Серов Валентин Александрович

Серов Валентин Александрович
Серо́в Валентин Александрович
(1865—1911), живописец и график. Сын А. Н. Серова. Член Товарищества передвижных художественных выставок, «Мира искусства». Жизненной свежестью, богатством пленэрного колорита отличаются ранние произведения («Девочка с персиками», 1887; «Девушка, освещённая солнцем», 1888). Портретам зрелого периода присущи отточенная выразительность и лаконизм, подчёркнутая острота характеристик («М. Н. Ермолова», 1905; «В. О. Гиршман», 1910—11); пейзажи («Октябрь», 1895) передают настроение тихой сосредоточенности, исторические композиции («Пётр I», 1907) — энергию и созидательный дух персонажей. Отдельные поздние произведения близки к стилю модерн («Ида Рубинштейн», «Похищение Европы» — оба 1910). Мастер рисунка («Басни Крылова», 1895—1911). В. А. Серов.
* * *
СЕРОВ Валентин Александрович
СЕРО́В Валентин Александрович [7 (19) января 1865, Петербург — 22 ноября (5 декабря) 1911, Москва], русский живописец и график. Сын А. Н. Серова. Передвижник, член «Мира искусства». Жизненной свежестью, богатством пленэрного колорита отличаются ранние произведения («Девочка с персиками», 1887; «Девушка, освещенная солнцем», 1988). Портретам зрелого периода присущи отточенная выразительность и лаконизм, подчеркнутая острота характеристик («М. Н. Ермолова», 1905; «В. О. Гиршман», 1910—1911); произведения на темы сельской жизни («Октябрь. Домотканово», 1895), исторические композиции («Петр I», 1907). Отдельные поздние произведения близки к стилю модерн («Ида Рубинштейн», 1910). Мастер рисунка («Басни Крылова», 1895—1911). Его творчество виртуозно и артистично выразило практически все важнейшие устремления русской живописи и графики (прежде всего тенденцию к импрессионизму (см. ИМПРЕССИОНИЗМ) и модерну (см. ИМПРЕССИОНИЗМ) ) накануне авангарда.
Родился в семье композитора А. Н. Серова (см. СЕРОВ Александр Николаевич) и пианистки В. С. Серовой (урожденной Бергман). В 1874—75 и 1878—82 брал частные уроки у И. Е. Репина (см. РЕПИН Илья Ефимович), в 1880—85 посещал занятия в Академии художеств, где его главным наставником был П. П. Чистяков (см. ЧИСТЯКОВ Павел Петрович). Очень важны были и уроки современной западноевропейской, в т. ч. французской и немецкой живописи, а также искусства Возрождения и барокко (в частности, живописи Д. Веласкеса).
Жил в Петербурге и Москве. Много путешествовал по России и Западной Европе, в 1907 посетил Грецию. Не раз жил и работал в Абрамцеве (см. АБРАМЦЕВО)и Домотканове (Тверская область). Был членом Товарищества передвижных художественных выставок (см. ТОВАРИЩЕСТВО ПЕРЕДВИЖНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВЫСТАВОК)и объединения «Мир искусства» (см. МИР ИСКУССТВА).
Начало творчества
Первые значительные произведения Серова («Девочка с персиками», 1887; «Девушка, освещенная солнцем», 1888; обе — Третьяковская галерея) явились новым этапом истории русского искусства. Он добился поставленной цели — чувства «свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах» (как он позднее рассказывал И. Э. Грабарю (см. ГРАБАРЬ Игорь Эммануилович)), воплотив в этих образах юности, света, радости принципы импрессионизма, — причем с беспрецедентной для национальной традиции последовательностью и полнотой.
Серов быстро выдвинулся в ряд лучших портретистов России, проницательно заостряя самые характерные черты модели и добиваясь предельной живости световоздушной и цветовой среды. Таковы «А. Мазини» (1890), «К. А. Коровин» (1891), «Ф. Таманьо» (1891), «Н. С. Лесков» (1894; все — там же) — люди искусства, чей творческий пыл как бы вступает в увлеченный, страстный диалог со свободным размахом серовской кисти. Свобода самовыражения, неразличимо сливаясь с правдой образа, достигает особой непринужденности в женских и детских портретах («Н. Я. Дервиз с ребенком», 1888—89; «Мика Морозов», 1901; оба — Третьяковская галерея).
«Деревенские» картины
