Возрождения. Героическая патетика, яркость эмоций определяют и характер алтарных композиций Тициана 1520-х гг. — «Вознесение Христа» (ок. 1519—22, церковь Санти Надзаро э Чельсо, Брешия) с его великолепным эффектом ночного освещения и «Мадонна Пезаро» (1519—26, Санта Мария Глариоза деи Фрари, Венеция), проникнутая триумфальным пафосом. К этому же периоду относится серия «Вакханалий», написанных для герцога Феррари Альфонсо д"Эсте («Праздник Венеры», ок. 1518—19, Прадо; «Праздник на Андросе», ок. 1520, там же; «Вакх и Ариадна», ок. 1522—23, Национальная галерея, Лондон).
Работы 1530—40-х гг.
В картинах 1530-х гг. на религиозные и мифологические темы Тициан органически соединяет легенды и реалии современной жизни в духе традиций венецианского раннего Возрождения. В одном из шедевров этих лет — «Венере Урбинской» (ок. 1538, Уффици) — он переносит богиню (ее облик отчасти навеян «Спящей Венерой» Джорджоне) в уютный покой венецианского дома 16 в.
В монументальном полотне «Введение во храм» (1534—38, Галереи Академии, Венеция) евангельское событие разыгрывается на фоне итальянских дворцов в присутствии многочисленных зрителей, представляющих все слои венецианского общества — от сенаторов в пурпурных тогах до девочки-крестьянки и нищенки. Такое же соединение мифа и современности присуще и большому полотну «Се человек» (1543, Музей истории искусств, Вена), которое, как и другие работы 1540-х гг. (плафоны венецианской церкви Санта Мария делла Салюте; «Коронованные терпением», 1545, Лувр), завершает период творческой зрелости Тициана.
Портреты
1520—40-е гг. — время расцвета творчества Тициана-портретиста. Он обратился к портрету еще в ранние годы (так называемые «Ариосто» и «Скьявона», ок. 1510—11, Национальная галерея, Лондон). В 1520—40 он создает обширную портретную галерею современников, среди которых безымянный «Юноша с перчаткой» (Лувр), гуманист Винченцо Мости, кардинал Ипполито Медичи, правитель Мантуи Федериго Гонзага, правитель Урбино, выдающийся военный инженер Франческо Мария делла Ровере, друг Тициана Пьетро Аретино (см. АРЕТИНО Пьетро) . Тонкостью передачи индивидуального внутреннего мира выделяется портрет феррарского юриста Ипполито Риминальди (ок. 1545, Галерея Питти, Флоренция). В 1540-е гг. Тициан создает новый портретный жанр, названный его другом Аретино «историей» — в больших полотнах, изображающих заказчиков в полный рост, торжественное великолепие парадных портретов сочетается с драматической сложностью характеров, сюжетной завязкой, сближающей эти полотна с жанром исторической картины («Обращение Альфонсо д"Авалос к солдатам», 1540—41, Прадо; «Папа Павел III с внуками Алессандро и Оттавио Фарнезе», 1546, Национальные музеи и галереи Каподимонте, Неаполь; «Семья Вендрамин», до 1547, Национальная галерея, Лондон; «Карл V», 1548, Старая пинакотека, Мюнхен; «Карл V под Мюльбергом», 1548, Прадо).
Поздний период (1550-е — 1-я половина 1570-х гг.)
Уже в 1550-е гг. характер творчества Тициана меняется, нарастает драматическое начало в его религиозных композициях («Мученичество св. Лаврентия», 1555, церковь Джезуити, Венеция; «Положение во гроб», 1559, Прадо). В то же время он вновь обращается к мифологической тематике, мотиву цветущей женской красоты («Даная», 1553—54, Прадо; «Венера и Адонис», 1554, там же; «Венера перед зеркалом», ок. 1560, Национальная галерея, Вашингтон). К этим образам близка даже горько рыдающая Мария Магдалина в одноименном полотне (1560, Эрмитаж).
Существенный перелом происходит на рубеже 1550—60-х гг. Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: «Диана и Актеон» и «Диана и Каллисто» (1559, Национальная галерея, Эдинбург), «Похищение Европы» (1562, Музей И. Гарднер, Бостон), «Охота Дианы» (ок. 1565, Национальная галерея, Лондон). В этих полотнах, пронизанных стремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой «поздней манеры», характерной для последних работ Тициана («Св. Себастьян», ок. 1565—70, Эрмитаж; «Пастух и нимфа», ок. 1570, Музей истории искусств, Вена; «Наказание Марсия», 1570-е гг., Картинная галерея, Кромержиж; «Оплакивание Христа», 1576, Галереи Академии, Венеция, и др.). Эти полотна отличает сложная живописная структура, размытость границы между формами и фоном; поверхность холста как бы соткана из наложенных широкой кистью, иногда втертых пальцами мазков. Оттенки дополняющих друг друга, взаимопроникающих или контрастирующих тонов образуют некое единство, из которого рождаются формы или приглушенные мерцающие краски. Новаторство «поздней манеры» не была понято современниками и оценено лишь в более позднее время.
Искусство Тициана, наиболее полно раскрывшее своеобразие венецианской школы, оказало большое влияние на становление крупнейших художников 17 в. от Рубенса (см. РУБЕНС Питер Пауль) и Веласкеса (см. ВЕЛАСКЕС Диего (живописец)) до Пуссена (см. ПУССЕН Никола).

