Сен-Симон Клод Анри де Рувруа это:

Сен-Симон Клод Анри де Рувруа
Сен-Симо́н Клод Анри де Рувруа
(Saint-Simon, de Rouvroy) (1760—1825), граф, французский мыслитель. Ученик Ж. Л. Д’Аламбера. Офицером французской армии участвовал в войне за независимость североамериканских колоний. В сочинениях 1810—20-х гг. разработал утопический план создания рационального общественного строя — «проман системы»: обязательный труд, единство науки и промышленности, научное планирование хозяйства, распределение по «способностям» и т. д.; пролетариат и буржуазия образуют единый класс «индустриалов». Путь к этому Сен-Симон видел в утверждении «новой» религии («Новое христианство», 1825). Оказал большое влияние на европейскую социалистическую мысль XIX в.
* * *
СЕН-СИМОН Клод Анри де Рувруа
СЕН-СИМО́Н (Saint-Simon) Анри де [полное имя, фамилия и титул Клод Анри де Рувруа (Rouvroy), граф де Сен-Симон] (17 октября 1760, Париж — 19 мая 1825, там же), французский мыслитель-утопист.
Безумный граф
Родился в аристократической семье, происходящей от сына Карла Великого (см. КАРЛ Великий). Получил домашнее образование; в числе его учителей был знаменитый энциклопедист Д"Аламбер (см. Д`АЛАМБЕР Жан Лерон). Уже в отрочестве обнаружил незаурядные силу воли и честолюбие. В 1777 начал военную службу в пехотном полку. В 1783 принимал участие в войне за независимость США (см. ВОЙНА ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ В СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ), где успешно проявил себя; вернувшись, был награжден и стал полковником. Но военная карьера не привлекала его, и он вышел в отставку. Революцию во Франции встретил с энтузиазмом и даже отказался от графского титула. Занимался операциями по торговле с недвижимостью и финансовыми спекуляциями, создал себе крупное состояние. Был заключен в тюрьму, откуда его вызволил термидорианский переворот. Богатый жизненный опыт, бедствия эпохи и крушение революционных идеалов привели его к идее новой науки, которая должна была вывести человечество из тупика и указать путь к совершенному общественному устройству. Почувствовав недостаток знаний, в 1799 начал активно заниматься самообразованием, посещал лекции в Политехнической школе в Париже, сблизился с учеными, среди которых были Ж. Л. Лагранж (см. ЛАГРАНЖ Жозеф Луи), Г. Монж (см. МОНЖ Гаспар), К. Бертолле (см. БЕРТОЛЛЕ Клод Луи), Ф. Галль (см. ГАЛЛЬ Франц Йозеф) и др.
Растратив остатки своего состояния, стал переписчиком в ломбарде. Вел разработку своих идей, изнемогая от нищеты и труда, пока его бывший слуга не взял на себя его содержание и расходы по изданию его трудов. В 1803 увидело свет его первое сочинение — «Письма женевского обитателя к своим современникам». Из-под пера Сен-Симона вышли: «Введение к научным трудам XIX в.» (1808), «Записка о всеобщем тяготении» (1813), «Записка о науке о человеке» (1813), «О реорганизация европейского общества» (1814). Были изданы несколько номеров сборников «Индустрия» (1814—1816), «Организатор» (1819—1820). Для пропаганды своих идей рассылал собственноручно переписанные произведения ученым, государственным деятелям, в том числе и Наполеону, и даже королю. Но ожидаемой поддержки и признания не получал и иногда воспринимался как умалишенный. После смерти своего благодетеля жил и печатал свои труды на случайные заработки и нерегулярную помощь благотворителей и сторонников. Постепенно вокруг него образовался небольшой круг учеников и единомышленников. Среди секретарей Сен-Симона были будущий историк О. Тьерри (см. ТЬЕРРИ Огюстен) и будущий основатель позитивизма О. Конт (см. КОНТ Огюст), испытавшие его сильное влияние. В 1822, когда его бедственное положение усугубилось, предпринял попытку самоубийства, в результате которой потерял глаз. Последние сочинение — «Катехизис индустриалов» (1824), «Рассуждения литературные, философские и индустриальные» (1825), «Новое христианство» (1825).
После смерти Сен-Симона его ученики Б. П. Анфантен, С. А. Базар, О. Родриг и др. пытались систематизировать его многочисленное и разнообразное наследие.
Культ науки
