антропософия это:

антропософия
антропосо́фия
(от антропо... и греч. sophía — мудрость), течение в духовной жизни XX в., исходящее из основанной Р. Штейнером «науки о духе» — сверхчувственного познания мира через самопознание человека как космического существа. В 1913 Штейнер возглавил Антропософское общество (в 1996 около 53 тыс. членов в различных странах), в 1923 основал «Свободную высшую школу духовного знания» (Гетеанум) в Дорнахе (Швейцария). Идеи антропософии получили реализацию в педагогике (Вальдорфские школы), искусстве (эвритмия), медицине (в том числе фармацевтике), сельском хозяйстве и др.
* * *
АНТРОПОСОФИЯ
АНТРОПОСО́ФИЯ (греч. anthroposophia — человекомудрие), течение в духовной жизни 20 века, исходящее из основанной Р. Штейнером (см. ШТАЙНЕР Рудольф) «науки о духе» — сверхчувственного познания мира через самопознание человека как космического существа. В 1913 основано Антропософское общество (в 1988 ок. 47 тыс. членов в различных странах), в 1923 — «Свободный университет науки о духе» (Гетеанум) в Дорнахе (Швейцария). Идеи антропософии получили реализацию в педагогике (Вальдорфские школы (см. ВАЛЬДОРФСКИЕ ШКОЛЫ)), искусстве (эвритмия (см. ЭВРИТМИЯ)) и др.АНТРОПОСО́ФИЯ, 1) в классификации наук — идея познания, отправной точкой которого служит место человека в иерархическом строе Вселенной. Впервые встречается в анонимном нравоучительном сочинении христианского характера Arbatel. De magia veterum. Basileae, 1575 ([Ангел] Арватил. О магии у древних). Используется парацельсианцами Р. Фладдом (см. ФЛАДД Роберт) и Т. Воэном, теософом К. фон Эккартсхаузеном (см. ЭККАРТСХАУЗЕН Карл фон), Ф. В. Шеллингом (см. ШЕЛЛИНГ Фридрих Вильгельм) и его школой, приверженцами Ф. Б. Баадера (см. БААДЕР Франц Ксавер фон), И. Г. Фихте-младшим, Р. Циммерманом, Р. Штайнером (см. ШТАЙНЕР Рудольф) и его последователями, Д. Бонхеффером (см. БОНХЕФФЕР Дитрих) и др.
2) Опытный метод постижения духовной природы человека и мира и рациональное учение о ней, принадлежащие Р. Штайнеру (см. ШТАЙНЕР Рудольф) — немецкому философу и ученому, с 1899 представлявшему реформаторское (общедоступное) направление европейской эзотерической мысли. Первый круг штайнерианцев образовали сторонники неотеософии Е. П. Блаватской (см. БЛАВАТСКАЯ Елена Петровна). В 1902 — 07 М. Я. Сиверс и Р. Штайнер создали Немецкую секцию Теософского общества с центром в Берлине. В 1913 вследствие расхождения взглядов Штайнера и руководства общества на христологию секция была из него исключена. Тогда же М. Бауэр, М. Я. Сиверс и К. Унгер преобразовали секцию в международное Антропософское общество. В 1923 в Дорнахе (Швейцария) Штайнер основал «Гетеанум» — свободную высшую школу духовного знания. Для содействия исследованиям школы приверженцы антропософии из разных стран сформировали в 1923 — 25 Всеобщее антропософское общество с центром в Дорнахе. В 1935— 45 деятельность общества была запрещена в Германии и на оккупированных ею территориях. В 2002 число членов общества — ок. 52 тыс. человек.
Первый российский кружок для изучения идей Штайнера создан в 1902 в Санкт-Петербурге М. Штраух (М. Шпеттини). В 1913 в Москве основано Русское антропософическое общество (председатель Б. П. Григоров); в1922 общество не получило государственного разрешения на продолжение деятельности; антропософы подвергались в СССР репрессиям. В 1990 учреждены Антропософское общество в России (член Всеобщего антропософского общества, имеет региональные отделения, центр в Москве), а также «София» — санкт-петербургская ветвь Всеобщего антропософского общества.
