Серебрякова Зинаида Евгеньевна это:

Серебрякова Зинаида Евгеньевна
Серебряко́ва Зинаида Евгеньевна
(1884—1967), живописец. Дочь Е. А. Лансере. Член «Мира искусства». Близкие к неоклассицизму жанровые картины («Беление холста», 1917) и портреты («За туалетом. Автопортрет», 1909) отмечены уравновешенностью композиции, осязаемо-чувственной лепкой объёмов, точностью и лаконичностью рисунка. С 1924 жила во Франции.
* * *
СЕРЕБРЯКОВА Зинаида Евгеньевна
СЕРЕБРЯКО́ВА Зинаида Евгеньевна [28 ноября (10 декабря) 1884, имение Нескучное в Курской губернии (ныне Харьковская обл., Украина) — 19 сентября 1967, Париж], российская художница, выдающийся мастер неоклассического направления в живописи «серебряного века».
Островок гармонии
Выросла в артистической среде. Дочь скульптора Е. А. Лансере (см. ЛАНСЕРЕ Евгений Александрович), сестра художника Е. Е. Лансере (см. ЛАНСЕРЕ Евгений Евгеньевич), племянница художников Альберта и Александра Бенуа (см. БЕНУА Александр Николаевич). Лишившись в раннем детстве отца, воспитывалась вместе с братом в семье деда по матери, архитектора Н. Л. Бенуа (см. БЕНУА Николай Леонтьевич). Училась в Петербурге в школе-мастерской М. К. Тенишевой у И. Е. Репина (см. РЕПИН Илья Ефимович) (1901), а затем в мастерской О. Э. Браза (1903—05). Побывала в Италии (1902—03, 1914). В 1905—06 посещала в Париже академию «Гран Шомьер». Примыкала к объединению «Мир искусства (см. МИР ИСКУССТВА)», участвуя с 1911 в его выставках. Жила в Петербурге-Петрограде и семейном имении Нескучное.
В 1910-е годы выдвинулась в число ведущих мастеров только что сформировавшегося русского живописного неоклассицизма. На фоне гротескно-иронического творчества других неоклассиков (В. И. Шухаева и А. Е. Яковлева), а тем паче в сравнении с «апокалиптическим» катастрофизмом авангардистских образов того времени ее искусство выглядит как островок светлой и безмятежной гармонии. Одинаково успешно работала в живописи и графике, писала — в светлой, мажорной тональности — портреты, пейзажи и жанры («За туалетом. Автопортрет», 1909; «Жатва», 1915; «Беление холста», 1917; и др.). Часто обращалась к мотивам усадебной и сельской жизни, придавая им идиллически-пасторальный, порой не лишенный возвышенной монументальности (как в «Жатве» или «Белении холста») облик.
Ряду ее образов присущ лиричный эротизм («В бане», 1913) или — при внешней простоте сюжета — прочувствованный символический подтекст: таков «Карточный домик» (1918—19), изображающий ее четверых детей за тихой игрой и закономерно воспринимающийся как тихий реквием «серебряного веку».
Успешно дебютировала как мастер монументально-декоративной живописи, создав эскизы четырех панно с персонификациями четырех стран Востока для интерьера Казанского вокзала в Москве (1915—17; в архитектуре не осуществлены).
Годы революции и эмиграции
Стойко пережив свалившиеся на нее в 1919 удары судьбы (разгром имения и смерть мужа), переехала в Харьков, а в 1920 вернулась в Петроград. Сохранив бодрый и оптимистический художественный темперамент, много работала, написав, в частности, серию грациозных графических и живописных портретов балерин Государственного академического театра оперы и балета (б. Мариинского; 1920—21).
В 1924 выехала во Францию и осталась в Париже. Много путешествовала, побывав, в частности, в Марокко (в 1928 и 1932). Украсила своими декоративными панно «Флора», «Правосудие», «Искусство» и «Свет» особняк помогавшего ей мецената барона Ж. де Брауэра под Брюсселем (1934—35). В целом ее зарубежное творчество в стилистическом плане практически не изменилось, но, в связи с путешествиями, прибавились новые темы. Особенно интересны созданные ею в годы эмиграции портреты выдающихся деятелей культуры (С. М. Лифаря (см. ЛИФАРЬ Серж), С. С. Прокофьева (см. ПРОКОФЬЕВ Сергей Сергеевич), К. А. Сомова (см. СОМОВ Константин Андреевич) и др.).
После больших персональных выставок художницы, прошедших в 1965—66 в Москве, Киеве, Ленинграде и Новосибирске, значительная часть произведений Серебряковой перешла по воле художницы и ее наследников в отечественные музеи.

Энциклопедический словарь. 2009.

Смотреть что такое "Серебрякова Зинаида Евгеньевна" в других словарях:

  • Серебрякова, Зинаида Евгеньевна — Зинаида Серебрякова Автопортрет (« …   Википедия

  • Серебрякова Зинаида Евгеньевна — [30.11(12.12).1884, с. Нескучное, ныне Курской области, ‒ 19.9.1967, Париж], русский живописец. Дочь Е. А. Лансере. Училась в Петербурге в школе мастерской княгини М. К. Тенишевой (с 1902) и в мастерской О. Э. Браза (1903‒05). Член объединения… …   Большая советская энциклопедия

  • Серебрякова Зинаида Евгеньевна —         (1884 1967), русский живописец. Дочь Е. А. Лансере. Училась в Петербурге в школе мастерской М. К. Тенишевой (с 1901) и в студии О. Э. Браза (1903 05). Член объединения Мир искусства . С 1924 жила в Париже. Характерная для неоклассицизма… …   Художественная энциклопедия

  • СЕРЕБРЯКОВА Зинаида Евгеньевна — (1884 1967) российский живописец. Дочь Е.А. Лансере. Член Мира искусства . Близкие к неоклассицизму жанровые картины ( Беление холста , 1917) и портреты. С 1924 жила во Франции …   Большой Энциклопедический словарь

  • Серебрякова, Зинаида Евгеньевна — Род. 1884, ум. 1967. Художница (портреты, жанровые полотна). Участница объединения "Мир искусства". Наиболее известное произведение "У зеркала" (автопортрет). Дочь Е. А. Лансере. С 1924 г. во Франции …   Большая биографическая энциклопедия

  • Серебрякова Зинаида Евгеньевна — …   Википедия

  • Зинаида Евгеньевна Серебрякова — Зинаида Серебрякова автопортрет. 1946 год Имя при рождении: Зинаида Евгеньевна Лансере Дата рождения: 10 декабря 1884 Место рождения: имение Нескучное …   Википедия

  • Серебрякова — Серебрякова, Зинаида Евгеньевна Зинаида Серебрякова Автопортрет. 1946 год Имя при рождении: Зинаида Евгеньевна Лансере …   Википедия

  • Зинаида Серебрякова — автопортрет. 1946 год Имя при рождении: Зинаида Евгеньевна Лансере Дата рождения: 10 декабря 1884 Место рождения: имение Нескучное …   Википедия

  • СЕРЕБРЯКОВА — Зинаида Евгеньевна (1884 1967), живописец. Дочь Е. А. Лансере, сестра Е. Е. Лансере. Член художественного объединения Мир искусства . Близкие к неоклассицизму жанровые картины ( Беление холста , 1917) и портреты ( За туалетом. Автопортрет , 1909) …   Русская история

Книги



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»