сапотеки это:

сапотеки
сапоте́ки
индейский народ в Мексике (штат Оахака). Численность 380 тыс. человек (1995). Язык сапотек. Верующие — католики.
* * *
САПОТЕКИ
САПОТЕ́КИ (исп. zapotecas, искаж. от ацтекского tsapotekatl, «облачный народ»), индейский народ Мексики, язык которых относится к группе отомангских языков. Цивилизация древних сапотеков в пору расцвета (классический период) занимала территорию нынешнего штата Оахака, юг соседнего штата Пуэбла и восток штата Герреро.
Долина Оахака. Сан-Хосе-Моготе
Центром этой цивилизации была долина Оахака, представляющая собой комплекс из нескольких долин. С 1964 там на протяжении 20 лет проводили исследования североамериканские археологи. Их работы позволили установить постепенное формирование одной из древних цивилизаций Америки. Первые земледельческие поселения датируются временем 1400 до н. э. Небольшие поселения земледельцев (около 20) найдены по всей долине. Большая их часть в начале 1 тыс. до н. э. имела общественные постройки, возведенные из плетня и глины на каменных пирамидальных платформах с небольшими лестницами. К середине 7 в. до н. э. появляются каменные строения с вертикальными стенами и широкими лестницами. Центром долины стало поселение в Сан-Хосе-Моготе с числом обитателей около 700 чел. (все остальные были значительно меньше). К середине 1 тыс. до н.э. в долине было уже 85 поселений. К фазе Росарио (600—500 гг. до н э.) относится найденная в Сан-Хосе-Моготе каменная плита (Монумент 3) с изображением принесенного в жертву человека и двумя иероглифическими знаками, которые, вероятно, обозначали дату (или имя человека по дате) 260-дневного года. До настоящего времени это самый древний письменный знак в Америке.
Монте-Альбан
В дальнейшем центром долины становится Монте-Альбан в 9 милях к югу от Сан-Хосе-Моготе, близ нынешнего г. Оахака, столицы одноименного штата, в 350 км на юго-восток от Мехико. Руины находятся на холме высотой 400 м. над ложем долины. Городище получило название по имени испанца, владельца земель; доиспанское название города неизвестно. Впервые был детально исследован мексиканским археологом А. Касо в 1931—1953 гг. На основе анализа керамики и с учетом радуиоуглеродных дат в истории города выделяют несколько периодов.
Период Монте-Альбан I длился с 500 по 200 гг. до н. э.; в нем выделяют два подпериода: ранний I (500—300 гг. до н.э.). и поздний I (300—200 гг. до н. э.). Город сразу был образован как крупное поселение, вероятно, столица, притом вдали от удобных для возделывания земель. На ранее незаселенном месте, вокруг пространства, которое затем стало Главной площадью, появились три квартала. Поселение занимало площадь 320 га, из которых 65 были плотно заселены. К концу ранней фазы там жило около 5 тыс. человек. Хотя возможно было богарное земледелие на террасах и есть следы ирригационного канала, большую часть пищи доставляли, вероятно, из других мест; часть воды должны были поднимать из источников в долине.
В поздней фазе периода I поселение заняло почти весь главный холм и соседние. Значительные постройки появились на Северной платформе. Началось возведение защитной стены вдоль более отлогих западной и северной сторон большого холма.
В это время жилые комплексы представляли собой однокомнатные постройки, окруженные могилами и тщательно сделанными ямами, возможно для хранения пищи. Стены из адобов и известняковых блоков возводились на каменных основаниях. Пространство, что стало со временем Главной площадью, в основном не было занято.
Одна из общественных построек этого периода представляет собой пирамидальную платформу, на которой расположено сооружение, восточная сторона которого была облицована более чем 300 большими прямоугольными плитами из гнейса. На них выгравированы изображения обнаженных людей, напоминающие Монумент 3 из Сан-Хосе-Моготе. Блоки расположены в четыре ряда. В нижнем они стоят вертикально, головы изображенных повернуты влево, во втором ряду блоки (и изображения) расположены горизонтально, в третьем — опять вертикально, но с лицами, обращенными в другую сторону, в последнем — опять горизонтально. Сходные изображения есть на вертикалях ступеней лестницы из каменных блоков.
Фигуры поначалу получили название «танцоров». Однако М. Ко пришел к выводу, что скорее всего на блоках представлены тела умерщвленных пленников, так как они были с закрытыми глазами и открытыми ртами. Кроме того, нагота в Мезоамерике служила для унижения пленников. Вдобавок среди изображений есть такие, где из частей тела исходят завитки (обычно представляющие струи крови).
На одном из концов галерии «танцоров» находились стелы (12 и 13) с гравированными иероглифическими надписями, составляющими один из древнейших текстов Монте-Альбана, он включает дату 260 дневного календаря. Тексты без изобразительных сцен, содержащие календарные и некалендарные глифы, есть и на других стелах (14, 15, 17). При этом стела 15 имеет знаки с числами от 14 до 18, что А. Касо интерпретировал как первые свидетельства использования 365-дневного календаря.
По захоронениям периода I можно проследить некоторое социальное расслоение. Так, только 6 из 20 известных были них осуществлены в склепах; они содержали больше керамики, чем те захоронения, что проводились в простых могилах. Керамика включала фигурки предполагаемого сапотекского бога дождя Косихо и изображения рыб, уток, лягушек, раковин и др.
Период Монте-Альбан II длился с 200 г. до н. э. по 200 г. н. э. Вероятно, тогда была завершена большая защитная стена вдоль северного, северо-западного и западного краев города. Стены охраняли и южный форпост города На восточном склоне была построена небольшая ирригационная система, что истолковывают как попытку сделать город самообеспечивающимся. Продолжалась застройка Главной площади, к концу периода она приняла свою нынешнюю форму и простиралась на 750 м с севера на юг и 300 м. в западно-восточном направлении.
Жилые комплексы этого времени представляли собой открытые или полуоткрытые усадьбы разнообразных форм. Между ними обнаружено мало вариаций в захоронениях или предметах. К этому периоду относится возведение общественных построек в центре площади, в том числе строения J (построено между 100 до н. э. и 200 н. э.), предполагаемой обсерватории необычной формы (его пять стен образуют подобие наконечника стрелы). Вертикальные стены верхней части сооружения покрыты плитами с надписями. Среди других примечательных построек периода II — комплекс для игры в мяч.
