Сегантини Джованни

Сегантини Джованни
Сеганти́ни Джованни
(Segantini) (1858—1899), итальянский живописец. Пользуясь техникой раздельного точечного мазка (см. Дивизионизм), писал поэтические сцены патриархальной крестьянской жизни («Пахота в Энгадине», 1890). В поздних аллегорических картинах обратился к содержательным и пластическим решениям в духе символизма.
* * *
СЕГАНТИНИ Джованни
СЕГАНТИ́НИ (Segantini) Джованни (15 января 1858, Арко, близ Трентино, Южный Тироль, Швейцария — 28 сентября 1899, Шафберг, близ Понтрезины, Швейцария), итальянский живописец, увлекался эстетикой символизма (см. СИМВОЛИЗМ), работал в живописной манере, получившей название дивизионизм (см. ДИВИЗИОНИЗМ).
Первый период (1870—80-е)
В 1876 из Швейцарии с семьей переселился в Милан. Начал заниматься в Академии художеств Брера, но вскоре оставил занятия, будучи не удовлетворен системой преподавания. Работал самостоятельно, писал пейзажи в окрестностях Милана. Большое значение в его формировании как профессионального художника сыграла встреча в 1879 с братьями В. и А. Грубичи, познакомившими его с европейским искусством. По репродукциям, привезенным Витторио Грубичи из Парижа, изучал произведения Ф. Милле (см. МИЛЛЕ Жан Франсуа). Его внимание привлекло также творчество Дж. Фаттори, крупного живописца-вериста, главы объединения мастеров Флоренции «Скуола Маккьяйоли».
В 1880-е гг. начинает создавать первые самостоятельные полотна на сюжеты из жизни крестьян и пастухов альпийских горных селений Брианца (1882—86), Савоньино (1887—94) и Малойя (1895—99).
Картины, написанные в Брианца «Благословление овец», «Стрижка овец» (обе — 1882—86, Сент-Мориц, Музей Сегантини), «Аве Мария на закате» (1886. Базель, Художественный музей), «На пастбище» (1886, Рим, Национальная галерея современного искусства) написаны в традиции итальянского веризма (см. ВЕРИЗМ) второй половины века, с присущей мастерам этого направления правдивым наблюдением натуры, интересом к решению пленэрных задач.
Второй период (1890-е)
В 1890-е гг. под влиянием статей братьев Грубичи и живописца Г. Превиатти о дивизионизме, под впечатлением увиденных в Париже в 1898 произведений дивизионистов Сегантини начинает работать в новой манере. Он выставляется вместе с Г. Превиатти, В. Грубичи, Дж. Пелицца да Вильпедо, Э. Лонгони, А. Морбелли, которых объединило увлечение дивизионизмом. Живописные традиции мастеров ломбардской школы (так называемой «Скапильятуры») он соединяет с теорией спектрального разложения цвета, которой руководствовались французские мастера. Живописная структура его пейзажей и композиций на сюжеты из жизни жителей альпийских селений строится на сочетании экспрессивных коротких лучеобразных и удлиненных, уподобленных большой запятой мазков. В палитре художника преобладают зеленые, фиолетовые, желтые и серо-голубые цвета, рождающие ощущение искусственного освещения и декоративности, в отличие от его произведений 1880, строившихся на воспроизведении реальных светоцветовых эффектов. В подобной манере написаны полотна, созданные в Савоньино «Сбор сена» (1889—1890. Сент-Мориц, Музей Сегантини; «Две матери». 1889. Милан, Галерея современного искусства), «Пахота» (1893, Мюнхен, Новая Пинакотека), «Альпы в мае» (1891. Цюрих, частное собрание).
Работая с 1895 в селении Малойя, Сегантини пишет виды лугов в различное время года, заснеженные склоны горы Энгадин, поражающие космическим размахом и величием природы Альп («Проявление весны», Сан-Франциско, Художественная галерея; «Пастбища весной», Лукарно, галерея Фишер).
Под влиянием эстетики символизма, следя за дискуссиями о нем, Сегантини в 1890-е гг. создает картины, полные таинственного, загадочного содержания, литературных и религиозных ассоциаций («Ангел жизни», 1894, Рим, Национальная галерея современного искусства; «Горе, поддерживаемое верой», Гамбург, Кунстхалле; «Любовь у источника жизни», 1896, Милан, Галерея современного искусства). В период увлечения японским искусством, индийским эпосом и буддийской философией были написаны картины символистского содержания «Нирвана сладострастных» (1891. Ливерпул, Художественная галерея), «Нирвана для плохих матерей» (1890-е гг. Вена, Художественно-исторический музей).
Характерное для художника-символиста увлечение музыкой (Сегантини сам являлся автором музыки к двум балетам), идея соединения в своем искусстве музыки и живописи проявились в посвященном композитору Г. Доницетти (см. ДОНИЦЕТТИ Гаэтано) полотне «Музыкальная аллегория» (1896, Сент-Мориц, музей Сегантини).
Программным для творчества художника явился и его «Альпийский триптих» (1896—1899. Лукарно, галерея Фишер). В нем художник выразил унаследованную символистами от романтиков идею общих для человека и природы жизненных циклов. Весенний альпийский вид символизирует пробуждение природы и человека, а изображение зимнего и осеннего пейзажей — заключительные аккорды жизненного цикла. Написанные каждый в определенной колористической гамме, они приведены к красочной гармонии, в которой выразительные средства живописи и музыки должны были составлять единство.
В 1890-е гг. Сегантини увлекают и проблемы близкие эстетике стиля модерн. Он посвящает проблеме синтеза различных видов искусства ряд теоретических статей в 1891—1893 гг. Эта волновавшая его тема звучит и в письмах художника (опубликованы в 1870 Л. Витали). Художественное воплощение эти идеи находят в созданных для павильона Парижской выставки 1900 эскизах больших панно (до 19,5 м) с видами горы Энгадин в различное время года (Сент-Мориц, музей Сегантини). Над ними предполагалось разместить медальоны с изображением альпийских растений и птиц в духе флореальных мотивов, ценимых мастерами модерна (см. МОДЕРН).
Глубокое постижение внутреннего мира моделей характерно для портретов художника («Автопортрет», 1883—84. Сент-Мориц, Музей Сегантини; «Настоятель Карло Рота», Милан, Центральный госпиталь; «Витторно Грубичи», 1890, Лейпциг, Музей изобразительных искусств), исполненных в манере лучеобразного динамичного мазка.
При жизни Дж. Сегантини была написана «Автобиография», изданная в 1910. Живописные поиски художника оказали влияние на мастеров итальянского авангарда 1910-х гг. — Балла, Боччони, Карра, Северини, составивших первое поколение итальянских футуристов.

Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Сегантини Джованни" в других словарях:

  • Сегантини Джованни —         (Segantini) (1858 1899), итальянский живописец. Учился в АХ в Милане (с 1876). С 1885 работал в Швейцарии. Испытал влияние Ж. Ф. Милле. Пользуясь техникой раздельного точечного мазка, так называемого дивизионизма (но сохраняя объёмность… …   Художественная энциклопедия

  • Сегантини, Джованни — Джованни Сегантини Giovanni Segantini …   Википедия

  • Сегантини Джованни — Джованни Сегантини Giovanni Segantini Джованни Сегантини. 1882 Дата рождения: 15 января 1858 Место рождения: Арко близ Тренто …   Википедия

  • Сегантини Джованни — Сегантини (Segantini) Джованни (15.1.1858, Арко, Трентино Альто Адидже, ‒ 28.9.1899, Шафберг, близ г. Понтрезина, Швейцария), итальянский живописец. С 1876 учился в АХ в Милане. С 1885 работал в Швейцарии. Испытал влияние Ж. Ф. Милле. Пользуясь… …   Большая советская энциклопедия

  • Сегантини — Сегантини, Джованни Джованни Сегантини Giovanni Segantini Джованни Сегантини. 1882 Дата …   Википедия

  • Джованни Сегантини — Giovanni Segantini Джованни Сегантини. 1882 Дата рождения: 15 января 1858 Место рождения: Арко близ Тренто …   Википедия

  • Сегантини — Джованни (Segantini, Giovanni) 1858, Арко, близ Трентино, Южный Тироль, Швейцария 1899, Шафберг, близ Понтрезины, Швейцария. Итальянский живописец. В 1876 переехав с семьей в Милан, начал заниматься в Академии художеств, но вскоре оставил ее.… …   Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

  • СЕГАНТИНИ (Segantini) Джованни — (1858 1899) итальянский живописец. Представитель неоимпрессионизма. Суровые сцены крестьянской жизни, альпийские пейзажи ( Пахота , 1890) …   Большой Энциклопедический словарь

  • Сегантини — (Джованни Segantini, 1858 99), итальянский живописец. Еще в детстве лишившись отца и матери, был взят в Милан одним из своих родственников, у которого, однако, жилось ему так плохо, что он бросил его и отправился пешком искать счастья во Францию …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Сегантини — (Segantini)         Джованни (15.1.1858, Арко, Трентино Альто Адидже, 28.9.1899, Шафберг, близ г. Понтрезина, Швейцария), итальянский живописец. С 1876 учился в АХ в Милане. С 1885 работал в Швейцарии. Испытал влияние Ж. Ф. Милле. Пользуясь… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»