Энциклопедический словарь. 2009.

Смотреть что такое "Тициан" в других словарях:

  • Тициан —         (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Vecellio) (1476/1477 или 1480 е гг. 1576), итальянский живописец эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Крупнейший представитель венецианской школы. Учился в мастерской Джованни Беллини, где сблизился …   Художественная энциклопедия

  • Тициан — Тициан. Венеpа Уpбинская . ТИЦИАН (Тициано Вечеллио) (Tiziano Vecellio) (около 1476/77 или 1489/90 1576), итальянский живописец. Глава венецианской школы Высокого и Позднего Возрождения. Ранним произведениям присущи жизнерадостность колорита,… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ТИЦИАН — (Тициано Вечеллио) (Tiziano Vecellio) (ок. 1489/90 1576) итальянский живописец. Глава венецианской школы Высокого и Позднего Возрождения. Ранним произведениям присущи жизнерадостность колорита, многогранность восприятия жизни. Безмятежная ясность …   Большой Энциклопедический словарь

  • Тициан — (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Vecellio)         (1476/77 или 1480 е гг., Пьеве ди Кадоре, Венеция, 27.8.1576, Венеция), итальянский живописец, крупнейший представитель венецианской школы (См. Венецианская школа) эпохи Высокого и Позднего… …   Большая советская энциклопедия

  • ТИЦИАН — (ТИЦИАНО ВЕЧЕЛЛИО) (Tizianо Vecellio) (1476/77 или ок. 1487 1576), венецианский живописец эпохи Возрождения. Родился в горной деревушке Пьеве ди Кадоре. Еще мальчиком приехал в Венецию, где некоторое время работал у мозаичиста Дзуккато. Затем… …   Энциклопедия Кольера

  • Тициан — У этого термина существуют и другие значения, см. Тициан (значения). Тициан Tiziano …   Википедия

  • Тициан — собств. ТИЦИАНО ВЕЧЕЛЛИО (Tiziano Vecellio). Ок. 1488/1490, Кадоре (ныне Пьеве ди Кадоре) 1576, Венеция. Итальянский живописец. Мастер венецианской школы. Происходил из родовитой провинциальной семьи. Ок. 1500 ребенком был отдан отцом. (Tiziano… …   Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

  • Тициан — см. Вечеллио …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ТИЦИАН — ((ок. 1476 1576) итал. художник) Вхожу в вертепы чудные музеев, Где пучатся кащеевы Рембрандты, Достигнув блеска кордованской кожи, Дивлюсь рогатым митрам Тициана И Тинторетто пестрому дивлюсь ОМ931 (178) …   Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

  • Тициан —         (Тициано Всчеллио) (1476/77 1576), итал. живописец Высокого Возрождения. Ею творчеству присущи психологич. глубина портрета и использование тональных нюансов для изображения душевных переживаний (например, «Даная», «Прометей», «Денарий… …   Словарь античности

Книги

Другие книги по запросу «Тициан» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»