Период Монте-Альбан III датируется временем 200—750 гг. н. э. Его делят на две фазы, IIIА (200—450 н.э.) и IIIB (450—600—700 н. э.). Это был последний период возведения крупных построек, завершилось формирование Главной площади. Весь холм, как и соседние Асомпа и Гальо, был занят террасами с усадьбами. К концу IIIB город достиг своего популяционного максимума — в нем обитало до 30 тыс человек.
Жилые постройки IIIА продолжали традицию периода II. Для фазы IIIB стали свойственны закрытые усадьбы, во дворы которых выходили жилые помещения. Как правило, под полом жилища размещались захоронения. Усадьбы более однообразны по размерам и конструкции, чем в предыдущих фазах. Тем не менее, наличие несколько типов, отличающихся формами и размерами двора, позволяет говорить о сложной социальной структуре поселения. Появились большие усадьбы, площадь двора которых составляла 100—150 м2; для доступа к склепам служили лестницы. Иногда эти усадьбы размещались на платформе с лестницей.
Из общественных построек наиболее примечательна Южная платформа, относимая к периоду IIIА, в углах которой найдены гравированные плиты, которые интерпретируются как памятные изображения визита в Монте-Альбан представителей Теотиуакана (см. ТЕОТИУАКАН). О взаимодействии с этим городом говорит также находимая на Монте-Альбане керамика теотиуаканского стиля (есть и местные подражания ей) и наличие в Теотиуакане сапотекского квартала. Поскольку нет свидетельств того, что долина была завоевана Теотиуаканом, предполагается, что отношения между двумя столицами носили экономический и политический характер.
К периоду III относятся склепы элиты; их стены украшены росписью, а фасады — скульптурными украшениями. В частности, у гробницы 104 фасад был облицован тщательно отесанными камнями. В нише над входом размещалась статуя божества, сделанная из глины. На плите входного проема были выбиты иероглифы. Внутренние стены погребальной камеры, состоявшей из нескольких ниш, были покрыты белым штуком (см. СТУККО) и расписаны изображениями, вероятно, богов и жрецов. Среди приношений было несколько керамических урн с фигурами божеств или, возможно, реальных лиц. На стенах гробницы 105 представлена процессия из 9 пар богов и богинь. Погребальные урны передавали многие детали костюма, вполне вероятно носимого местной знатью — пышные головные уборы, напоминающие шляпу с полями, высокие воротники из перьев, нагрудные бляхи, серьги, поясные подвески в виде трубочек и многие другие предметы, тщательно вылепленные из глины.
В период III-A население долины Оахака могло достигать 115 тыс. человек. Археологи проследили концентрацию общественной жизни в нескольких поселениях, значительно уменьшился % поселений с церемониальными центрами — с 40 % до 22 %. Прослежена дифференциация поселений; среди них выделяют террасные на холмах (могли нести пограничные функции), поселения в долинах, городские центры, отдельные усадьбы. Особенностью Монте-Альбана как крупного города было то, что он не был важным центром производства и обмена, хотя некоторое производство там имело место.
Мифология
Согласно историческим источникам, у сапотеков было большое число божеств, связанных как с природными стихиями, так и различными сферами жизни людей. Верховного бога, не имевшего конца и начала, создателя всех божеств, господина воздуха и восхода, звали Коки-Шее (Coqui-Xee) или Пихе-тао (Pije-tao). Бог Копихча или Гобича был ответствен за рождение дня и поглощение влаги. Косихо считался господином молнии и дождя, Кособи — богом пищи и маиса, Пекала или Бекала — богом сна, любви и сладострастия, Шоо — богом землетрсений, Зии — богом несчастья и нищеты. Сапотеки верили, что боги Косаана и Кочаана (или Нохуичана) создали людей и животных; они были покровителями рожениц, охотников и рыбаков. Боги смерти считались хозяевами ада. Были также боги болезней и медицины, войны, богатства и торговцев, охоты и рыбной ловли.
Некоторые из божеств идентифицируются на древних погребальных урнах. На них часто представлен Косихо, опознаваемый по маске, на которой видны резцы и змеиный раздвоенный язык, а также Бог-Ягуар, Бог-Летучая мышь, Кетцалькоатль с маской челюсти змеи, Шипе Тотек — бог весны и ювелиров (его атрибутом была наброшенная на плечи кожа, снятая с человека).
В периоде IIIB прослеживается начало упадка Монте-Альбана. К периоду IV, начало которого относят ко времени 600—700 гг. н. э., он потерял свою ключевую позицию. Главная площадь была покинута, хотя склоны холмов и подножья продолжали быть обитаемы и использовались для захоронений знати. В периоде IV (600/700 — 950 н. э.) прежде единое государство долины распалось на несколько независимых единиц. Археологи, изучавшие Монте-Альбан, видят две основных причины его заката. Прежде всего, они связывают его с упадком Теотиуакана (см. ТЕОТИУАКАН), прослеживаемого с 7-го в. и завершившегося в середине 8-го. В долине Оахака отпала необходимость в союзе региональных городов, который заметно усилился в III периоде в ответ на экспансию Теотиуакана. Вторая причина, внутреннего порядка — освоение к этому времени всех пригодных к возделыванию земель.
Саачила
По историческим источникам известно, что Монте-Альбан попадает под власть миштеков. Вожди последних хоронят на городище усопших, используя иногда для этого старые склепы (знаменитое захоронение 7 с богатыми приношениями). В позднее время район платил дань ацтекам (см. АЦТЕКИ). На Монте-Альбане найдена ацтекская керамика, возможно на месте расположения ацтекского гарнизона.
В период, предшествовавший появлению испанцев, столицей сапотеков была Саачила (Zaachila) или, по-ацтекски, Теосапотлан (Teozapotlan). По индейским преданиям, там правили подряд три вождя с именами Саачила. Основатель города, Саачила 1, воевал против чонталей и заключал союзы с миштеками, чтобы воевать с мише. Его сын Саачила 2 продолжал борьбу с мише; а Саачила 3 защищал свою территорию от вторжений миштеков и мешика (ацтеков). В 1482 ему наследовал сын Косихоэса, который воевал с мешика, заключал союзы с миштеками и в 1518 завоевал перешеек Теуантепек. Саачила оказалась последней столицей сапотеков, ее господство кончилась со смертью Косихоесы.
Отношения сапотеков с миштеками были не только враждебными, но и мирными, включая военные и брачные союзы. В таких городах как Митла, Йагул. Саачила, Теотитлан и др. есть следы как сапотекской так и миштекской культур.

