Татлин Владимир Евграфович

Татлин Владимир Евграфович
Та́тлин Владимир Евграфович
(1885—1953), живописец, график, художник-конструктор, театральный художник, заслуженный деятель искусств РСФСР (1931). Как живописец был близок к кубизму и футуризму («Натурщица», 1913). Один из основоположников отечественного художественного конструирования (орнитоптер «Летатлин», 1930—31), кинетического искусства (модель памятника 3-му Интернационалу, 1919—20); проектировал массовые бытовые вещи.
* * *
ТАТЛИН Владимир Евграфович
ТА́ТЛИН Владимир Евграфович [16 (18) декабря 1885, Москва — 31 мая 1953, там же], российский художник, дизайнер, сценограф, театральный художник, заслуженный деятель искусств СССР (1931). Один из крупнейших представителей новаторского движения в искусстве 20 в., родоначальник художественного конструктивизма (см. КОНСТРУКТИВИЗМ). Как живописец был близок к кубизму (см. КУБИЗМ) и футуризму (см. ФУТУРИЗМ). * * *
Годы юности и ученичества
Татлин родился в семье инженера-технолога, учился в Харьковском реальном училище. Пятнадцатилетним подростком, убежав из дому, устроился юнгой на пароход и побывал в Стамбуле, затем плавал на учебном парусном судне. В 1905—10 учился в Пензенском художественном училище, где получил звание «профессионального рисовальщика». Параллельно занимался в ряде студий Москвы и Петербурга. В каникулярные месяцы ученических лет много занимался изучением и копированием образцов древнерусского искусства. Став художником, в начале 1910-х гг. несколько раз совершал морские путешествия, нанимаясь на лето в Одессе матросом.
Вхождение в круг новаторов

В конце 1900-х — начале 1910-х гг. художник сблизился с отечественными авангардистами, прежде всего с М. Ф. Ларионовым (см. ЛАРИОНސҠМихаил Федорович)и Н. С. Гончаровой (см. ГОНЧАРОВА Наталия Сергеевна), поэтами Велимиром Хлебниковым (см. ХЛЕБНИКОВ Велимир), А. Е. Крученых (см. КРУЧЕНЫХ Алексей Елисеевич) и другими. В те годы в сферу интересов Татлина входили в основном живопись и рисунок. Самыми значительными работами стали холсты «Матрос (Автопортрет)» (темпера, 1911, Русский музей), «Продавец рыб» (клеевые краски, 1911, Третьяковская галерея). Моряки, рыбаки — романтические герои, связанные с морем, — часто бывали персонажами его рисунков и холстов; отождествление себя с бывалым «морским волком» — черта длительного периода в биографии Татлина.
Татлин быстро выдвинулся в среде русских авангардистов; участвовал в иллюстрировании футуристических книг, в конце 1911 оформил спектакль «Царь Максимилиан» в Московском литературно-художественном кружке, затем самостоятельно работал над сценографией опер М. Глинки «Жизнь за царя» (1913—15) и Р. Вагнера «Летучий голландец» (1915—18).
Летом 1912 организовал в Москве собственную студию, в которой занимались живописью многие «левые художники», ведя аналитические исследования формы. С этого времени и до конца 1920-х гг. Татлин был одной из двух центральных фигур русского авангарда, наряду с К. С. Малевичем (см. МАЛЕВИЧ Казимир Северинович), в соперничестве с которым развивал свои художественные открытия, легшие в основу будущего движения конструктивистов.
Участник множества отечественных выставок, в феврале-марте 1914 как певец и бандурист сопровождал выставку русского народного искусства в Берлине, затем поехал в Париж, где посетил мастерскую Пикассо.
Создание контррельефов
В мае 1914 в Москве Татлин организовал «Первую выставку живописных рельефов». Выставленные произведения (их другими названиями были «материальные подборы», «контррельефы») представляли собой объемно-пространственные композиции, изготовленные из заведомо «нехудожественных» материалов — железа, картона, дерева, стекла, штукатурки и т. д., иногда в комбинации с бытовыми предметами или фрагментами готовых изделий (обоями, тисненой фольгой, ножкой стула, консервной банкой и т. д.). Контррельефы Татлина, в которых материалы, существующие в жизни, стали и объектом искусства, и самим искусством, наметили выходы к новым пространственным концепциям и послужили мощным стимулом в самоопределении многих русских мастеров-новаторов.
Послереволюционная деятельность
После Октябрьской революции Татлин энергично включился в общественно-художественную жизнь: в 1917 был членом «левого блока», председателем «молодой фракции» в профессиональном союзе художников-живописцев, с 1918 — председатель Московской художественной коллегии Наркомпроса, член музейного отдела, инициатор создания музеев нового типа («музеев художественной культуры»). В 1917 оформил вместе с Г. Б. Якуловым (см. ЯКУЛОВ Георгий Богданович) и другими кафе «Питтореск». Был председателем Объединения левых течений в искусстве (1921—25), руководил Отделом материальной культуры Государственного института художественной культуры (1923—25) в Петрограде-Ленинграде.
«Модель проекта Памятника 3-му Коммунистическому Интернационалу»
В 1919—20 Татлин спроектировал и изготовил модель своего самого знаменитого творения — Памятника 3-му Коммунистическому Интернационалу («Башни Татлина») — выставленную в декабре 1920 в Москве во время работы 8-го съезда Советов. Сооружение, превосходившее в полтора раза по высоте Эйфелеву башню, было задумано как административный и агитационно-пропагандистский центр Коминтерна, организации, готовившей человечество к мировой революции. Конструкция из «металлических» балок (изготовленных на самом деле из деревянных реек) и четырех вращающихся с разными скоростями прозрачных объемов должна была вмещать исполнительные, законодательные и пропагандистские учреждения Коминтерна. Энергичная диагональ «Башни Татлина» сочеталась с двумя охватывающими ее спиралями, вращающиеся объемы были вписаны внутрь обнаженной каркасной структуры. Грандиозное здание-монумент, сконструированное на основе новаторских художественно-пластических и технико-инженерных форм, обладало утилитарным назначением, и вместе с тем его образ был неразрывно связан с символическим выражением утопических социально-общественных идеалов. Сам Татлин почитал свое творение высшим достижением «синтеза методов живописи, скульптуры и архитектуры».
Оригинальная пятиметровая модель «Башни Татлина», выставленная в последний раз в 1930, была затем утрачена (наиболее точная из многочисленных реконструкций модели «Башни» была создана в России в 1992—93).
Деятельность Татлина в 1920-е гг.

