Спесивцева Ольга Александровна это:

Спесивцева Ольга Александровна
Спеси́вцева Ольга Александровна
(1895—1991), артистка балета. В 1913—23 в Мариинском театре. Принимала участие в спектаклях Русского балета Дягилева (1916) за границей. В 1924—32 выступала в «Гранд-Опера». С 1939 жила в США. Прославилась как выдающаяся балерина лирико-романтического и трагедийного плана. Партии: Жизель («Жизель» А. Адана), Аврора («Спящая красавица» П. И. Чайковского), Эсмеральда («Эсмеральда» Ч. Пуни), Никия («Баядерка» Л. Ф. Минкуса) и др.
* * *
СПЕСИВЦЕВА Ольга Александровна
СПЕСИ́ВЦЕВА Ольга Александровна [6 июля (18 июля) 1895, Ростов-на-Дону — 16 сентября 1991, шт. Нью-Йорк], русская балерина, одна из лучших Жизелей 20 в.
Биография
В 1913 окончила Петербургское театральное училище по классу М. А. Куличевской. Совершенствовалась у Е. О. Вазем, А. Я. Вагановой (см. ВАГАНОВА Агриппина Яковлевна). В 1916—1917 неоднократно гастролировала с «Русским балетом Дягилева (см. РУССКИЙ БАЛЕТ ДЯГИЛЕВА)» в США. С 1918 — ведущая танцовщица, с 1920 — прима-балерина Мариинского театра (см. МАРИИНСКИЙ ТЕАТР). Расставшись с театральным и литературным критиком А. Л. Волынским (см. ВОЛЫНСКИЙ Аким Львович), уже после Октябрьского переворота вышла замуж за крупного советского чекиста, но после его гибели в 1923 эмигрировала сначала во Францию, затем в США, где и осела. В 1924—1932 была ведущей приглашенной балериной Парижской Оперы. Ее партнерами били В. Ф. Нижинский (см. НИЖИНСКИЙ Вацлав Фомич), а также С. Лифарь (см. ЛИФАРЬ Серж), А. Долин (оба написали книги о ее трагической судьбе). Была официальной женой русско-французского танцовщика и педагога Н. Князева. Последнее ее выступление в Париже состоялось в 1939.
В 1943, почти в конце ее исполнительской карьеры, обостренно стали проявляться давно дававшие о себе знать симптомы психического заболевания. Последующие 20 лет (до 1963) она провела в психиатрической лечебнице, но выздоровела, память восстановилась. Последние годы, а судьбой ей было отпущено почти сто лет, жила в пансионе на ферме Толстовского фонда (вблизи Нью-Йорка), созданного младшей дочерью писателя А. Л. Толстой.
«Между мечтой и действительностью»
Спесивцева по внешним данным была идеалом романтической балерины. Высокая, стройная, с красивым лицом и большими печальными глазами, удлиненными пропорциями тела и стройными ногами с огромным подъемом. Но в душе этой аполлоновской по внешнему облику балерины бушевал безумный диониссийский огонь. Наделенная обостренным восприятием мира, она, несомненно, была балериной бурного 20 в. Ей близки многие поиски экспрессионистов. Танец Спесивцевой в классических балетах — воплощение красоты, но лишенной гармонии и покоя. Недаром ее Одетта была не Лебедем, а скорее альбатросом, которому мешают слишком длинные крылья. Ее Жизель (это самая знаменитая ее партия) сводила с ума не столько измена, сколько лишенный гармонии безумный мир, в котором красоте нет места. Она выходила на сцену, подобно тому как другие идут в собор. Спесивцеву боготворил, увековечив в своих рецензиях, Волынский. «Когда я увидел Павлову, то подумал, что она — моя Тальони. Но Спесивцева была тоньше и чище Павловой», — вспоминал Дягилев. А Лифарь отмечал, что она всегда жила «между мечтой и действительностью». Классическая балерина по сути своего дарования, она станцевала Одетту-Одиллию в «Лебедином озере», Эсмеральду и Жизель в одноименных балетах, Никию в «Баядерке», Аврору в «Спящей красавице», Аспиччию в «Дочери фараона» и др. Уже в Париже она освоила и современный репертуар — исполнила партию Кошки в одноименном балете Дж. Баланчина (см. БАЛАНЧИН Джордж), Саломею в «Трагедии Саломеи» Н. Гуэрра, соло в «Праздничном вечере» Л. Стаатса, главные партии в «Творении Прометея», «Бахусе и Ариадне» Лифаря, проявляя в них свою «бестелесную экзальтацию».
Трагической судьбе и творчеству Спесивцевой посвящены документальные и художественные фильмы («Мания Жизели», 1995). В видеофильме «Жизели мира» использованы кинофрагменты с танцами Спесивцевой из первого действия балета. Она также является героиней балета современного балетмейстера Б. Я. Эйфмана «Красная Жизель».