В отличие от англо-индийской теософии, в которой современная материалистическая наука дополняется древним спиритуализмом Востока (гностицизмом (см. ГНОСТИЦИЗМ), каббалой (см. КАБАЛА (в иудаизме)), индийским оккультизмом), антропософия понимает материализм в науке как необходимую переходную стадию в развитии спиритуальной трактовки позитивного знания самого Запада. Согласно Штайнеру, такая трактовка составляет цель гетевской программы переосмысления фактов частных дисциплин на основе понятия прафеномена (наблюдаемая причинная связь явлений, заменяющая в науке Гете теоретическую модель гипотетико-дедуктивного неорганического естествознания), а также идеи метаморфоза (см. МЕТАМОРФОЗ) растений и животных (аналог подвижного платоновского эйдоса (см. ЭЙДОС) в изучении живой природы). Идеал антропософского естествознания — построение феноменологической научной картины мира. Опираясь на наблюдение познавательной деятельности «я», Штайнер развил наукоучение И. Г. Фихте (см. ФИХТЕ Иоганн Готлиб) до беспредпосылочной (допредикативной) теории познания, обосновал радикальный этический индивидуализм и новую методологию сверхчувственного исследования, исходящую не из «мистики чувства» (религиозной — как у св. Терезы Авильской (см. ТЕРЕЗА АВИЛЬСКАЯ) или Вл. Соловьева (см. СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич), либо теософской — как у Я. Беме (см. БЕМЕ Якоб), Э. Сведенборга (см. СВЕДЕНБОРГ Эмануэль), Е. П. Блаватской (см. БЛАВАТСКАЯ Елена Петровна)), но из выработки способности интеллектуальной интуиции (ибо «истинный путь в духовный мир лежит через восприятие чистых идей» — Steiner R. Mein Lebensgang. Dornach, 1925, S. 209). Владея подотчетным уму ясновидением, он переосмыслил оккультные представления антропологии, космологии и теологии прошлого и предложил эмпирико-научное толкование их мифологем. Антропософское движение зародилось как попытка «разоккультировать» оккультизм: инициаторы движения хотели заложить основы публичного логического изложения духовных воззрений, не зависящего от их символико-иррациональной, издревле хранимой в тайных братствах, формы. По мысли Штайнера, разрешение подобной задачи позволит западному миру «включить принцип посвящения, как таковой в число принципов цивилизации» и приблизит наступление союза искусства, науки и религии.
Согласно антропософии, у истоков этого эксперимента стояла эзотерическая школа Дионисия Ареопагита (см. АРЕОПАГИТИКИ), традиции которой были продолжены Иоанном Скоттом (см. ИОАНН СКОТ ЭРИУГЕНА) (Эриугеной), Сен-Викторской школой (см. СЕН-ВИКТОРСКАЯ ШКОЛА), немецким спекулятивным мистицизмом и проторозенкрейцерством (чья история отражена в розенкрейцерских манифестах и герметической легенде, записанной И. В. Андрее (см. АНДРЕЕ Иоганн Валентин): Chymische Hochzeit: Christiani Rosencreutz. Anno 1459. Strassburg, Anno MDCXVI — Кристиан Розенкрейц. Химический брак. 1459. Страсбург, 1616). Развивая взгляды данного течения, Штайнер различает 2 формы ясновидения — инстинктивную, некогда лежавшую в основе мистики Древнего мира, и произвольную, которой, напротив, принадлежит будущее. Первая постепенно превратилась в психический атавизм. Ее проявления (медиумизм и экстрасенсорные воздействия) затемняют самосознание и ведут человека «назад» — к экстатическим состояниям (визионерству) либо к отказу от личной воли (цель медитаций иезуитов). Современное же мистическое развитие связано, по Штайнеру, с укреплением познавательных сил личности — ее внутренним ростом до сверхличного строя бытия. Не древнее грезящее восприятие, но погасившая его абстрактная мысль служит исторической подготовкой к критическому ясновидению завтрашнего дня. Последнее предполагает становление новой морально-психической конституции человека. Оно охватит 3 ступени высшего познания: 1) сознательную деятельность «я» в сфере сверхчувственного воображения, в парацельсианской терминологии — imaginatio; 2) сознательную деятельность «я» в сфере внеобразного, смыслообразующего вдохновения (inspiratio) и 3) высшую интуицию (intuitio). Предвосхищение этих состояний жизни людей и общества — задача