Тирсо де Молина

Тирсо де Молина
Ти́рсо де Моли́на
(Tirso de Molina), настоящие имя и фамилия Габриель Тельес (Téllez) (1571 или около 1583 — 1648), испанский драматург. Эстетические принципы ренессансной драмы сочетал с духом барокко. Пьесы на исторические («Мудрость женщины», 1634), библейские, агиографические сюжеты, ауто, религиозно-философские драмы («Осуждённый за недостаток веры», 1634). Комедии «Дон Хиль Зелёные штаны» (1635), «Благочестивая Марта» (1636). Драма «Севильский озорник, или Каменный гость» (1630) — первая драматургическая обработка легенды о Дон Жуане.
* * *
ТИРСО ДЕ МОЛИНА
ТИ́РСО ДЕ МОЛИ́НА (Tirso de Molina) (наст. имя Габриель Тельес, Tellez) (1571 или ок. 1583—1648), испанский драматург. Эстетические принципы ренессансной драмы сочетал с духом барокко. Пьесы на исторические («Мудрость женщины», 1634), агиографические сюжеты, комедии («Дон Хиль Зеленые штаны», 1635; «Благочестивая Марта» 1636), религиозно-философские драмы («Осужденный за недостаток веры», 1634), ауто сакраменталь (см. АУТО). Драма «Севильский озорник, или Каменный гость» (1630) — первая драматургическая обработка легенды о Дон Жуане.
* * *
ТИ́РСО ДЕ МОЛИ́НА (Tirso de Molina) (наст. имя Габриэль Тельес, Tеllez) (24 марта 1579, Мадрид — февраль 1648, Сория), испанский драматург 17 века, создатель образа Дон Жуана (см. ДОН ЖУАН).
Биографические сведения
Не только большая часть подробностей жизненного пути Тирсо де Молины, но и точная дата его рождения, и его полное мирское имя были открыты после почти целого века интенсивных исследований в 1980—90-е гг. Наибольшие заслуги в этой области принадлежат собратьям драматурга по ордену доминиканцев (см. ДОМИНИКАНЦЫ (орден)).
Его родители, Андрес Лопес и Хуана Тельес, были людьми настолько бедными, что им нечего было завещать детям. Его старшая сестра, Каталина Тельес, ушла в монастырь в 1587 в возрасте 13 лет (ум. в 1630). Габриэль Тельес вступил в 1600 в орден Мерседариев — дочерний орден доминиканцев, созданный для выкупа христианских невольников из мусульманского плена; через год он принял постриг в Гвадалахаре. В 1608 Тирсо де Молина стал пресвитером и монастырским викарием в Сории. Никаких документальных свидетельств того, что Тирсо де Молина учился в каком-нибудь университете или получал университетские степени не существует. В 1611—12 Тирсо де Молина переехал в Толедо, где жил до 1616, когда он отплыл на Санто Доминго (см. САНТО-ДОМИНГО (остров)), в числе монахов, сопровождающих нового верховного викария ордена на этом острове. На Санто Доминго он проповедовал, читал лекции по теологии и участвовал в поэтических состязаниях. В 1618 Тирсо де Молина вернулся в Испанию через Севилью (туда приходили в то время корабли из Америки).
В 1618 Тирсо де Молина потерял отца, а в 1620 — мать. В том же году он, прожив до этого два года в Сеговии, переселился в Мадрид и в течение последующих пяти лет активно участвовал в литературной жизни столицы, продолжая одновременно продвигаться и по иерархической лестнице ордена.
В 1625 «Хунта для исправления нравов» вынесла решение, в котором запретила Тирсо де Молина писать комедии и светские стихи и потребовала его ссылки в отдаленный монастырь. Решение это в полной мере исполнено не было, поскольку Тирсо де Молина не только продолжал писать комедии и продавать их труппам, но и не отказался от намерения опубликовать собрание своих пьес, однако Мадрид покинул. В 1626 он был избран сроком на три года командором монастыря в Трухильо. Там, вблизи родового гнезда Писарро, он написал драматическую трилогию о завоевании Перу, прославляя Франсиско Писарро (см. ПИСАРРО Франсиско) и его братьев. В последующие годы Тирсо де Молина большую часть времени проводил в Толедо.
В 1638 он вернулся в Мадрид. С 1640 начала ужесточаться позиция ордена в отношении светского литературного творчества монахов, в частности, мадридским монахам вышел запрет писать сатиры на власти в стихах и в прозе. В том же году Тирсо де Молина был выслан в монастырь в Куэнке. С 1642 он вновь стал появляться в различных монастырях ордена и с 1643 поселился в Толедо. В 1645 был назначен командором монастыря в Сории. Умер в монастыре Алмасан, на берегу Дуэро, не позднее 20 февраля 1648.
Драматургия
Документальные свидетельства литературной, и в первую очередь, драматургической деятельности Тирсо де Молина сохранились с 1606. В «Толедских виллах» (1621, пуб. 1624) он утверждал, что написал триста комедий за четырнадцать лет. При жизни автора вышло пять «частей» его комедий (первая — 1627, третья — 1634, вторая и четвертая — 1635, пятая — 1636). Эти издания, а также немногочисленные сохранившиеся манускрипты составляют костяк ныне существующего корпуса комедий драматурга. В настоящее время насчитывается около 80 пьес, связанных с именем Тирсо де Молины, причем среди них — более десяти пьес сомнительной атрибуции.