Решающую роль в формировании взглядов Сен-Симона сыграло естествознание нового времени, прежде всего механика Ньютона (см. НЬЮТОН Исаак) и учение Декарта (см. ДЕКАРТ Рене), французский материализм и Просвещение (см. ПРОСВЕЩЕНИЕ (идейное течение)) , а также политическая экономия А. Смита (см. СМИТ Адам) и Ж. Б. Сея (см. СЕЙ Жан Батист). Обожествляя науку и ученых (в Ньютоне он видел пророка), Сен-Симон, однако, критиковал их за господство эмпиризма, разрозненность и специализацию знаний, упрекая в абсолютизации эмпирико-аналитического метода познания. Полагал наиболее плодотворным синтетический метод, который позволит объединить естественные дисциплины и обществознание, создать единую науку, в основе которой должна быть физика. Мир, по Сен-Симону, зиждится на законе всемирного тяготения, посредством которого бог управляет Вселенной. Согласно Сен-Симону, весь мир есть материя – твердая или жидкая; все явления природы, и тело человека в том числе, есть продукт их взаимодействия. Полагая, что человечество переживает кризис, призывал уделять большее внимание «науке о человеке», нравственным и политическим наукам, которые он рекомендовал перестроить по образцу естественных наук и сделать «позитивными», то есть оперирующими достоверным и точным знанием, для чего они должны опереться на физиологию. Политика, по Сен-Симону, есть наука о производстве. Выдвинул идею совпадения эволюции человеческого рода и отдельной личности.
Социальный идеал
Историю квалифицировал как прогресс, критериями которого рассматривал счастье большего количества людей, реализацию своих способностей одаренными людьми, рост населения, развитие науки и цивилизации. Движущую силу прогресса видел в развитии разума, в эволюции научно-философских и морально-религиозных идей, приводящей к смене исчерпавших себя общественных порядков. Творцом монотеистической религиозно-философской системы полагал Сократа (см. СОКРАТ) (считал его самым гениальным из людей), а ее высшей формой — христианство. Сформулировал закон чередования теологической, метафизической и научной стадий развития человечества.
Основную коллизию современного общества видел в противостоянии «теологической и феодальной системы» и «научной и индустриальной системы», в борьбе классов дворян, «индустриалов» (предприниматели, рабочие, ремесленники, крестьяне и др.) и промежуточных между ними «буржуа» (юристы, незнатные военные, незнатные землевладельцы и др.). Дворяне являются потомками завоевателей франков, «индустриалы» – покоренных галлов. На его взгляд, до 1789 господствовали дворяне и духовенство, во время революции и в годы правления Наполеона – «буржуа», после 1815 – они властвовали совместно. Критический пафос Сен-Симона был направлен против дворянства и духовенства, феодальной и наполеоновской знати, в которых он видел паразитов и бездельников, препятствующих прогрессу. «Индустриалы» в союзе с «учеными» и «художниками», составляя 24/25 нации, являются созидателями всех богатств общества, сосредотачивают в себе все таланты и способности нации, власть же находится у старой и новой знати. Видел основное противоречие французского общества в том, что оно превратилось в «индустриальное», а власть осталась «феодальной».
Власть путем проповеди и убеждения, обращенных к народам и королям (Сен-Симон был категорическим противником насилия), должна быть отдана «индустриалам». «Индустрия», наука и искусство проложат путь беспредельному прогрессу. По Сен-Симону, в «индустриальном» обществе должны быть введены всеобщий обязательный труд, общественно-плановая организация производства, принцип занятия должностей и исполнения функций в соответствии со способностями и отменен институт наследства. Частная собственность и прибыли предпринимателей, трансформирующихся в своего рода общественных уполномоченных, сохраняются, равно как и монархия, в которой Сен-Симон видел союзника в борьбе с паразитическими классами. Целью преобразований считал благоденствие самого многочисленного неимущего класса – пролетариев, в интересах которых должно быть установлено максимально возможное, хотя и не абсолютное равенство. По Сен-Симону, Франция, идя в авангарде человечества, должна проложить Европе и всему миру путь к будущему. Морально-идейным знаменем нового общества должно стать обновленное христианство, которое, распространившись на всю планету и преодолев односторонность и недостатки католицизма и протестантизма, сделает своим основным принципом лозунг «все люди — братья». Учение Сен-Симона оказало большое влияние на развитие социалистических и коммунистических теорий (см. В. И. Ленин, «Три источника, три составных части марксизма»).