западного, в частности восточноевропейского, посвящения. Его метод (содержащий, по «Ареопагитикам», стадии очищения, просвещения и совершенствования, или посвящения) с 15 в. получил облегченную форму, которая отвечает условиям века техники и наук о природе и аллегорически называется «розенкрейцерской (см. РОЗЕНКРЕЙЦЕРЫ)» (Штейнер Р. Как достигнуть познаний высших миров. М., 1918, гл.: «Подготовление», «Просветление», «Посвящение»). Первые шаги этого пути — школа самовоспитания ума, чувства и воли, а также медитация как процесс, средний между упражнением и молитвой, — сегодня доступны всем, но пройти его в полном объеме, как и прежде, под силу немногим, поскольку пребывание в высших состояниях сознания сопровождается расщеплением повседневного сознания личности. Вместе с тем начиная с эпохи Гете (см. ГЕТЕ Иоганн Вольфганг) в корне изменился критерий публичной оценки открытий в оккультной (трансцендентной для чувственности) области: с одной стороны, сформулированные посвященным в виде понятий они раскрывают свою очевидность или неубедительность в глазах рассудка, а с другой — построенные на них рабочие гипотезы подлежат проверке в гетеанской экспериментальной феноменологии и в сфере ее жизненных следствий, меняющих самого познающего.
Характерный пример подобного открытия — штайнеровское решение психофизической проблемы, согласно которому в морфологическом строении человека слиты 3 функциональных измерения: основой мысли и восприятия служат нервная и сенсорная системы, основой чувства — дыхание и кровообращение, основой воли — метаболизм и движение конечностей. Эта «чувственно-сверхчувственная форма» организма представляет собой медицинскую параллель к философской идее о трихотомии человеческой природы (дух, душа, тело). По Штайнеру, анализ феномена биографии сквозь призму эволюционизма Ч. Дарвина (см. ДАРВИН Чарлз Роберт) и Э. Геккеля (см. ГЕККЕЛЬ Эрнст) оправдывает гипотезу реинкарнации: «Тело подлежит закону наследственности; душа подлежит судьбе, созданной ею самой. Эту, самим человеком созданную, судьбу называют его кармой (см. КАРМА). Дух же подлежит закону перевоплощения (см. МЕТЕМПСИХОЗ), или реинкарнации» (Штейнер Р. Теософия. М., 1915, с. 67). Будучи вселенной в малом виде (микрокосмом), человек содержит 1) материю минерального царства (физическое тело), 2) жизненные процессы царства растений (эфирное «тело»), 3) страсти (астральное «тело»), свойственные и животным, 4) ядро души – неповторимое «я». Его 5-й принцип – «самобытный дух», или духовная родословная «я», – превращает сумму воплощений индивидуума (одухотворенных им астральных тел) в самостоятельный вид, приобщая человека к царству ангелов. Напротив, в мире животных вид воплощен в сумме одновременно живущих особей. Сферу самобытного духа наполняет «жизненный дух» (6-й принцип: одухотворенное эфирное тело) и замыкает в аурическую оболочку действительный «духовный человек» (7-й принцип: одухотворенное физическое тело). На современной ступени эволюции семена трех высших начал человека (служащих зеркалом Бога во Вселенной) погружены в его низшую природу и раскроются в будущем благодаря творчеству «я». По сверхчувственным наблюдениям Штайнера, воплощения, как правило, разделены многовековыми промежутками. Дарования личности и обстоятельства ее предыдущей жизни часто «полемизируют» со способностями и обстоятельствами следующей: душа рождается то в женском, то в мужском организме, — то зодчим, то музыкантом, — наделенной то верой, то знанием. Посмертные судьбы души мыслятся по аналогии с ее ночной деятельностью: в форме ответа на вопрос «где бывает наше “я” во сне?» (Ф. В. Шеллинг). В том и в другом случае носитель сознания (астральные силы и «я») разлучается с телом до тех пор, пока не приобретет стремления к новому соединению с материей (Штайнер Р. Перевоплощение и карма: Их значение для культуры современности. М., 1999).