Драматург
Тирсо де Молина принадлежит к драматургам так называемого «круга Лопе де Веги (см. ЛОПЕ ДЕ ВЕГА)», но стоит в нем несколько особняком, предвосхищая некоторые более поздние тенденции в развитии испанской драмы, обретшие окончательную форму в творчестве П. Кальдерона (см. КАЛЬДЕРОН ДЕ ЛА БАРКА Педро). В частности, он стремится к созданию смысловой и сюжетной связи между основной и второстепенной интригой пьесы. Традиционно считается, что комедии Тирсо де Молины отличаются острым и смелым, особенно для монаха, юмором и сильными женскими образами. В разном ключе образ сильной женщины разрабатывается в пьесе «Антона Гарсия» («Antona Garcia», 1623), в комедиях «Мари-Эрнандес, галисийка» («Mari-Hernandez, la gallega», 1625) и «Благочестивая Марта» («Marta la piadosa», 1614), в библейской драме «Месть Фамари» («La venganza de Tamar», до 1614) и др.
Оригинальность драматургического мышления Тирсо де Молина сказывается и на сюжетном строении его комедий. В пьесе «В женщине благоразумие» («La Prudencia en la mujer», 1622) Тирсо де Молина показывает свою героиню, королеву Марию де Молина, не только как правительницу, но и как мать — случай крайне редкий в испанском театре 17 века. Действие комедии «Дон Хиль-зеленые штаны» («Don Gil de las calzas verdes», не позднее 1615) выстроено вокруг фигуры, выдуманной для достижения своих интересов одним из героев и «перехваченной» затем героиней: Дон Хиль, единственной неизменной чертой которого становятся зеленые штаны, постепенно превращается в средоточие и воплощение чаяний и стремлений большинства героев пьесы и как будто даже приобретает собственную волю и самостоятельное существование. Пьеса сомнительной атрибуции «Осужденный за недостаток веры» («El condenado por desconfiado», не позднее 1625), которую большинство исследователей считает все же произведением Тирсо де Молины, посвящена будоражившей в то время умы теологической проблеме соотношения свободы воли и благодати в судьбе человека. Тирсо де Молина решает этот вопрос с соблюдением тончайших догматических нюансов, в аллегорической форме рассказывая о зеркальной судьбе двух человек — погубившего свою душу отшельника Пауло и спасенного разбойника Энрико. В более традиционном ключе выдержанно одно из самых масштабных драматических произведений Тирсо де Молины — трилогия о Святой Хуане (1613—1614).
«Севильский озорник» («El burlador de Sevilla») — пьеса сомнительной атрибуции; была опубликована в сборнике пьес разных авторов в 1630 под именем Тирсо де Молины (большинство современных критиков принимает его авторство пьесы); другой вариант под названием «Долгий срок вы мне даете», мало чем отличавшийся от «Севильского озорника», был опубликован в 1660 под фамилией Кальдерона; написана драма не позднее 1625, когда она была поставлена. В этой пьесе получила первое воплощение легенда о доне Хуане (Дон Жуане). Пьеса Тирсо де Молины носит аллегорический характер и рассказывает о том, как человек, видящий в жизни только игру и легкомысленно откладывающий покаяние и раскаяние на потом, губит свою душу. Дон Хуан движим похотью и азартом, каждое новое соблазнение знаменует новую ступень его падения. Все героини пьесы, кроме доньи Анны, оказываются уязвимыми в силу своей собственной греховности. Фигура несущей возмездие каменной статуи не только прибавляет финалу эффектности, но и делает его безупречным с точки зрения догматики.
Проза
Первое печатное произведение Тирсо де Молины «Толедские виллы» представляет собой сложный конгломерат форм. В основе его лежит сборник новелл, объединенных рамочным диалогом. Прозаическое повествование расцвечено разнообразными в жанровом отношении поэтическими вкраплениями и включает в себя три комедии. Чтобы создать из этих разнородных элементов единое произведение, Тирсо де Молина выстроил сложную систему смысловых и формальных перекличек. По той же модели строится и более поздняя книга «Развлекательное поучение» («Deleytar aprovechando», 1632, пуб. 1635), посвященная, как следует из ее названия, более благонравным развлечениям. Самым крупным прозаическим произведением Тирсо де Молины стала История ордена Мерседариев в двух частях (1637—1639).
Поэзия
Тирсо де Молина был признанным поэтом своей эпохи, неоднократно побеждал в поэтических состязаниях. Будучи последователем Лопе де Вегив комедии он, тем не менее с большим почтением относился к поэтическому стилю Л. де Гонгоры (см. ГОНГОРА-И-АРГОТЕ Луис де) и не чуждался маньеристичности (см. МАНЬЕРИЗМ) в собственных стихах. Однако современные исследователи наиболее удачными считают его фольклорные стилизации.

Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Тирсо де Молина" в других словарях:

  • Тирсо де Молина — Tirso de Molina …   Википедия

  • Тирсо де Молина — (Tirso de Molina, 1571 1648) псевдоним выдающегося испанского драматурга; его настоящее имя Габриель Тельес (Gabriel Tellez). Р. в дворянской семье. В 1601 сделался монахом ордена Милости (La Merced). В 1634 был назначен членом правления ордена,… …   Литературная энциклопедия

  • Тирсо де Молина — Тирсо де Молина. ТИРСО ДЕ МОЛИНА (Tirso de Molina) (настоящее имя Габриель Тельес) (1571 или около 1583 1648), испанский драматург. Эстетические принципы ренессансной драмы сочетал с духом барокко. Пьесы на исторические (“Мудрость женщины”, 1634) …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ТИРСО ДЕ МОЛИНА — (Tirso de Molina) (наст. имя Габриель Тельес Tellez) (1571 или ок. 1583 1648), испанский драматург. Эстетические принципы ренессансной драмы сочетал с духом барокко. Пьесы на исторические ( Мудрость женщины , 1634), агиографические сюжеты,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Тирсо де Молина — (Tirso de Molina)         [псевдоним; настоящие имя и фамилия Габриель Тельес (Téllez) j (1571 или около 1583, Мадрид, 12.3.1648, Сория), испанский драматург. Учился в университете Алькала де Энарес. Занимал высокие посты в монашеском ордене… …   Большая советская энциклопедия

  • Тирсо ди Молина — (Tirso dl Molina, 1572 1648) псевдоним Габриеля Теллеса (Tellez), одного из крупнейших исп. драматургов. Ранее 1613 г. он вступил в орден сердобольных братьев в Толедо и достиг в этом ордене высших степеней; умер настоятелем м ря Copia. Оставил… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Тирсо де Молина — ТИ́РСО ДЕ МОЛИ́НА (Tirso de Molina) (наст. имя и фам. Габриель Тельес, Téllez) (1571 или ок. 1583–1648), исп. драматург. Эстетич. принципы ренессансной драмы сочетал с духом барокко. Пьесы на ист. ( Мудрость женщины , 1634), библейские,… …   Биографический словарь

  • ТИРСО ДЕ МОЛИНА — (Tirso de Molina) (наст. имя Габриель Тельес, Téllez) (1571 или ок. 1583—1648), испанский драматург. Ок. 400 пьес (сохранилось 80). Пьесы на ист. («Мудрость женщины», 1634), библейские («Месть фамари», 1627), агиографич. сюжеты; религ. филос …   Литературный энциклопедический словарь

  • Тирсо де Молина (Tirso de Molina) — (настоящие имя и фамилия Габриель Тельес, Tellez) (1571 или около 1583 — 1648), испанский драматург. Эстетические принципы ренессансной драмы сочетал с духом барокко. Пьесы на исторические («Мудрость женщины», 1634), библейские,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Молина, Тирсо де — Тирсо де Молина Tirso de Molina Имя при рождении: Габриэль Тельес Дата рождения: 1571 или около 1583 Место рождения: Мадрид, Испания Дата смерти: 12 ма …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»