- апатия
- АПА́ТИЯ -и; ж. [греч. apatheia - бесстрастие]. Состояние полного равнодушия, глубокого безразличия.* * *апа́тия(от греч. apátheia — бесстрастие), 1) безразличное, безучастное отношение к окружающему; состояние, при котором снижены или полностью утрачены внутренние побуждения, интересы, эмоциональные реакции. 2) Одно из основных понятий этики стоицизма, полная свобода души от страстей и аффектов. Выдвинуто Стилпоном (мегарская школа), развито стоиком Зеноном из Китиона, Эпиктетом.* * *АПАТИЯАПА́ТИЯ (греч. apatheia, лат. tranquillitas animi), термин античной этики: «бесстрастие» как отсутствие аффекта или невосприимчивость к нему. Начальное значение апатии – полная свобода от страстей и аффектов в самом широком смысле. Этическое понятие апатии, восходящее к Платону (см. ПЛАТОН (философ)), начало оформляться в кинической (см. КИНИКИ) и мегарской (см. МЕГАРСКАЯ ШКОЛА) школах; упоминается Аристотелем (см. АРИСТОТЕЛЬ). Особое значение апатия приобрела в стоической (см. СТОИЦИЗМ) этике и понималась как существенное свойство добродетельного состояния (мудрости), изоморфного конечной цели. Стоики трактовали апатию как позитивную способность преодолевать аффекты (прежде всего, 4 главные «страсти»: печаль, страх, вожделение и наслаждение), возникающие в результате ошибочной оценки «внешних» вещей. У Хрисиппа (см. ХРИСИПП) понятие апатии приобрело особый оттенок: «несогласие» на аффект есть проявление общей «невосприимчивости» разумного начала к ошибочным суждениям, верного понимания «природы» и мировой необходимости, то есть устойчивого интеллектуально-нравственного состояния, позволяющего быть выше превратностей. В Средней Стое значение апатии временно сблизилось с перипатетической метриопатией. У поздних стоиков – Сенеки (см. СЕНЕКА Луций Анней), Эпиктета (см. ЭПИКТЕТ) и Марка Аврелия (см. МАРК АВРЕЛИЙ) апатия выступает (иногда наряду с «безмятежностью») преимущественно в традиционном значении – как умение властвовать над собой. Через Филона Александрийского (см. ФИЛОН Александрийский) термин «апатия» усваивается раннехристианской этикой и используется для характеристики святости. У Плотина (см. ПЛОТИН) апатия вновь приобретает не-этическое значение (неаффицируемость умопостигаемого). В Новое время этическое понятие апатии используется Спинозой (см. СПИНОЗА Бенедикт), а затем – Кантом (см. КАНТ Иммануил) («Антропология», 73—75; «Метафизика нравов», Ч. II. Введ., 16—17).
Энциклопедический словарь. 2009.