Энциклопедический словарь. 2009.

Смотреть что такое "Спесивцева Ольга Александровна" в других словарях:

  • Спесивцева, Ольга Александровна — Ольга Спесивцева Аврора ( Спящая красавица ) СПЕСИВЦЕВА Ольга Александровна (1895 1991), актриса балета. В 1913 1924 в Мариинском театре (Эсмеральда Эсмеральда Ч. Пуньи, Никия Баядерка Л.Ф. Минкуса, Жизель Жизель А. Адана). В 1913 24 периодически …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • СПЕСИВЦЕВА Ольга Александровна — (1895 1991) артистка балета. В 1913 23 в Мариинском театре. Принимала участие в спектаклях Русского балета Дягилева (1916) за границей. В 1924 32 выступала в Гранд Опера. С 1939 жила в США. Прославилась, как выдающаяся балерина лирико… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Спесивцева, Ольга Александровна — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Спесивцев. Ольга Спесивцева …   Википедия

  • Спесивцева, Ольга Александровна — Род. 1895, ум. 1991. Балерина. Выпускница Петербургского театрального училища (1913), позднее ученица А. Я. Вагановой (см.). Выступала в "Русском балете Дягилева" (1916 1917), Мариинском театре (с 1920 г. прима балерина). С 1923 г. в… …   Большая биографическая энциклопедия

  • СПЕСИВЦЕВА — Ольга Александровна (1895 1991), артистка балета. В 1913 23 в Мариинском театре. Принимала участие в спектаклях Русского балета С. П. Дягилева (1916) за границей. В 1924 32 выступала в Гранд Опера (Париж). С 1939 жила в США. Прославилась как… …   Русская история

  • Спесивцева О. А. — СПЕСИ́ВЦЕВА Ольга Александровна (1895–1991), артистка балета. В 1913–23 в Мариинском т ре. Принимала участие в спектаклях Рус. балета С. П. Дягилева (1916) за границей. В 1924–32 выступала в Гранд Опера (Париж). С 1939 жила в США.… …   Биографический словарь

  • Балетная труппа Мариинского театра — Здесь приведён список солистов балета, входивших в труппу Мариинского театра в разные периоды его существования. Список разбит на две части: солисты, покинувшие сцену Мариинского театра и солисты, продолжающие выступать. Внутри каждой категории… …   Википедия

  • Волынский, Аким Львович — У этого термина существуют и другие значения, см. Волынский. Аким Волынский Имя при рождении …   Википедия

  • Ваганова Агриппина Яковлевна — (1879 1951), артистка балета, педагог, народная артистка РСФСР (1934). В 1897 1916 в Мариинском театре. В 1921 1951 педагог Ленинградского хореографического училища, с 1946 профессор. В 1931 1937 художественный руководитель балетной труппы… …   Энциклопедический словарь

  • Дягилев Сергей Павлович — (1872 1929), театральный и художественный деятель. Вместе с А. Н. Бенуа создал художественное объединение «Мир искусства», соредактор одноименного журнала. Организатор выставок русского искусства, исторических русских концертов, «Русских сезонов» …   Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»