Особую главу составляют произведения «деревенского Серова» — этюды и картины с сельским пейзажем и жанром («Заросший пруд. Домотканово», 1888; «Октябрь. Домотканово», 1895; обе — там же; «Зимой», 1898, Русский музей; «В деревне. Баба с лошадью», 1898; «Стригуны на водопое. Домотканово», 1904; обе — Третьяковская галерея). Тончайшее мастерство, растущее с годами, органически сочетается тут с простотой мотива, тоже возрастающей, так что в итоге скромные, серенькие будни природы и человека оказываются воплощением Искусства как такового, причем самой чистой пробы. Многие лучшие сельские картины-этюды Серова выполнены акварелью, гуашью, пастелью.
От живописи мастер естественно и легко обращается к снайперски меткому в постижении натуры рисунку как самостоятельному виду творчества. Эта самоценность рисунка в искусстве Серова особенно четко наметилась с 1895, когда он, получив заказ на иллюстрирование басен И. А. Крылова, начинает работать в зоопарке, создавая замечательные зарисовки животных.
Портреты
На рубеже веков Серов становится лучшим русским мастером светского и придворного портрета. Изысканная элегантность цвета и пластики замечательно передают в этих образах («Великий князь Павел Александрович», 1897, Третьяковская галерея; «Граф Ф. Ф. Сумароков-Эльстон, впоследствии князь Юсупов», 1903, Русский музей) блеск и гордую замкнутость этого аристократического мира. В 1900 он пишет портрет Николая II (сохранился авторский вариант того же года — Третьяковская галерея); самодержец, одетый в тужурку Преображенского полка, представлен тут скромно, почти по-домашнему, без пышных аксессуаров), который обычно считается лучшим изображением последнего русского императора.
Желание писать «только отрадное» (о чем сам художник свидетельствует в письме своей невесте О. Ф. Трубниковой, 1887) с годами все более противоречит нервной реакции на возрастающую политическую нестабильность — в особенности в годы революции и контрреволюции 1905—07, когда Серова мучительно гнетет «тупая мгла» «российского кошмара» (из письма О. Ф. Серовой, 1907). Эти чувства выплескиваются в антимонархических карикатурах 1905 года (рисунок «1905 год. После усмирения» — Третьяковская галерея, темпера «Солдатушки, бравы ребятушки...» — Русский музей). Но, отвлекаясь от ужасов современности, он создает жизнеутверждающие, при всей их иронии и драматизме, образы родной истории. С 1899 Серов работал над иллюстрациями к книгам о русском прошлом, которые превратились в самостоятельный цикл, где центральное место заняла фигура Петра I, запечатленная удивительно остро и экспрессивно (темпера «Петр I», 1907, Третьяковская галерея). В 1900-е гг. мастерство Серова-портретиста достигает апогея.
В этих образах царит большой стиль модерна: культ сильной линии, броского, монументального жеста и позы («М. Н. Ермолова», 1905; «Ф. И. Шаляпин», уголь, мел, 1905; «Г. Л. Гиршман», темпера, 1907; «В. О. Гиршман», 1910—1911; все — Третьяковская галерея; «Ида Рубинштейн», темпера, уголь, 1910, Русский музей); живопись и графика соперничают тут друг с другом на равных, хотя в ряде случаев (напр., в портрете И. А. Морозова — темпера, 1910, Третьяковская галерея) сильные цветовые эффекты доминируют. В светском портрете нарастают черты иронического сарказма («Княгиня О. К. Орлова», 1911, там же).
Композиции на античные темы («Одиссей и Навзикая», «Похищение Европы»; обе — 1910, варианты хранятся в разных собраниях) обретают черты монументальных панно. Монументально-декоративные поиски находят воплощение и в театральных работах художника (эскизы занавеса к балету «Шехерезада» на музыку Н. А. Римского-Корсакова для «Русских сезонов» С. П. Дягилева — гуашь и другая техника, 1910—1911, разные собрания).
Влияние Серова в русском искусстве было очень значительным благодаря его умению показывать суть художественной проблемы, заостряя ее с предельной изысканностью. Серов плодотворно работал также и как педагог. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в 1897—1909; среди его непосредственных учеников — К. Ф. Юон (см. ЮОН Константин Федорович), Н. Н. Сапунов (см. САПУНОВ Николай Николаевич), П. В. Кузнецов (см. КУЗНЕЦОВ Павел Варфоломеевич), М. С. Сарьян (см. САРЬЯН Мартирос Сергеевич), К. С. Петров-Водкин (см. ПЕТРОВ-ВОДКИН Кузьма Сергеевич).

Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Серов Валентин Александрович" в других словарях:

  • Серов, Валентин Александрович — Валентин Серов Автопортрет Дата рождения …   Википедия

  • Серов Валентин Александрович — (1865 1911), рус. художник. По свидетельству Е. Г. Мамонтовой (неизд. письмо, ноябрь дек. 1884; ЦГАЛИ), первым рис. С. на лермонт. тему была «Морская царевна» (др. сведений об этой работе не обнаружено). В 1890 91 С. принял участие в изд. соч. Л …   Лермонтовская энциклопедия

  • Серов Валентин Александрович —         (1865 1911), русский живописец. Учился в детстве у И. Е. Репина (в Париже и в Москве) и в петербургской АХ (1880 85) у П. П. Чистякова. Преподавал в МУЖВЗ (1897 1909); среди учеников П. В. Кузнецов, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян, К. С.… …   Художественная энциклопедия

  • Серов Валентин Александрович — (1865—1911), живописец и график. Сын А. Н. Серова. Родился в Петербурге. Учился в АХ (1880—85); академик с 1898, действительный член АХ с 1903, в 1905 вышел из состава АХ в знак протеста против расстрела демонстрации 9 января 1905. Член …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

  • Серов Валентин Александрович — [7(19). 1.1865, Петербург, ‒ 22.11(5.12). 1911, Москва], русский живописец. Сын А. Н. Серова. Учился в детстве у И. Е. Репина (в Париже и в Москве) и в петербургской АХ (1880‒85) у П. П. Чистякова. Творчество С. раннего периода формировалось под… …   Большая советская энциклопедия

  • СЕРОВ Валентин Александрович — (1865 1911) российский живописец и график. Сын А. Н. Серова. Передвижник, член Мира искусства . Жизненной свежестью, богатством пленэрного колорита отличаются ранние произведения ( Девочка с персиками , 1887; Девушка, освещенная солнцем , 1988).… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Серов Валентин Александрович — Серов (Валентин Александрович) живописец, сын известного композитора музыки А.Н. Серова , родился в 1865 г. Начал свое образование в классической гимназии, но прошел в ней только три низшие класса и вышел из нее с намерением посвятить себя… …   Биографический словарь

  • Серов Валентин Александрович —       (1865 1911), живописец и график. Сын А. Н. Серова. Родился в Петербурге. Учился в АХ (1880 85); академик с 1898, действительный член АХ с 1903, в 1905 вышел из состава АХ в знак протеста против расстрела демонстрации 9 января 1905. Член… …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • Серов, Валентин Александрович — В.А. Серов. Девочка с персиками . 1887. Третьяковская галерея. СЕРОВ Валентин Александрович (1865 1911), живописец и график. Сын А.Н. Серова. Передвижник. Член Мира искусства . Жизненной свежестью, богатством пленэрного колорита (смотри Пленэр)… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Серов Валентин Александрович — (1865, Петербург — 1911, Москва), живописец. Сын композитора А.Н. Серова. С детских лет был знаком с семьёй (впервые проводил лето в подмосковной усадьбе Мамонтовых Абрамцево в 1875). В 1878—79 в Москве брал уроки рисунка и живописи у …   Москва (энциклопедия)


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»