В 1919—25 художник был связан с Петроградом-Ленинградом; в 1925—27 работал в Киеве, преподавал в Киевском художественном институте; с 1927 и до конца дней проживал в Москве. В 1923 в Государственном институте художественной культуры в Петрограде Татлин поставил спектакль «Зангези» по поэме Велимира Хлебникова, где выступил как режиссер, сценограф и актер, создав свой вариант «конструктивистского театра». В тот же период мастер обратился к деятельности в утилитарно-прикладной сфере, создал многочисленные эскизы мужской и женской одежды, характеризовавшиеся простотой и практичностью, проектировал посуду, мебель и т. д. Дизайнерское мышление Татлина отличалось необычной чертой: он стремился выдвинуть проектную идею, реализация которой в лучшем случае была бы возможна в будущем. В 1929—32 художник и его помощники работали над уникальной моделью одноместного летательного аппарата «Летатлин», испытания которого закончились неудачей.
Последние десятилетия жизни
В 1931 Татлин получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, в 1932 состоялась его единственная прижизненная персональная выставка. Начиная с 1930-х гг., творчество художника шельмовалось как «формалистическое». Татлин вынужден был зарабатывать на хлеб как театральный художник, консультант в архитектурной мастерской, руководитель бригады художников, исполнявших наглядные пособия для Московского государственного университета. С конца 1930-х гг. обратился к реалистической живописи, создав немалое количество натюрмортов, пейзажей, портретов. Возрождение интереса к наследию Татлина началось в 1960-е гг., с тех пор в разных странах мира были проведены многочисленные выставки, позволившие оценить вклад выдающегося русского мастера в художественную культуру 20 в.

Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Татлин Владимир Евграфович" в других словарях:

  • Татлин, Владимир Евграфович — Владимир Татлин …   Википедия

  • Татлин Владимир Евграфович —         (1885 1953), советский художник конструктор, живописец, график, театральный художник. Учился в МУЖВЗ (1902 03 и 1909 10) у В. А. Серова и К. А. Коровина и в Пензенском художественном училище (1904 09). Преподавал в московском Вхутемасе… …   Художественная энциклопедия

  • ТАТЛИН Владимир Евграфович — (1885 1953) российский живописец, график, художник конструктор, театральный художник, заслуженный деятель искусств России (193..1). Как живописец был близок к кубизму и футуризму ( Натурщица , 1913). Один из основоположников отечественного… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Татлин Владимир Евграфович — [16(28).12.1885, Москва, 31.5.1953, там же], советский живописец, график, художник конструктор, театральный художник. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1902 03 и 1909 10) у В. А. Серова и К. А. Коровина и в Пензенском… …   Большая советская энциклопедия

  • Татлин, Владимир Евграфович — В.Е. Татлин. Синтезо статичная композиция . 1914 1915. Дерево, темпера, масло, металл, ткань на доске. ТАТЛИН Владимир Евграфович (1885 1953), живописец, график, художник конструктор, театральный художник. Был близок к кубизму и футуризму… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Татлин, Владимир Евграфович — Род. 1885, ум. 1953. Художник авангардист, дизайнер, сценограф. Стоял у истоков художественного конструктивизма. Выпускник Пензенского художественного училища. Работы: "Матрос (Автопортрет)" (1911), "Продавец рыб" (1911),… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Татлин Владимир Евграфович — …   Википедия

  • Татлин, Владимир Евграфович — (1885 1953)    русский живописец, театральный художник, конструктор, архитектор, один из создателей конструктивизма. Наиболее известная его работа проект памятника III Интернационалу (1919 1920).    (Архитектура: иллюстрированный справочник,… …   Архитектурный словарь

  • Владимир Евграфович Татлин — Владимир Татлин Владимир Татлин Имя при рождении: Владимир Евграфович Татлин Дата рождения: 28 декабря 1885 …   Википедия

  • Татлин — Татлин, Владимир Евграфович Владимир Татлин Владимир Татлин Имя при рождении: Владимир Евграфович Татлин …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»