Сезанн Поль это:

Сезанн Поль
Сеза́нн Поль
(Cézanne) (1839—1906), французский живописец. Один из основоположников постимпрессионизма. В натюрмортах, пейзажах, портретах стремился выявить с помощью градаций чистого цвета, устойчивых композиционных построений неизменные качества предметного мира, его пластическое богатство, логику структуры, величие природы и органическое единство её форм («Берега Марны», 1888; «Персики и груши», 1888—90).
* * *
СЕЗАНН Поль
СЕЗА́НН (Cezanne) Поль (1839—1906), французский живописец. Представитель постимпрессионизма (см. ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ) . В натюрмортах, пейзажах, портретах стремился выявить с помощью градаций чистого цвета, устойчивых композиционных построений неизменные качества предметного мира, его пластическое богатство, логику структуры, величие природы и органическое единство ее форм («Берега Марны», 1888; «Персики и груши», 1888—90).
* * *
СЕЗА́НН (Cezanne) Поль (19 января 1839, Экс-ан-Прованс — 22 октября 1906, там же), французский живописец.
Юность. Годы учения
Учился в коллеже в Эксе вместе с Э. Золя (см. ЗОЛЯ Эмиль), с которым впоследствии долго был дружен. После завершения учебы в 1858 работал в конторе своего отца — провинциального финансиста, одновременно посещал Муниципальную школу рисования. В 1861 Сезанн впервые отправляется в Париж, проваливается на вступительных экзаменах в Школу изящных искусств. После кратковременного пребывания на родине и работы в банке вновь возвращается в Париж, посещает т. н. академию Сюиса (1862—65), где за небольшую плату можно было рисовать обнаженную натуру. Внимательно следит за художественной жизнью, посещает знаменитое кафе Гербуа, в котором часто собираются художники. Среди кумиров современности — Э. Делакруа (см. ДЕЛАКРУА Эжен) и Г. Курбе (см. КУРБЕ Гюстав). Копировал картины старых мастеров в Лувре, преимущественно Веронезе (см. ВЕРОНЕЗЕ Паоло), Тинторетто (см. ТИНТОРЕТТО Якопо), Караваджо (см. КАРАВАДЖО Микеланджело), Креспи (см. КРЕСПИ Джузеппе Мария) . Специального художественного образования Сезанн не получил и был самоучкой, так как не желал подчиняться догмам академического искусства.
Сезанн, Мане и импрессионисты
Через Золя знакомится с художниками Э. Мане (см. МАНЕ Эдуар), а также К. Писсарро (см. ПИССАРРО Камиль), К. Моне (см. МОНЕ Клод), О. Ренуаром (см. РЕНУАР Огюст) и др., будущими представителями импрессионизма (см. ИМПРЕССИОНИЗМ). Участвовал в выставках импрессионистов 1874 и 1877, однако не разделял их установки на фиксацию мимолетных состояний природы. Как и Мане, вариации на темы картин которого он создавал («Завтрак на траве», 1869—70, частное собрание, Париж; «Новая Олимпия», Музей д"Орсе, Париж), Сезанн хотел следовать традициям старых мастеров, Пуссенн был его постоянным кумиром, а именем Энгра (см. ЭНГР Жан Огюст Доминик) он даже подписал два декоративных панно «Весна» и «Осень» (1859—62, Пти Пале, Париж).
Ранний период (1860-гг.)
Творчество этого периода имеет ярко выраженный романтический характер: сцены насилия («Убийство», 1867—70, Галерея Вильдштейн, Нью-Йорк), натюрморты типа «суета сует» («Натюрморт с черепом и подсвечником», 1865—67, частное собрание, Швейцария), эротические видения («Оргия», 1864—68, частное собрание, Париж). Произведения Сезанна трудно датировать, так как он редко выставлялся и не ставил сам дат на холсте. В числе значительных работ раннего периода — «Портрет отца» (1867 (?), частное собрание), довольно большого размера (198 · 118 см). Видимо, этот портрет должен был доказать отцу, что художник окончательно утвердился в выборе своей профессии. В «Девушке у пианино» (ок. 1869, Эрмитаж) изображены сестра и мать художника, пустующее кресло должно напоминать об отце. В скромном провинциальном интерьере звучит романтическая музыка Вагнера, культ которого характерен для Франции второй половины ХIХ в. (другое название картины — «Увертюра к Тангейзеру»). На рубеже 1860—70 гг. начинается тема «купальщиц» и «купальщиков», которая станет важной в последующие десятилетия.
Творчество 1870-х гг.
