- симпатия
- СИМПА́ТИЯ -и; ж. [от греч. sympatheia - сочувствие]1. Влечение, внутреннее расположение, благожелательное отношение к кому-, чему-л. (противоп.: антипа́тия). Глубокая, искренняя с. Испытывать, чувствовать симпатию к кому-, чему-л. Относиться к кому-, чему-л. с симпатией. Взглянула на собеседника с нескрываемой симпатией. Улыбнулся с откровенной симпатией. Ваша бесцеремонность не вызывает симпатии! Я не скрываю своей симпатии к этим людям. Я делаю это из личной симпатии к вам. // Тёплое чувство, привязанность, пристрастие. Всю свою симпатию перенёс на ребёнка. Дело здесь не в моих симпатиях и антипатиях. Мои симпатии не лишают меня права сохранять объективность.2. чья. Разг. О человеке как объекте чьего-л. расположения, сердечной привязанности. Ты моя единственная с.! Что скажет на это твоя с.? Это твоя новая с.? Этот певец - давняя моя с.* * *симпа́тия(от греч. sympátheia — сочувствие), расположение, влечение к кому-либо, чему-либо.* * *СИМПАТИЯСИМПА́ТИЯ (космическая) [греч. sumpaqeia, sympatheia —сочувствие), лат. consensus], термин античной философии, обозначавший гармонию всех вещей в масштабе мироздания. В первых описаниях космоса как гармонически упорядоченного целого (Гераклит (см. ГЕРАКЛИТ Эфесский), пифагорейцы (см. ПИФАГОРЕИЗМ), Эмпедокл (см. ЭМПЕДОКЛ), платоновский (см. ПЛАТОН (философ)) «Тимей» и др.) термин «симпатия» не использовался. У Аристотеля (см. АРИСТОТЕЛЬ) соответственный глагол спорадически употребляется в психологическом смысле (тело и душа «претерпевают» совместно – I Anal. 70 b 16; Physiogn. 808 b 11). У Теофраста (см. ТЕОФРАСТ) для обозначения упорядоченного взаимодействия, по-видимому, впервые используется термин «симпатия», однако он не выражает еще универсального общекосмического единства (frg. 4,63; 7,10; 172,3). Данный смысл термин «симпатия» приобретает в учении Ранней Стои, где служит для обозначения гармонической целостности космоса как живого организма. Основой этого телесного единства («бестелесное не сочувствует телу, а тело – бестелесному» – Клеанф у Немесия, SVF I 518) служит вездесущая пневма (см. ПНЕВМА), обеспечивающая (благодаря своему «напряжению») устойчивость космического континуума и разнообразие его внутренней структуры. Упорядоченная взаимосвязь частей и целого в отдельных вещах и всех вещей в масштабах космоса поясняется корреспондирующим понятием «всеобщего и полного смешения» на уровне вещества. В абсолютной взаимозависимости всех мировых процессов проявляется нерушимость глобальных причинно-следственных связей («судьба»), что позволяет «мудрецу» на основании одного судить о другом, по прошлому – о будущем и т. д. (теоретическая основа мантики (см. МАНТИКА)). Правильное понимание «симпатии» имеет важные этико-психологические последствия («включенность» в ход вещей, покорность «судьбе»). В учении Посидония (см. ПОСИДОНИЙ) концепция «симпатии» приобрела, возможно, центральное значение (Cic. De div. II 33 sq.; De nat deor. II 83 sq.; Sen. Nat. qu. II 4 sq.) и оказала влияние на Плотина (см. ПЛОТИН) (сущее «симпатически» связано эманацией из единого источника – Enn. III 1,5; IV 3,8; 4,32; 4,40; 5,3; 9,3), Порфирия (см. ПОРФИРИЙ (философ)) (Vit. Pyth. 49; Ad Aneb. 2,5d), Ямвлиха (см. ЯМВЛИХ) (De vit. pyth. 24,109; Protr. p. 116,15 P.; De myst.) и Прокла (см. ПРОКЛ (философ)) (In Rp.II p. 364,9 Kr.; De sacr.p. 149 Kr.). Косвенное влияние концепции «симпатии» испытала вся патристика (см. ПАТРИСТИКА). Из мистико-теургических теорий поздних неоплатоников понятие «симпатии» было заимствовано ренессансным «натурализмом» (в котором сочеталось с элементами герметизма и магии – Пико делла Мирандола (см. ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА Джованни), Парацельс (см. ПАРАЦЕЛЬС), Патрици (см. ПАТРИЦИ Франческо), Кардано (см. КАРДАНО Джероламо), Телезио (см. ТЕЛЕЗИО Бернардино), Джордано Бруно (см. БРУНО Джордано)), а через него оказало влияние на Ф. Бэкона, (см. БЭКОН Фрэнсис (философ)) теорию «предустановленной гармонии» Лейбница (см. ЛЕЙБНИЦ Готфрид Вильгельм) и мистику Сведенборга (см. СВЕДЕНБОРГ Эмануэль). Вместе с тем, уже Шефтсбери (см. ШЕФТСБЕРИ Антони Эшли Купер) и Юм (см. ЮМ Дэвид) («Трактат о природе человека», кн. II ч. I) используют термин «симпатия» в том узком психологическом значении, которое утвердилось за ним в дальнейшем.
Энциклопедический словарь. 2009.