Энциклопедический словарь. 2009.

Смотреть что такое "сапотеки" в других словарях:

  • Сапотеки —         индейский народ в Мексике, в штате Оахака. Сапотеки играли большую роль в истории и культуре древнемексиканских народов до испанского завоевания (XVI в.). Первые памятники культовой архитектуры и монументальной скульптуры относятся к X I… …   Художественная энциклопедия

  • САПОТЕКИ — (самоназвание запотеки) индейский народ общей численностью 350 тыс. чел., проживающий на территории Мексики. Язык сапотек. Религиозная принадлежность верующих: католики …   Современная энциклопедия

  • САПОТЕКИ — индейский народ в Мексике (шт. Оахака). 350 тыс. человек (1992). Язык сапотек. Верующие католики …   Большой Энциклопедический словарь

  • Сапотеки — (самоназвание запотеки) индейский народ общей численностью 350 тыс. чел., проживающий на территории Мексики. Язык сапотек. Религиозная принадлежность верующих: католики.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Сапотеки — …   Википедия

  • Сапотеки — Под влиянием культуры Теотиуакана находился народ Южной Мексики сапотеки. Около города Оахака, где была столица сапотеков, сохранились памятники архитектуры и скульптуры, говорящие о существовании у сапотеков развитой культуры и резко выраженной… …   Всемирная история. Энциклопедия

  • Сапотеки —         индейский народ в Мексике. Живёт преимущественно в штате Оахака. Численность около 300 тыс. чел. (1970, оценка). Язык С. относится к отомимиштекосапотекским языкам (См. Отомимиштекосапотекские языки). По религии С. формально католики, но… …   Большая советская энциклопедия

  • САПОТЕКИ — один из крупн. совр. индейских народов Мексики. С. живут преим. в вост. части шт. Оахака и на тихоокеанском побережье Теуантепека. Ок. 260 тыс. чел. (1961). По языку принадлежат к большой отоми миштеко сапотекской языковой семье. До появления… …   Советская историческая энциклопедия

  • сапотеки — сапот еки, ов, ед. ч. т ек, а …   Русский орфографический словарь

  • сапотеки — ів, мн. Індійський народ в Мексиці …   Український тлумачний словник

Книги



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»