В начале 1870-х гг. Сезанн сближается с Мари-Гортензией Фике, вскоре рождается сын Поль (это будущие модели художника). Семья живет в Понтуазе и Овере близ реки Уазы, где складывается, помимо Аржантея, еще одна «малая столица импрессионизма»; тут работают Писсарро и Гийомен. Под влиянием Писсарро художник начинает писать этюды на пленэре (см. ПЛЕНЭР) , овладевает техникой мелкого мазка. Наиболее импрессионистическая картина этого периода — «Дом повешенного» (1873, Музей д"Орсе, Париж). Уроки Писсарро были важны и потому, что он уделял большое внимание пространственной организованности пейзажа. Сезанн желал конструировать мир, передавать его устойчивые, непреходящие черты; его не интересовали динамика окружающей среды и изменчивость цвета в атмосфере. Свой творческий принцип, выработанный им во 2-й половине 1870-х гг., он назвал «воплощением», реализацией.
Пространственные планы мало интересуют Сезанна, он стягивает все изображение в единое живописное поле, так что отдельные перспективные зоны как бы наплывают друг на друга, сливаются. Порой он использует приемы обратной и сферической перспективы. Абсолютно прямые линии редки в его картинах: они то изгибаются, то наклонны. Увлекаясь все более акварельной живописью, он переносит отдельные ее приемы и в технику масляной живописи, пишет на белых, специально негрунтованных холстах, красочный слой становится у него все более облегченным, как бы светящимся изнутри. Краски Сезанна — это градации (по его словам, модуляции) трех основных цветов (зеленого, голубого и охристого) и, естественно, белого. Лепка форм становится лаконичнее, конструктивно обобщеннее.
Автопортреты и натюрморты
В 1870-е гг. начинается серия автопортретов. От «Автопортрета в фуражке» (ок. 1874, Эрмитаж) с его некоторой «диковатостью» и «японизацией» изображения глаз он переходит к созданию обобщенных образов («Автопортрет», ок. 1880, частное собрание, Винтертур). В натюрморте «Ваза с фруктами» (1878, частное собрание, Париж) зритель видит вазу как бы в профиль и одновременно несколько сверху. Совмещение разных точек зрения на объект при его изображении — излюбленный прием Сезанна.
В отличие от импрессионистов, любивших изображать прогулки и пикники на природе, у Сезанна никогда в ландшафтах не видно людей; его многочисленные пейзажи, исполненные в Понтуазе, пустынны; более того, в желто-охристых кристаллах домов словно не подразумевается жизнь; это некие саркофаги духа среди пышной южной растительности. Природа выступает сама по себе, как могучая и полная скрытой энергии сила. Характерно, что в это время Сезанн начал интересоваться геологией. Частым мотивом его пейзажей становится с 1880-х гг. гора Сент Виктуар, видная из окон и с террасы его мастерской в пригороде Экса, где художник жил до конца жизни, получив прозвище «отшельник из Экса».
Поздний период
На рубеже 1880—90 гг. Сезанн все больше увлекается т. н. фигурными жанрами. Композиция «Пьеро и Арлекин» (1888, Музей изобразительных искусств, Москва) сюжетно посвящена празднику «марди гра» — последнему дню карнавала перед постом. Пять вариантов композиции «Игроки в карты» (1890—92, возможно, 1890—96) инспирированы картиной Караваджо на такую же тему из местного музея. В середине 1890-гг. Сезанн начинает работать над портретами («Портрет А. Воллара», 1899, Пти Пале, Париж; «Портрет Г. Жеффруа», 1895, Музей д"Орсе, Париж), которые требовали многочисленных сеансов (порой до ста) и все же оставались незавершенными. Многие холсты позднего Сезанна остались незаконченными, в т. ч. и его итоговая композиция «Большие купальщицы» (1898—1905, Музей искусств, Филадельфия), призванная завершить большой цикл и ритмически строго выверенная. Сезанн писал свои обнаженные натуры по воображению, фигуры его часто деформированы, экспрессивны, поставлены в надуманные позы и группы.
Слава приходит к Сезанну в конце жизни. В Экс начинается паломничество художников, коллекционеров и критиков. Воздействие его искусства сказалось на творчестве П. Гогена (см. ГОГЕН Поль) и художников группы «Наби» (см. НАБИ), фовистов (см. ФОВИЗМ) и кубистов (см. КУБИЗМ), русских «сезаннистов» из «Бубнового валета» (см. БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ) . Сезанна рассматривали порой как «художника для художников» и представителя «чистой живописи», иногда же, напротив, как создателя своего рода философской концепции мира и искусства.