Энциклопедический словарь. 2009.

Смотреть что такое "Сен-Симон Клод Анри де Рувруа" в других словарях:

  • Сен-Симон Клод Анри де Рувруа — Клод Анри де Рувруа Сен Симон. СЕН СИМОН (Saint–Simon) Клод Анри де Рувруа (1760 1825), граф, французский мыслитель, социалист–утопист. Движущими силами исторического развития считал прогресс научных знаний, морали и религии. Основные черты… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Сен-Симон Клод Анри де Рувруа — Анри граф Сен Симон Claude Henri de Rouvroy, comte de Saint Simon основатель школы утопического социализма (сенсимонизм). Дата рождения: 17 октя …   Википедия

  • СЕН-СИМОН КЛОД АНРИ ДЕ РУВРУА — (Saint Simon, Claude Henri de Rouvroy) (1760–1825) Один из отцов основателей современной общественной науки и теории социализма (socialism); видный представитель утопизма (utopianism) XIX в. В фокусе его научных интересов находились… …   Политология. Словарь.

  • Сен-Симон Клод Анри де Рувруа — Сен Симон (Saint Simon) Клод Анри де Рувруа (de Rouvroy) (17.10.1760, Париж, ‒ 19.5.1825, там же), граф, французский мыслитель, социолог, социалист утопист. Под руководством Д Аламбера получил домашнее образование. Офицером французской армии… …   Большая советская энциклопедия

  • Сен-Симон Клод Анри де Рувруа — К. Сен Симон. К. Сен Симон. Сен Симон Клод Анри де Рувруа () граф, французский мыслитель, социалист утопист. Движущими силами исторического развития считал прогресс научных знаний, морали и религии. Основные черты будущей “промышленной… …   Энциклопедический словарь «Всемирная история»

  • СЕН-СИМОН Клод Анри де Рувруа — (Saint Simon Claude Henri de Rouvroy) (1760 1825), граф, французский мыслитель, социолог, социалист утопист. Получил домашнее образование под руководством Д Аламбера. В 17 летнем возрасте заслужил первое воинское звание. Офицером французской… …   Энциклопедия Кольера

  • Сен-Симон Клод Анри де Рувруа, граф — (Saint Simon, Claude Henri de Rouvroy, comte de) (1760 1825), философ, основатель франц. социализма. Участвовал в амер. Войне за независимость; во время террора во Франции был заключен в тюрьму. В 1814 25 гг. опубликовал свои теории по орг ции об …   Всемирная история

  • СЕН-СИМОН (Клод Анри де Рувруа, граф де) — французский философ и экономист (Париж, 1760 там же, 1825). Дальний родственник герцога де Сен Симона. Он участвует в американской войне за независимость (1777 1783), посвящает свою жизнь путешествиям, и, наконец, последние годы жизни проводит в… …   Философский словарь

  • СЕН-СИМОН Клод-Анри де Рувруа (1760-1825) — французский мыслитель, социолог; автор утопических социальных проектов Промышленная система , Новое христианство . Потомок старинного рода французских аристократов, ученик д Аламбера, математика и энциклопедиста. Юношей поступает на военную… …   История Философии: Энциклопедия

  • Сен-Симон, Клод Антри де Рувруа — Анри граф Сен Симон Claude Henri de Rouvroy, comte de Saint Simon основатель школы утопического социализма (сенсимонизм). Дата рождения: 17 октя …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»