Антропософия рассматривает картину пневматологической эволюции бесплотных и полубесплотных предков людей, дополняющую геологическую и биологическую историю Земли (гипербореи, лемурийцы, «атлантидяне» и современное, или послепотопное, человечество — «расы», населявшие Землю в докембрии, мезозое, кайнозое и четвертичном периоде соответственно), 9 чинов небесной иерархии и их деятельность в природе и жизни человека, дуалистическую природу зла (его светоносные, люциферовские, и темные, сатанинские, силы), суть грехопадения и т. д. Антропософская реконструкция исторического процесса основана на представлении о том, что культурное развитие складывается из последовательных циклов по 2160 лет каждый (1/12 периода прецессии). В постатлантической эре таких циклов 7; 4 из них уже завершены — протоиндийская, протоперсидская, древнеегипетская и греко-латинская эпохи. С 15 в. начинается современный цикл — ему соответствует англо-германская цивилизация. За нею должны сформироваться славяно-германская, а затем американская культуры. Закат последней наступит в результате «войны всех против всех» (Штейнер Р. Апокалипсис Иоанна. Нью-Йорк, 1968). Но закономерность истории — лишь одна сторона прогресса, другая его сторона — придание ей смысла. И в этом — миссия сил высшего Я всего человеческого рода, время и место рождения которых — «мистерия на Голгофе». Антропософскую христологию составляет осмысление Штайнером образов, почерпнутых из миров эфира (сферы акаши, или квинтэссенции, где отражена «летопись вселенной»), — из текста Нового Завета ее содержание не следует. Идеи создателя антропософии об Иисусе из Назарета звучали для слушателей как «евангелие от познания» (см: Steiner R. Aus der Akascha-Forschung. Das fьnfte Evangelium. Dornach, 1948 — Штайнер Р. Страницы исследования акаши: евангелие пятое).
В июле 1917 по просьбе некоторых высокопоставленных чиновников Германии и Австрии Штайнер составил «центральноевропейскую программу» выхода из войны. Программа опиралась на идею своеобразного разделения властей — политической, хозяйственной и культурной. Три парламента должны были руководствоваться духом естественного «консерватизма», «выгоды» и «отсутствия принуждения» соответственно. Такая автономизация должна была сделать отчасти применимыми (но в разных сферах) 3 принципа социальной стабильности, сформулированные Ф. Фенелоном — свободу в культурной, равенство в политической, братство в хозяйственной жизни (на основе добровольных экономических ассоциаций), и, как он думал, — спасти европейские народы, которые «в случае осуществления программы Вильсона ждет гибель» в новой войне. Этот план действий и предложения, подготовленные к переговорам (см. БРЕСТСКИЙ МИР) в Брест-Литовске (для Р. фон Кюльмана), встретили понимание правящих лиц (Карла I Австрийского, Макса Баденского), но не привели к практическим мерам с их стороны. После Ноябрьской революции 1918 (см. НОЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1918 в Германии) сторонники Штайнера инициировали в Австрии, Германии и Швейцарии движение за разделение 3 указанных систем в структуре общества. Найдя отклик у рабочих, ряда промышленников, политиков (В. Ратенау (см. РАТЕНАУ Вальтер), К. Эйснер) и интеллигенции (Г. Гессе (см. ГЕССЕ Герман), Т. Манн (см. МАНН Томас), др.), оно не смогло добиться успеха в период крушения германского мира.