Энциклопедический словарь. 2009.

Смотреть что такое "Сезанн Поль" в других словарях:

  • Сезанн, Поль — Поль Сезанн Paul Cézanne …   Википедия

  • Сезанн Поль — Сезанн, Поль Дата рождения: 19 января 1839 Место рождения: Экс ан Прованс, Франция Дата смерти …   Википедия

  • Сезанн Поль —         (Cezanne) (1839 1906), французский живописец. Представитель постимпрессионизма. Посещал Академию Сюиса в Париже (1861 65). Благодаря Э. Золя и К. Писсарро сблизился с Э. Мане, К. Моне, О. Ренуаром и другими будущими представителями… …   Художественная энциклопедия

  • Сезанн, Поль — Поль Сезанн. Натюрморт с драпировкой . Ок. 1899. Эрмитаж. СЕЗАНН (Cezanne) Поль (1839 1906), французский живописец. Представитель постимпрессионизма. В натюрмортах, пейзажах, портретах выявлял с помощью градаций чистого цвета, устойчивых… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Сезанн Поль — Сезанн (Cézanne) Поль (19.1.1839, Эксан Прованс, ‒ 22.10.1906, там же), французский живописец, ведущий мастер постимпрессионизма. Посещал рисовальную школу в Эксе (1858‒62) и Академию Сюиса в Париже (1861‒65). Благодаря Э. Золя (другу детства) и… …   Большая советская энциклопедия

  • СЕЗАНН Поль — (Cezanne, Paul) (1839 1906), выдающийся французский живописец постимпрессионист; его смелые эксперименты с формой и цветом оказали огромное влияние на развитие искусства 20 в. Сезанн родился в городке Экс ан Прованс 19 января 1839. В 1863 он… …   Энциклопедия Кольера

  • Сезанн\ Поль — (19 января 1839, Экс ан Прованс 22 октября 1906, там же), французский живописец …   Биографический словарь Франции

  • Сезанн — Сезанн, Поль Сезанн, Поль Дата рождения: 19 января 1839(1839 01 19) …   Википедия

  • Поль Сезанн — Сезанн, Поль Дата рождения: 19 января 1839 Место рождения: Экс ан Прованс, Франция Дата смерти …   Википедия

  • Сезанн, Жан Поль — Сезанн, Поль Дата рождения: 19 января 1839 Место рождения: Экс ан Прованс, Франция Дата смерти …   Википедия

Книги

  • Сезанн. Завещание мастера, Мурина Елена Борисовна. Поль Сезанн (1839-1906), признанный реформатор пространственного языка живописи, оказал влияние на различные художественные движения и концепции ХХ века. Между тем в наши дни наследие мастера… Подробнее  Купить за 4454 руб
  • Сезанн, Поль, Джесси Рассел. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. High Quality Content by WIKIPEDIA articles! Поль Сеза?нн (фр. Paul C?zanne) — французский художник,… Подробнее  Купить за 1254 руб
  • Сезанн. Жизнь, Данчев А.. Одна из ключевых фигур искусства ХХ века, Поль Сезанн уже при жизни превратился в легенду. Его биография обросла мифами, а творчество — спекуляциями психоаналитиков. Алекс Данчев с… Подробнее  Купить за 459 руб
Другие книги по запросу «Сезанн Поль» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»