Идеи антропософии вдохновляли художников (А. Белого (см. БЕЛЫЙ Андрей), С. Беллоу (см. БЕЛЛОУ Сол), Н. Н. Белоцветова (см. БЕЛОЦВЕТОВ Николай Николаевич), Б. Вальтера (см. ВАЛЬТЕР Бруно), М. А. Волошина (см. ВОЛОШИН Максимилиан Александрович), К. Моргенштерна (см. МОРГЕНШТЕРН Кристиан), М. В. Сабашникову, А. Штеффена, М. Энде), тогда как ученым, питавшим интерес к вопросам духовной жизни, они часто казались нерелигиозными и рассудочными, чуть ли не материалистическими. Среди исследователей-штайнерианцев выделяются: философы Г. Витценман, К. Унгер, В. Штайн; историки З. фон Гляйх, К. Хайер, математики Л. Лохер-Эрнст, Д. Адамс, астроном Э. Врееде, физики Г. фон Баравале, Г. Отт, Г. Унгер, химики Л. и О. Колиско, Р. Хаушка, биологи А. Устери, Г. Поппельбаум, биохимик Э. Пфайффер, врач И. Вехман, богослов Э. Бок; музыковед К. фон Бальц; в России — Д. В. Алексеев, В. М. Викентьев, А. Ф. Котс, Ю. К. Щюцкий. Прикладные идеи получили воплощение в педагогике (ок. 800 независимых вальдорфских школ (см. ВАЛЬДОРФСКИЕ ШКОЛЫ) и 2000 детских садов в мире, в России — 26 и 79 соответственно), медицине (клинико-терапевтическое движение, фармацевтика, омелотерапия рака), социальной терапии (лечебная педагогика, помощь взрослым с отклонениями в развитии, Кэмпхиллское движение), сельском хозяйстве (биодинамический метод), искусстве (органическая архитектура, мистериальная драма, «техника актера» М. А. Чехова (см. ЧЕХОВ Михаил Александрович), живопись, эвритмия (см. ЭВРИТМИЯ)), менеджменте и банковском деле (теория фаз развития предприятия Б. Ливехуда) и т. д. Некоторые ученики Штайнера обладали ясновидением (Й. фон Кайзерлинг, Ф. Пеппиг, А. Устери, В. Штайн), но лейтмотив его деятельности — построение теоретических и практических знаний о незримом мире, понятных людям, лишенным такой способности.
Отношение к антропософии со стороны ее критиков всегда оставалось вполне определенным: в 1919 папа Бенедикт XV (см. БЕНЕДИКТ XV) признал ее несовместимой с учением Римско-католической церкви; в 1922 немецкие националисты из «Общества Туле» произвели неудачное покушение на Штайнера; в 1922 неизвестные лица сожгли строившееся здание «Гетеанума»; в 1924 с деятельностью Штайнера боролось американское тайное общество оккультного характера (Ein Leben fьr den Geist: Ehrenfried Pfeiffer; 1899—!961, hrsg. v. T. Meyer. Basel, 2000, S. 136, 233); в 1932 учение антропософов осуждено архиерейским собором Русской православной церкви за границей.
Несмотря на критику взглядов Штайнера (например, русскими философами: Н. А. Бердяевым (см. БЕРДЯЕВ Николай Александрович), С. Н. Булгаковым (см. БУЛГАКОВ Сергей Николаевич), Б. П. Вышеславцевым (см. ВЫШЕСЛАВЦЕВ Борис Петрович), В. В. Зеньковским (см. ЗЕНЬКОВСКИЙ Василий Васильевич) — сб. «Переселение душ», Париж [1936]), антропософия оказала влияние и на представителей интеллигенции, не причислявших себя к ее последователям: Й. Бойса (см. БОЙС Йозеф), В. И. Иванова (см. ИВАНОВ Вячеслав Иванович), У. Б. Йитса (см. ЙИТС Уильям Батлер), В. В. Кандинского (см. КАНДИНСКИЙ Василий Васильевич), Б. С. Кузина, Ле Корбюзье (см. ЛЕ КОРБЮЗЬЕ Шарль Эдуар), Т. Манна (см. МАНН Томас), Х. И. Мольтке, В.Я. Проппа (см. ПРОПП Владимир Яковлевич), Ан. А. Тарковского (см. ТАРКОВСКИЙ Андрей Арсеньевич), П. Тейяра де Шардена (см. ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН Пьер) (через Э. Шюре), А. Шенберга (см. ШЕНБЕРГ Арнольд). А. Швейцер (см. ШВЕЙЦЕР Альберт) считал, что «дорогой Штайнера должен пройти всякий». По мнению оптинского старца Нектария (Н. В. Тихонова): «То, что говорит доктор Штейнер, есть как бы букет цветов [...], но попадаются и плевелы» (Новый журнал. Кн. 8. Нью-Йорк, 1944). Широкую известность получили: Община христиан (движение за обновление церковной жизни, основанное в 1922 вышедшим из Евангелической церкви пастором и антропософом Ф. Риттельмайером), Всемирная энергетическая конференция (учреждена в 1924 промышленником-антропософом Д. Н. Данлопом; ныне — Всемирный энергетический совет), движение в защиту окружающей среды (начато в 1962 антропософами М. Спок и М. Ричардс и биологом Р. Карсон (см. КАРСОН Рейчел)) и современное движение за модификацию процесса глобализации в интересах большинства (возглавляемое Н. Перласом, Филиппины).

Энциклопедический словарь. 2009.

Синонимы:

Смотреть что такое "антропософия" в других словарях:

  • антропософия — антропософия …   Орфографический словарь-справочник

  • АНТРОПОСОФИЯ —         (от греч. человек и мудрость), оккультно мистич. учение о человеке как носителе «тайных» духовных сил, развитое в нач. 20 в. Штейнером. Выделилось из теософии, которую Штейнер стремился превратить в «экспериментальную» науку, ставящую… …   Философская энциклопедия

  • АНТРОПОСОФИЯ — (от греч. anthropos человек, и sophia мудрость). Учение о нравственной природе человека. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АНТРОПОСОФИЯ [< гр. anthropos человек + sophia мудрость] учение, ставящее… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Антропософия — (гр. аntropоs – адам және sophia – даналық) – адам рухының асқан сезімдік (сезімнен тыс) әлемге өте алатынын мойындайтын мистикалық ілім, теософияның бір түрі. Оның негізін қалаушы австриялық философ Р. Штейнер болып саналады. Енбектері Құпия… …   Философиялық терминдердің сөздігі

  • антропософия — теософия Словарь русских синонимов. антропософия сущ., кол во синонимов: 1 • теософия (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин …   Словарь синонимов

  • АНТРОПОСОФИЯ — (от антропо... и греческого sophia мудрость), течение в духовной жизни 20 в., исходящее из основанной Р. Штейнером науки о духе сверхчувствительном познании мира через самопознание человека как космического существа. В 1913 основано… …   Современная энциклопедия

  • АНТРОПОСОФИЯ — (от антропо... и греч. sophia мудрость) течение в духовной жизни 20 в., исходящее из основанной Р. Штейнером науки о духе сверхчувственного познания мира через самопознание человека как космического существа. В 1913 основано Антропософское… …   Большой Энциклопедический словарь

  • АНТРОПОСОФИЯ — (греч. anthropos человек, sophia мудрость) одна из версий теософии (полностью дистанцировавшаяся от нее в 1909), мистическое учение о человеке как чувственно сверхчувственном существе, изложенная в 1912 немецким оккультистом Р. Штейнером (1861… …   Новейший философский словарь

  • АНТРОПОСОФИЯ — АНТРОПОСОФИЯ, антропософии, мн. нет, жен. (от греч. anthropos человек и sophia мудрость) (книжн.). Религиозно мистическое учение, разновидность теософии. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • АНТРОПОСОФИЯ — (от лат. anthropos человек и sophia мудрость) англ. anthroposophia; нем. Anthroposophie. Разновидность теософии, религиозно мистическая доктрина, направленная на развитие тайных способностей человека к духовному господству над природой (Р.… …   Энциклопедия социологии

  • Антропософия — (от антропо... и греческого sophia мудрость), течение в духовной жизни 20 в., исходящее из основанной Р. Штейнером “науки о духе” сверхчувствительном познании мира через самопознание человека как космического существа. В 1913 основано… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

Книги

Другие книги по запросу «антропософия» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»